АВТОГОНКИ БЕЗ МОТОРА

МИНИ-КАРЫ — «ЛЕТНИЕ САНКИ». — СКОРОСТЬ — 60 км/ч. — С МОДЕЛИ — НА МИНИ-КАР — С МИНИ-КАРА — В КАРТИНГ. — САМОЕ ГЛАВНОЕ — ТОРМОЗА.

Долго конструкторы мини-каров не могли решить, в каком положении гонщик должен проходить трассу. Были даже машинки «кроватного» типа: их достоинствами были низко размещенный центр тяжести к малое сопротивление потокам встречного воздуха.

Мини-кар с рулевым управлением упрощенного образца: гонщик поворачивал колеса, упираясь в передний брус, — руль служил лишь декоративным элементом.

Элегантность и реклама. Мини-кар серийного производства — удобный, изящный, но... в таком варианте не остается места для конструкторской смекалки, для творчества.

Долгие годы к ним относились без всякого уважения. Подумаешь, мол, поставил ящик на четыре колеса — и кати с горки. Примитив!

ПРИМИТИВ ЛИ?

Сейчас во многих европейских странах регулярно проводятся соревнования водителей мини-каров, определяются победители, вручаются призы. Разработана даже спортивная классификация, и технические требования к «летним санкам» определены точно.

А в самом деле, гонки на автомобилях без мотора, простых в изготовлении, снабженных надежным рулевым управлением, хорошими тормозами, если соревнования эти организовать по-спортивному, — зрелище захватывающее. И к тому же очень полезное: ребята исподволь, в игре научатся управлению машиной, а если несколько усложнить правила проведения соревнований, то в них можно ввести элементы правил уличного движения, что, пожалуй, не менее важно.

Прибавьте к этому богатейшие возможности для конструкторской «придумки» при постройке таких... машинами их не назовешь — спортивных снарядов, что ли. Только рулевого управления — десятки вариантов.

И станет понятно, что мини-кары имеют полное право на самое массовое распространение среди юных конструкторов. Особенно в пионерских лагерях, где все их преимущества проявятся наглядно.

Итак, мини-кары. В странах социализма, в частности в ЧССР, принята такая их классификация. Формула А — самые простые конструкции с деревянным корпусом — рамой, тросовым рулевым управлением и колодочными тормозами на оба задних колеса. Размеры их, как, впрочем, и мини-каров всех других формул, находятся в пределах: база — расстояние между осями передних и задних колес — 1600 мм (меньше — сколько угодно), высота (измеряется по сиденью) — 350 мм, колея — от 500 до 800 мм.

Формула Б — более усложненная. Здесь возможен полузакрытый кузов, рама может быть металлической — из дюралюминиевых трубок.

Формула В — конструкции серийного производства.

Рулевое управление совсем не обязательно трапециевидное, как у карта, но колеса должны поворачиваться на угол не менее 45°. Руль-колесо автомобильного типа. На наиболее совершенных мини-карах над головой водителя устанавливается предохранительная дуга, защищающая при падениях голову, есть указатели поворота, с помощью которых гонщик сигнализирует на трассе о маневрах.

Несколько слов о самих соревнованиях миникартистов. Они проводятся на любой дороге, свободной от движения транспорта и имеющей уклон 30-40°. Прямая трасса должна иметь длину 150-500 м; если же на выбранном пути есть крутые повороты, скрывающие часть дороги, — не более 100 м.

Как и при соревнованиях настоящих картов, виражи надо обезопасить старыми автомобильными покрышками или мешками с опилками.

Старт младшие участники принимают раздельно или, если позволяет ширина трассы и крутизна спуска, группами по три-четыре гонщика. Опытные миникартисты стартуют большими группами — их число зависит от ширины трассы и возможностей судейской коллегии — попробуй-ка определи победителей, если они мчат сплошной массой! Число заездов для определения победителя не ограничивается, его должна определить судейская коллегия в зависимости от условий состязаний и состава стартующих. Распределение мест возможно как по сумме скоростей, показанных во всех заездах каждым участником, так и в зависимости от мест, занятых в каждом заезде.

Словом, строительство мини-каров и соревнования на них дело несложное и увлекательное. Это дело под силу тысячам будущих водителей автомобилей, спортсменов-автогонщиков. Попробуйте — и сами убедитесь в этом!

Самая простая формула

Мини-кары приобрели всеобщую популярность в Югославии. Немалую роль в этом сыграл журнал «Техничие новине», который вот уже полгода ведет на своих страницах Клуб конструкторов мини-каров. В каждом его номере публикуются рационализаторские предложения юных спортсменов, обсуждаются их достоинства и недостатки, рассказывается о различных вариантах решения отдельных узлов «летних санок».

Лучшие предложения читателей журнал воплотил в конструкцию мини-кара формулы А. Это наиболее простая спортивная машина, которая тем не менее обладает всеми качествами, позволяющими гонщику успешно выступать с нею на соревнованиях.

Итак, «сборный мини-кар» журнала «Техничне новине».

На рисунке 1 изображены проекции мини-кара формулы А, которые могут быть также взяты за основу при конструировании машины формулы Б. Различие здесь только в размерах. У кара формулы А, на котором стартуют самые юные гонщики (от 8 до 12 лет), размеры меньше на 1/5. Кое-что придется, видимо, изменить в зависимости от роста водителя — приблизить или удалить педали тормоза, удлинить рулевую колонку, изменить угол наклона спинки.

Рама мини-кара собирается на клею и шурупах из деревянных брусков сечением 50x50 мм. На двух верхних задних брусках-поперечинах устанавливается основание сиденья — лист фанеры толщиной 10 мм. Кронштейны спинки сиденья — доски сечением 20x40 мм — укрепляются на раме, как показано на рисунке.

Колеса — надувные или просто обрезиненные — от детских самокатов или даже от колясок. Их максимальный диаметр не должен превышать 360 мм. Они жестко крепятся на обрезках своих же осей в предохранительных рамах, показанных на рисунке 1. Кожухи передних колес — металлические, из скрепленных винтами пластин толщиной 2-3 мм. Задние колеса находятся в деревянных рамках, усиленных по наружной стороне металлическим уголком. На концах обрезков осей нарезается резьба соответствующего диаметра. Оси жестко крепятся на рамах с помощью кронштейнов и законтриваются. Рулевое управление (рис. 2) — два троса, одни из которых делает два оборота на барабане рулевой колонки, другой служит растяжкой. Это только одна из возможных схем и, на наш взгляд, далеко не самая надежная. На рисунке 4 показаны еще некоторые схемы. Их выбор зависит от возможностей конструктора.

Тормоза (рис. 3) — колодочные тросовые. Если позволяет диаметр шин, лучше всего использовать тормоза от спортивных шоссейных велосипедов типа «Турист». Они приводятся в действие одной педалью, расположенной на втором поперечном бруске.

Проще всего использовать здесь тормозную педаль любого мотоцикла или мопеда вместе с пружиной. В некоторых конструкциях на кронштейн справа от водителя выносится ручной тормоз велосипедного типа. Другие варианты тормозных устройств показаны на рисунке 5.

На испытаниях мини-кар развивал скорость до 70 км/ч.

Конструируя на базе приведенного описания собственный мини-кар, сразу же подумайте о возможных его усовершенствованиях. В частности, о раздельном управлении тормозами, что может особенно пригодиться при прохождении виражей, о более надежной схеме рулевого управления — она должна быть более жесткой, о более удобном положении гонщика — ведь некоторые мини-кары позволяли вести их лежа, что особенно удобно при прохождении крутой трассы и значительно уменьшает лобовое сопротивление.

И последнее: не забудьте укрепить на переднем брусе крючок. Ведь мини-кар самостоятельно едет только под гору!..





Источник: "Моделист-Конструктор" 1972, №7
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100