Архив журнала Моделист-Конструктор
«СНЕЖИНКА» ЗИМНИЙ ВЕЗДЕХОДГ. МАЛИНОВСКИЙ
Мотонарты, о которых здесь пойдет речь, при всей их простоте могут служить не только для развлечения и спорта; они надежное средство передвижения на небольшие расстояния повсюду, где долго держится снежный покров. По конструктивной схеме «Снежинка» аналогична наиболее распространенным в настоящее время типам мотонарт таким, например, как отечественные машины Горьковского политехнического института, или зарубежным «Джонсон», «Эвинруд» и т. д.
Данная конструкция с некоторыми изменениями заимствована из чехословацкого журнала «Веда а техника млодежи».
«Снежинка», общий вид которой показан на рисунке 1, представляет собой напоминающую обычный мотороллер машину с одной ведущей гусеницей сзади и двумя управляемыми лыжами спереди. Взаимосвязанные друг с другом лыжи управляются рулем автомобильного или мотоциклетного типа. Гусеница приводится в движение мотоциклетным или мотороллерным мотором, имеющим мощность не менее 5,0 6,0 л. с. Если любитель, решивший построить снегоход, имеет возможность выбора, предпочтение следует отдать двигателю, имеющему систему принудительного охлаждения от вентилятора (например, мотороллерные двигатели ВП-150 М, «Тула-200», ЧЗ-175, а из мотоциклетных М-1-М от первых выпусков инвалидной мотоколяски и т. п.).
Считаем своим долгом предостеречь любителей от попыток применить маломощные двигатели например, от мотопилы «Дружба» и ему подобных: «Снежинку» они не потянут.
Мотонарты «Снежинка» конструктивно состоят из двух самостоятельных частей (рис. 2): деревянного кузова А, имеющего по бокам полозья, и металлического шасси Д, шарнирно подвешенного к кузову на рычагах 11 и амортизаторах мотоциклетного типа 1. На шасси смонтированы: ведущий вал с тремя шестернями, обозначенными соответственно цифрами 9 и 10; ведомый (передний) вал 5 с двумя зубчатками 6. Зубчатки 6 и 9 одинакового диаметра и имеют одинаковое число зубьев для мотоцепи с шагом 1/2''. Ведущий вал установлен в неподвижных подшипниках, желательно шариковых, ведомый имеет приспособление для натягивания цепи, а с нею ведущей гусеницы. Такие зубчатки можно подобрать из имеющихся в магазинах мотоциклетных деталей диаметром 220—260 мм. Кузов мотонарт изготавливается в такой последовательности. Сначала из дубовых или ясеневых брусков сечением 35x25 мм собирается каркас боковых стенок в соответствии с чертежом А (см. рис. 2). В передней части эти бруски подгоняются к пластинам, вырезанным по контуру, показанному на позиции А. Склеивать каркас рекомендуется эпоксидным или казеиновым клеем. Боковые стенки соединяются между собой вертикальной рамкой, образующей спинку для водителя и одновременно переднюю стенку моторного отсека. Затем из водостойкой фанеры толщиной 10 мм вырезаются детали Б и В, которые приклеиваются на свои места и запрессовываются шурупами. Каркас боковых стенок снаружи обшивается фанерой толщиной 5 мм и тоже запрессовывается шурупами длиной 15 мм. При ввертывании шурупов необходимо предварительно по разметке насверлить отверстия Ø2 мм, в противном случае шуруп может сломаться или расколется брусок.
После этого в соответствии с контуром Г из фанеры толщиной 4—5 мм выпиливаются детали опорных полозьев. Как видно из чертежа, их передняя часть отогнута вверх, как носок лыжи. Это закругление получается в результате последовательной наклейки заготовок одна на другую на нижнюю часть кузова с запрессовкой шурупами 20X3 и гвоздями длиной 15 мм. Нижнюю (скользящую) часть полозьев необходимо обшить листовой сталью толщиной 0,6—0,8 мм для улучшения скольжения нарт по снежной поверхности. По внешнему краю полозьев на эпоксидном клее и шурупах ставится предохранительный брусок, одновременно служащий ребром жесткости для площадки, на которую водитель ставит ногу.
Закончив полностью сборку кузова, следует покрыть его с обеих сторон горячей олифой или грунтом № 138 и заняться изготовлением шасси (см. рис. 2). Рама шасси 3 изготавливается из стальной полосы 60X6 мм, которая загибается в соответствии с чертежом и сваривается газовой или электросваркой. В средней части рамы приваривается крестообразная распорка из стального уголка 25X25 (отрезки уголка ставятся «спинкой» друг к другу). В раме просверливаются необходимые отверстия и пропиливаются пазы для натяжки ведомого вала 5. Кронштейны в передней части рамы служат для крепления амортизаторов мотоциклетного типа, на которых осуществляется подвеска рамы к кузову, а в задней мостик для крепления двигателя. Уголки с отверстиями Ø8 мм служат для натяжки ведомого вала. Длину амортизаторов надо подобрать опытным путем, изменяя форму и высоту угольника, которым крепится нижнее ушко амортизатора.
Конструкция валов, на которых вращаются ведомая и ведущая зубчатки, показана на рисунке Ж. В простейшем варианте эти валы вращаются в бронзовых втулках. Но, безусловно, целесообразнее применить шариковые подшипники, изготовив на токарном станке соответствующие чашки (обоймы).
Последний этап изготовление маятниковой вилки, на которой подвешено шасси. Маятниковая вилка в сочетании с передним амортизатором позволяет гасить толчки и удары, воспринимаемые машиной при движении по неровной местности. Поэтому она должна быть тщательно выполнена и надежно сварена с осью подвески.
Двигатель для мотонарт должен иметь механизм сцепления и коробку перемены передач. Лучше, если она будет четырехскоростной это позволит быстрее подобрать наивыгоднейшее передаточное отношение, не прибегая к замене шестерен главной передачи.
Сопротивление мотонарт, особенно при трогании с места, настолько велико, что может возникнуть пробуксовка сцепления, сопровождаемая перегревом мотора, выгоранием вкладышей и т. д. Поэтому следует заранее усилить пружины механизма сцепления, подтянув их либо заменив на более сильные.
Ведущий механизм «Снежинки» состоит из двух цепей мотоциклетного типа с шагом 1/2'', соединяющих передние и задние зубчатки шасси. К этим цепям болтами 6 мм крепится лента из дублированной резины с приклепанными к ней снегозацепами, изготовленными из угольника 25X25, как показано на рисунке 1. Для того чтобы цепь с прикрепленной к ней резиновой лентой проходила по зубчаткам без излишнего сопротивления и износа, половина зубьев (через один) должна быть спилена. Это надо сделать до сборки механизма на наждачном точиле, подобрав абразивный круг соответствующих размеров.
Кстати, проблема повышенного износа должна быть решена и при подборе ведущей цепи, передающей усилие от двигателя. Чтобы предотвратить ее повышенное растягивание в эксплуатации, рекомендуем заменить цепь на более мощную, например вместо размера 1/2'' поставить 3/4''. Соответственно придется заменить и ведущую звездочку на валу двигателя.
Следует отметить, что транспортерная лента является самой «капризной» частью даже на мотонартах промышленного изготовления. Большие нагрузки, которым она подвергается, и влияние низкой температуры предъявляют высокие требования к ее надежности и долговечности. Поэтому конструкторы неутомимо ищут новые материалы, новые технологические решения для изготовления гусениц. Редакция будет благодарна всем читателям, которые построят по нашему описанию мотонарты, за сообщения о результатах их испытаний и о эксплуатационных качествах. Пусть «Снежинка» проложит первый след на снежных просторах нашей Родины!
|
Рис. 2. Схема в трех проекциях, конструкция каркаса кузова и ходовой части «Снежинки»: А каркас боковой панели кузова; Б и В детали каркаса; Г полозья; Д ходовая часть, вид сбоку; Е ходовая часть, вид сверху: 1 амортизатор передней подвески, 2 кронштейн амортизатора, 3 рама ходовой части («каретка»), 4 натяжка цепи, 5 ось блока передних шестерен гусеницы, 6 передняя шестерня гусеницы, 7 стойки крепления двигателя, 8 площадка крепления двигателя, 9 задняя шестерня гусеницы, 10 ведомая шестерня главной передачи, 11 маятниковая вилка, 12 ушко подвески маятниковой вилки, 13 полоз; Ж ведущий вал в сборе: 1 тонкостенная стальная труба, 2 фланец, 3 бронзовая втулка, 4 рама ходовой части, 5 шестерня гусеницы, 6 ведомая шестерня, 7 болт крепления ведомой шестерни, 8 распорная втулка, 9 гайка оси, 10 натяжка цепи.
Чертежи для печати
|