Архив журнала Моделист-Конструктор
АВП СТРОЯТ ДЕТИНа этих страницах вы увидите описание и чертежи самодельного аппарата на воздушной подушке. У многих неизбежно должна возникнуть мысль: интересно, но вряд ли осуществимо. К самодельным автомобилем, катерам, даже самолетам мы привыкли.
Но аппарат на воздушной подушке?
Вот пример, способный развеять ваши сомнения.
Ребята, посещающие кружок техники Дома пионеров, занялись изучением, созданием и испытанием аппаратов на воздушной подушке.
Правда, это происходило не в нашей стране, а в Румынии, в городе Галаце.
Работой руководил студент института судостроения МАТЕЙ КИРАЛИ.
Когда пятнадцать учеников 5-го и 6-го классов собрались делать АВП, многие встретили их намерение если не с явной улыбкой недоверия, то сдержанно. Но настойчивость преодолела все сомнения. При Доме пионеров города Галаца был организован кружок судостроения и судовой электромеханики. Проектную работу возглавил Себастиан Антохи, ученик 11-го класса, электротехническую Георге Неделку. Ребята поставили и решили задачу: построить два аппарата небольших размеров, которые могли бы водить дети. В этих аппаратах двигательная группа обеспечивает возможность и держаться над поверхностью земли, и двигаться. Сзади вентиляторе смонтирована распределительная камера. Часть воздушного потока создает подушку, а часть тяговое усилие.
Аппараты достигают скорости 20-70 км/час, летают над сушей, водой, болотами. При их создании использованы материалы, легко поддающиеся обработке. Корпуса сделаны из стекловолокна, каркас из дюралюминиевых труб. Для контроля вождения применяется радиоаппаратура.
В планах кружка два новых аппарата: для двух ребят или одного взрослого длиной в 4 м, шириной 2,80 м и высотой 90 см, с двигателем мощностью 8 л. с., и маленький корабль специально для учеников младших классов.
Многие, вероятно, помнят шутливый рецепт изготовления бублика: берут дырку, обертывают ее тестом, а затем пекут. И все!
Лет десять-пятнадцать назад, когда впервые появились практические конструкции судов на воздушной подушке, редко кому могло прийти в голову, что громоздкий и устрашающе сложный «монстр» станет доступным моделистам-любителям. Много, казалось бы, неразрешимых вопросов вставало срезу перед самодеятельным конструктором. Где достать сверхмощные моторы, авиационные винты, материалы для изготовления «подола» («юбки») подушки и прочие многочисленные экзотические узлы и детали. Но прошло время, и однажды некий энтузиаст-техник построил «персональную» машину на воздушной подушке по принципу анекдотического бублика: в «дырку», образуемую камерой от шины большой грузовой автомашины, он укрепил площадку с установленным на ней мотоциклетным восьмисильным двигателем, вращающим самодельный винт диаметром около 40 см. Приподнялся в этом «бублике» на 15 см над поверхностью земли и... полетел!
Конечно, это рекламный трюк вроде цирковой езды на одном колесе велосипеда, но в то же время он недалек от истины. Идя по пути вот таких вполне оправданных упрощений, Е. Глухарев, один из ведущих конструкторов вертолетов американской фирмы «Сикорский», будучи сам энтузиастом в области самоделок, разработал конструкцию судна на воздушной подушке специально для самодятельной постройки и индивидуального пользования. Маши-ка представляет собой стреловидное крыло, имеющее трубчатую рему из тонкостенных стельных трубок, несущую алюминиевую обшивку. Дабы избежать сложных работ, все детали трубчатой рамы соединяются сваркой, алюминиевые листы клепкой. Описание своей конструкции автор опубликовал в журнале «Popular Mechanics».
Автор использовал для большей устойчивости и надежности вместо одного два маломощных двигателя, применяемых в обычных картах.
Винты многослойные, клееные, изготовлены из ели. Заборный патрубок вентилятора, так же как и носовая часть крыла, изготовляется из стекловолокна.
Вот, собственно, и все.
Полет на такой чудо-машине до удивительного прост. Сначала вы запускаете с помощью шнура оба двигателя и прогреваете их. Примерно при 1/3 положения рычага газа «подол» корпуса надувается и, приподнявшись на 10-12 см над поверхностью земли, становится, как бы опираясь на его края.
При положении рычага на 1/2-2/3 сектора газа судно приподнимается целиком. Управление осуществляется перемещением корпуса водителя. Аппарат можно заставить наклоняться и двигаться в любую сторону, вперед, назад, вбок и даже вращаться ка месте.
При малых скоростях управлять движением машины можно педалями тормозного устройства. Горизонтальные рули становятся эффективными лишь при скорости 35-40 км/чес и выше.
Над поверхностью воды судно движется довольно лениво. Над землей можно развивать внушительную скорость 75-80 км/час, приподнимаясь еще на 7-10 см. Все зависит от мощности двигателей и тщательности изготовления винтов. Набор скоростей до 40 км/час идет медленно, но по достижении ее вступают в силу аэродинамические свойства корпуса судна, создающие дополнительную подъемную сипу. При этом машина способна перепрыгивать даже через небольшие препятствия высотой до 10-12 см.
К. ГЛАДКОВ
|
Чертежи для печати
|