БАЙДАРКА-ЧЕЛНОК


лодка из простых материалов

Часто бывает так, что руководства по самостоятельной постройке лодок прямо-таки отпугивают начинающих любителей такими «таинственными» для них словами, как «эпоксидные смолы», «пенопласт», «стеклоткань», «бакелизированная» или «авиационная фанера» и т. д. Более искушенных пугает другое: трудности с приобретением этих материалов. Между тем неплохую лодку можно построить и из простых, доступных всем материалов. Байдарка-челнок «Рыбка», которую мы предлагаем сделать, требует для постройки лишь нескольких сосновых досок, одного листа фанеры и немного гвоздей, шурупов и алюминиевой проволоки. Несмотря на малые размеры, «Рыбка» свободно несет двух взрослых или трех подростков.

Основная особенность конструкции лодки — малое сечение стрингеров и фанерные шпангоуты. Относительная слабость этих деталей возмещается их числом (см. 3-ю стр. вкладки и рис. 1), что несколько утяжеляет корпус, но зато позволяет использовать для обшивки любые достаточно прочные ткани (например, палаточную).

Постройка лодки начинается с заготовки детален. Основной для каждого флора (рис. 4) размер «А» дан в таблице 1. Флоры должны быть аккуратно пронумерованы во избежание ошибок при сборке; нумерация ведется от носа к корме.

Сначала сделайте закладку: узел, состоящий из киля и штевней (форштевня и ахтерштевня), а размеры штевней (рис. 6) в таблице 2. Затем к килю крепятся флоры, одним шурупом каждый. Первый из них ставится на 150 мм от носового конца киля, а остальные на 200 мм друг от друга. Таким образом, при толщине флора 30 мм промежутки между ними составят 170 мм.

Заготовки бимсов (рис. 3 и табл. 3) изготовляются, размечаются и крепятся к полу (при помощи металлических скобочек и мелких шурупов). Для этого на полу предварительно делается мелом разметка.

При установке закладки надо следить, чтобы расстояние от пола до киля по всей его длине было равно 350 мм. При этом концы штевней крепятся к полу согласно разметке. Затем флоры № 4, 9 и 13 соединяются с соответствующими заготовками бимсов стойками, к которым (после проверки правильности установки киля) присоединяются подкосы. Теперь в пазы заводятся внутренние привальные брусья и крепятся тонкими гвоздями. Заметим при этом, что нумерация флоров ведется от носа к корме.

Важной операцией является установка бортовых ветвей шпангоутов. Фанера намертво крепится к флорам, а к привальным брусьям — временно, небольшим гвоздем. На шпангоутах № 2, 3 полосы приходится присоединять к флорам несколько наискосок, что необходимо для правильного прилегания стрингеров.

Теперь самая ответственная работа — контроль и окончательная доводка шпангоутов. Прикладывая к ним длинную тонкую рейку, надо добиться плавного прилегания ее ко всем шпангоутам по всей длине. Шпангоуты, излишне выпирающие наружу или, наоборот, запавшие внутрь, открепляют от привального бруса и подправляют. Одновременно надо следить, чтобы длина левой ветви каждого шпангоута равнялась длине правой. Затем каждую из ветвей делят на 10 равных частей и по карандашным засечкам устанавливают стрингеры. Крепить их к шпангоутам надо мелкими алюминиевыми заклепками впотай, к флорам и штевням — гвоздями. При креплении стрингеров к штевням последние проходят малковку (рис. 5): заштрихованную часть дерева удаляют острой стамеской. При установке крайней пары стрингеров, примыкающих к палубе, под них (между шпангоутами) подкладывают полоски фанеры, равные по толщине шпангоутам. Собранный набор очень полезно пропитать горячей олифой и просушить.

Обшивку лодки можно сшить, как шьются чехлы для мебели. Однако лучшие результаты дает обтяжка корпуса двумя полотнищами (правым и левым) без сшивания их. При этом оба полотнища смыкаются (перекрывая друг друга на 30-40 мм) на киле и штевнях. Ткань крепится к закладке и к припалубным стрингерам мелкими гвоздями в натянутом состоянии. Хорошие результаты получаются при натяжке оболочки в мокром виде (с последующей просушкой на месте).

Окончательно обшивка крепится путем постановки наружных привальных брусьев, водореза, накладки на ахтерштевень и фальшкиль.

Прилегающие к оболочке кромки этих деталей покрываются перед установкой слоем густотертой краски, которая при затягивании шурупов частично выдавливается и удаляется ветошью. Готовая оболочка окрашивается масляной краской в два-три приема с нанесением очередного слоя лишь после полного просыхания предыдущего. Теперь лодка открепляется от пола и переворачивается. Рубанком удаляется лишнее дерево с бимсов (до линии разметки), делаются гнезда для мидельвейсов и для карленгсов, которые к внутренним привальным брусьям крепятся с постановкой «сухарей» (см. рис. 1). Из фанеры (толщиной не более 4 мм, но желательно 2,5 или 3 мм) выкраивается палуба и ставится на гвоздиках или мелких шурупах. Предварительно верхние кромки мидельвейсов, карленгсов и привальных брусьев малкуются для полного прилегания к ним фанеры, а концы штевней соответственным образом обрезаются. Эти поверхности также покрываются густотертой краской, а фанера — горячей олифой. Средний бимс после установки палубы удаляется. Красить палубу рекомендуется в более светлые тона, чем оболочку. После этого ставятся буртики, накладки на мидельвейс (поверх фанеры), волнорез и комингсы.

Эти детали очень хорошо сделать из дуба и не окрашивать, а покрыть масляным лаком.

Работы завершаются изготовлением и установкой еланей, сидений и спинок (рис. 2).

В. КУЙБЫШЕВ, инженер

Таблица 1

№ флора

1

2

3

4

5

6

7

8

Величина «А»

85

128

195

265

345

398

435

450

№ флора

9

10

11

12

13

14

15

16

Величина «А»

450

44С

400

350

270

198

130

90

Таблица 2

Величина

а

б

в

г

д

с

Форштевень

385

32

128

21

27

15,8

Ахтерштевень

360

30

90

20

25

11,7

Таблица 3

Величина

Наименование бимса

носовой

средний

кормовой

Б

740

900

725

В

74,5

80

14

Г

об8

 —

 —



ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ БАЙДАРКИ-ЧЕЛНОКА: 1 — спинка сиденья, материал — фанера толщиной 4 мм; 2 — комингс, материал — дуб или сосна 16x60 мм; 3 — волнорез, дуб или сосна, размер по месту; 4 — буртик, 10x30 мм; 5 — привальный брус внутренний, сосна 16x30 мм; 6 — привальный брус наружный, сосна 16 30 мм; 7 — сухарь, сосна, размер по месту; 8 — карленгс, сосна 16; 30 мм; 9 — флор; 10 — шпангоут одинарный; 11 — мидельвейс, сосна 16x30 мм; 12 — комингс; 13 — карленгс, 14 — сухарь; 15 — шпангоут усиленный, фанера 2x4x40 мм; 16 — привальный брус внутренний; 17 — стрингер, сосна 10x25 мм; 18 — стрингер подпалубный, сосна 10x30 мм; 19 — буртик; 20 — привальный брус наружный; 21 — соединительная планка, дуб или сосна 16x16 мм; 22 — кормовая кница, фанера толщиной 4 мм; 23 — носовая кница; 24 — соединительная планка, дуб или сосна 16x16 мм; 25 — носовая кница; 26 — привальный брус внутренний; 27 — кормовая кница; 28 — ахтерштевень.



Рис. 1. Детали носа байдарки: 1 — мидельвейс; 2 — киль; 3 — флор; 4 — шпангоут двойной; 5 — уплотнение; 6 — стрингер подпалубный; 7 — привальный брус внутренний; 8 — форштевень; 9 — водорез; 10 — буртик; 11 — палуба.







Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №5
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100