Архив журнала Моделист-Конструктор
ЮРГЕН-МОТОКРОССЮ. МИТРОПОЛЬСКИЙ
Специальный мотоцикл «Мотокросс» является третьей по счету машиной, разработанной мною. Первой была модель, чертежи и описание которой даны в журнале «Моделист-конструктор» №3 за 1967 год.
Новая машина «Мотокросс» относится к классу сверхлегких мотоциклов и рассчитана на обучение езде по пересеченной местности детей в возрасте 9-14 лет. Публикуемого в журнале описания и чертежей достаточно для постройки микромотоцикла квалифицированным механиком.
Рама трубчатая, закрытого типа, сварной конструкции.
Колеса с шинами 2 1/2Х16 (от мопеда «Рига-4»). В передней подвеске использована телескопическая вилка ковровского завода, перья и штанги которой укорочены; соответственно уменьшены и внутренние элементы, заменены пружины; ход вилки и ее высота регулируются (ход 100 130 мм). Для задней маятниковой подвески взяты пружинно-гидравлические амортизаторы ковровского завода; пружины заменены, шток подрезан на 20 мм, кожухи сняты. Межцентровое расстояние ушек 120 мм, ход 60-65 мм.
Подвеска двигателя в раме оригинальная: сзади коромысло на оси маятника, спереди переходник к траверсе. Маятник изготовлен из стальных бесшовных труб Ø24X2 или 25X2 мм.
Система выпуска представляет собой колено Ø38-40 мм, которое кроится из серийного глушителя двигателя Ш-52. Конструкция сварная. Длина тонкой выпускной трубки подбирается опытным путем. Можно использовать двигатель в серийном исполнении (без педалей), но для подготовки машины к гонкам совершенно необходимо провести ряд трудоемких и сложных работ с мотором, цилиндром, головкой цилиндра, карбюратором. Кроме того, необходимо установить воздухофильтр в защитном кожухе.
Крылья (грязевые щитки колес) выполняются из стеклопластика, армированного в местах крепления вставками из стального листа. На моем мотоцикле установлены крылья усиленного профиля с желобом.
Сиденье оригинальной формы, установлено на комбинированном каркасе из стального листа и стеклопластика; амортизирующий элемент изготовлен из латекса, губки или ревертекса; чехол из текстовинила.
Бензобак емкостью 2 л выполнен из стеклопластика на каркасе. Крепление бака на двух сайлентблоках и амортизирующей подушке. Пробку (крышку) бензобака необходимо снабдить штуцером и гибкой пластикатовой трубкой Ø5-6 мм и длиной 150-250 мм. Бак имеет амортизационные накладки из маслобензостойкой резины толщиной 4-5 мм.
Рулевая колонка (головка рамы) имеет два радиально-упорных подшипника № 202 и распорную втулку. Мостики руля и вилки фрезерованы из листового твердого дюралюминия толщиной 16 мм; их устройство предусматривает возможность регулировки вилки по высоте (длине), штанги вилки надежно фиксируются с помощью стяжных болтов М8.
Руль кроссового типа; изготовлен из стальной трубки Ø18Х.2 мм с усиливающей перемычкой Ø10X1,5 мм. На средней части в зоне сережек руля предусмотрена накатка по периметру, что предотвратит проворачивание руля при перегрузках, например, во время приземления после прыжка. Ширина руля 650 мм. Можно установить серийный руль от мопеда «Рига-4». В этом случае в сережках руля отверстие Ø18 мм растачивается до номинального диаметра трубки серийного руля.
Кроме того, в конструкции специального мотоцикла «Мотокросс» широко используются следующие комплектующие изделия: двигатель серии Ш-50, колено глушителя от мотоцикла «Ковровец», глушитель (подлежит перекройке) двигателя Ш-52, руль с органами управления «Рига-4», тросы, колеса и цепь главной передачи от мопеда «Рига-4», резина 2 1/2 X 16 дюймов, телескопическая вилка ковровского завода, подвеска, бензокраник, пробка, шланги и т. п.
Основным материалом для изготовления рамы служат бесшовные трубы Ø25x2 мм, усиливающая труба Ø28x1,4 мм (припаивается медью к основной трубе через боковые отверстия или пазы).
|
«...Я мечтал о мотоцикле с раннего детства и с завистью провожал глазами редких в то время мотоциклистов, проезжавших по нашей тихой улице. Но только много лет спустя мне самому удалось сесть за руль. Эти годы были для меня как спортсмена безвозвратно потеряны. А ведь могло быть иначе, если бы мне помогли сделать «подростковый» мотоцикл вроде «Юрген-мотокросса». Юноши могут значительно легче и быстрее осваивать технику вождения мотоцикла по пересеченной местности, все тонкости настоящего мастерства, но для этого необходима машина, соответствующая возрасту, весу и физической подготовке спортсмена. Именно таков созданный Ю. Митропольским специальный подростковый мотоцикл «Юрген-мотокросс». Я желаю его конструктору дальнейших творческих успехов, а счастливым обладателям этой замечательной машины юным водителям Ленинграда хороших достижений на трассах мотосоревнований!»
Заслуженный мастер спорта, ПАВЕЛ БАРАНОВ (Москва)
|
Рис. 1. Общий вид мотоцикла «Юрген» слева: 1 грязевой щиток переднего колеса, 2 передняя вилка, 3 рулевая колонка, 4 мостик руля и вилки, 5 сережка руля, 6 -- рупь, 7 рычаг сцепления, 8 основание топливного бака, 9 топливный бак, 10 седло, 11 узел крепления подвески, 12 дуга крепления заднего грязевого щитка, 13 задний грязевой щиток, 14 подвеска заднего колеса, 15 усиление передней стойки рамы, 16 передняя стойка рамы, 17 перо рамы, 18 выхлопная труба, 19 место расположения грязезащитного кожуха карбюратора, 20 узел крепления подножки, 21 глушитель шума выхлопа, 22 маятниковая вилка задней подвески, 23 кронштейн задней подвески, 24 ведомая шестерня. |
Чертежи для печати
|