Архив журнала Моделист-Конструктор
«ТЕРЕМОК»...«Терем-теремок, кто в тереме живет?» невольно вырвалось у меня, когда я увидел на уютной лесной опушке маленький, удивительно симпатичный домик, на стене которого красивой русской вязью было написано: «Теремок». Ответ последовал незамедлительно: папа инженер, мама журналист, трое детей и собака Жучка. Заходите, гостем будете, места и вам хватит!
Отказаться по вполне понятным причинам было просто нельзя. Когда я переступил порог, домик слегка качнулся, словно он стоял не на суше, а на воде. Почувствовав мое удивление, хозяин сказал: «Это потому, что мы еще не подвели под «Теремок» козелки. Сейчас он стоит на собственных колесах, а подвеска очень мягкая, вот домик и качается, как на волнах. Ведь наш «Теремок» на колесах, он же прицепная дача к автомобилю «Москвич-407».
Интерьер «Теремка» по планировке и качеству оформления мог смело соперничать с автомобильным или самолетным салоном самого высокого класса! Здесь была компактная газовая плита на две конфорки, две стационарные и одна откидная спальная койка, удобный столик посредине, радиоприемник и телевизор типа «Юность». А в стенах и даже на потолке можно было заметить множество встроенных ящиков, ящичков и полочек, куда, по-видимому, убирались необходимые в путешествии вещи. Во всем чувствовался вкус проектировщика и высокое мастерство исполнителя. Я не стал задавать много вопросов хозяину «Теремка» инженеру Роману Юрьевичу Чернецу, а попросил его прислать описание своей прицепной дачи и ее чертежи в редакцию. Сегодня мы можем познакомить наших читателей с конструкцией «Теремка».
* * *
В отличие от многих других типов прицепных дач «Теремок» имеет цельноклееный из березового шпона бескаркасный кузов, после выклейки усиленный ребрами жесткости и вставным полом из фанеры толщиной 12 мм. Габаритные размеры кузова: 3500X1900X2100 мм, что позволяет человеку нормального роста находиться внутри, не испытывая никаких неудобств (рис. 1). Оконные коробки склеены из фанеры толщиной 10 мм. В проем вставлены алюминиевые полоски толщиной 2,5 мм для установки резиновых уплотнителей при остеклении. Дверная коробка из сосновых брусков 30 X 30 мм, вклеенных в кузов (до выпиливания проемов!). Дверь двойная: наружный слой фанера толщиной 10 мм, внутренний 3 мм, между ними слой пенопласта толщиной 30 мм. Навесы врезаны в бруски коробки. Внутренняя поверхность кузова оклеена пенопластом марки ПХВ-1 толщиной 16 мм, лицевой внутренний слой стен покрыт линкрустом, потолок плотной бумагой, пол линолеумом. Стены кухонного отсека оклеены синтетической плиткой. Электропроводка скрытая в толще пенопласта.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУЗОВА
Для выклейки кузова была сделана секционная разборная форма-болван из досок и фанеры (рис. 2). Закругленные поверхности сопряжения плоскостей изготовлялись из гипса. После зачистки на поверхность формы наклеено несколько слоев оберточной бумаги. Последний слой покрыт парафином и служит разделительным при выклейке. Кузов выклеивался в два этапа: сначала верхняя, затем нижняя часть, после чего половинки склеивались по поясному ребру жесткости. Последовательность наложения слоев такова: первый слой марля, затем шпон, нарезанный на полоски размером 500X50X0,8 мм, на казеиновом клею, в четыре слоя внахлест под углом 30—60°. Каждые 0,5 м2 наложенного шпона прижимались к форме полосками из фанеры 500X20X4 мм и «мухами», которые прибивались временно гвоздями 25X1 мм и удерживались до полного высыхания клея, для чего при комнатной температуре требуется 24 часа. Затем планки и «мухи» снимались, наклеивался второй слой шпона, после него третий и четвертый. Промежуточные слои подчищались рашпилем в тех местах, где по тем или иным причинам образовывались неровности, морщины и тому подобные дефекты. После наклейки последнего слоя поверхность зачищалась и оклеивалась тканью. По окончании выклейки и полного высыхания кузова в течение нескольких суток в него вклеивались рамки оконных и дверных проемов, после чего сами проемы вырезались узкой пилой-ножовкой. Делать наоборот (то есть сначала вырезать проемы, а потом вклеивать рамки) не рекомендуется, так как возможно трудноисправимое коробление оболочки кузова. Углы оконных и дверных проемов после зачистки дополнительно оклеиваются полосками ткани.
Пол формовался отдельно, из полос фанеры толщиной 4 мм, в три слоя на клею, окантовывался бруском 50 X 50 мм и вклеивался в «юбку» кузова. При наличии высококачественной фанеры толщиной 12 мм дно может быть изготовлено в один слой.
Встроенная мебель выполнена из деревянных брусков и фанеры, с использованием для отделки орехового шпона и цветного пластика.
Кухонный комплект состоит из стола с ящиками для продуктов, посуды, мусорного ведра и мелких хозяйственных предметов. В поверхность столешницы встроены: двухконфорочная газовая плита и мойка (пластмассовый тазик). Газовые баллоны размещены под столом, водяной бачок у потолка.
ОБОРУДОВАНИЕ
В соответствии с техническими условиями на изготовление прицепов «Теремок» имеет всю необходимую электросигнализацию с питанием от автомобиля-тягача: а) фонари, стоп, повороты и габариты от автомобиля «Жигули»; б) стекла верхних габаритных огней спереди и сзади от автомобиля «Волга» М-24; о) фонарь освещения номерного знака от автомобиля «Запорожец»; г) катафоты спереди и сзади треугольной формы от грузовых автоприцепов; д) освещение салона двумя плафонами от автомобиля «Победа». Схема показана на рисунке 4.
ВНЕШНЯЯ ОТДЕЛКА
Поверхность кузова грунтуется, шпаклюется и окрашивается синтетическими эмалями в цвет машины-тягача. Нижнюю часть желательно красить в более темные тона, верхнюю в светлые. Над окнами и над дверью устанавливаются водостоки из алюминия, нержавеющей стали (или готовые с аварийных автомашин). Эмблема накладная, из фанеры толщиной 10 мм.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
При изготовлении ходовой части использована принципиальная схема хребтового прицепа для перевозки лодки или катера (рис. 3). Конструкция состоит из основной рамы-ложа, сваренной из балок П-образного или коробчатого сечения (могут быть также использованы стальные трубы Ø60—80 мм), перекладин, дышла с кронштейном и сцепного устройства. Два трапециевидных рычага поперечной подвески (от инвалидной мотоколяски) закреплены шарнирно в проушинах рамы резьбовыми пальцами, проходящими через резиновые втулки; реактивные рычаги служат для гашения вибраций, возникающих при движении.
Рычаги подвески опираются на пружинно-гидравлические амортизаторы, взятые от мотоцикла «Восход» или «Ява». Они устанавливаются попарно с каждой стороны. Колеса в сборе с дисками от мотоколяски СЗА (размер 5—10).
Кузов крепится к раме ходовой части десятью 8-мм болтами с шайбами большого размера.
Р. ЧЕРНЕЦ, инженер, г. Электросталь
|
Рис. 1. Прицеп «Теремок»: А вид сбоку слева (справа двери нет), Б вид спереди, В вид сверху; Г вид сзади; пунктиром показан вариант формы верхней части. |
Рис. 2. Конструкция болвана для выклейки кузова: 1 боковая панель (фанера или доски), 2 углы (прямые) из фанеры, 3 углы двойной кривизны из гипса, 4 крышевая панель (фанера с загибом на борта), 5 панель скошенной части кузова (фанера с загибом на крышу) 6 торцовая панель (фанера с загибом на борта), 7 бруски каркаса. |
Рис. 3. Конструкция тележки. А общая компоновка: 1 замок сцепного устройства под шар Ø50 мм, 2 страховочная цепь, 3 передняя опора днища кузова, 4 разъем электросистемы, 5 запасное колесо на кронштейне, 6 скоба крепления опоры в походном положении, 7 опора дышла в стояночном положении, 8 боковая опора днища кузова, 9 поперечный коробчатый лонжерон рамы, 10 траверса крепления амортизаторов, 11 дышло, 12 болт сайлент-блока подвески переднего качающегося рычага, 13 щека передних сайлент-блоков, 14 амортизатор подвески, 15 передний качающийся рычаг, 16 колесо (шина 5x10), 17 качающийся рычаг полуоси, 18 болт сайлент-блока, 19 щека задних сайлент-блоков. Б узел крепления рычага подвески к коробчатому лонжерону: 1 коробчатый лонжерон, 2 проушина рычага, 3 болт сайлент-блока, 4 рычаг, 5 щека, 6 резиновый вкладыш. В верхний узел крепления спаренных амортизаторов к траверсе: 1 траверса, 2 шпилька М10, 3 ушко крепления шпильки, 4 амортизатор. Г полуось и ступица колеса: 1 резьбовой хвостовик полуоси, 2 подшипник наружный, 3 ступица, 4 фланец крепления диска колеса, 5 подшипник внутренний, 6 ушко крепления амортизаторов, 7 шпилька крепления диска колеса, 8 сальник, 9 сварка, 10 качающийся рычаг подвески. Д нижний узел крепления спаренных амортизаторов к качающемуся рычагу подвески: 1 амортизатор, 2 сайлент-блок, 3 шпилька М10, 4 рычаг подвески.
Pис. 4. Схема электропроводки и подключения к электросистеме автомобиля: 1 провода к электросистеме автомобиля, 2 разъем четырехконтактный, 3 габаритные огни передние, 4 выключатель кухонной лампы, 5 кухонная лампа, 6 потолочный плафон, 7 выключатель плафона, 8 выключатель настольной лампы, 9 настольная лампа, 10 13 соединительные колодки, 11 задние фонари (габарит, указатель поворотов, стоп-сигнал), 12 фонарь освещения номерного знака, 14 общий выключатель внутренних потребителей тока; схема предусматривает общую массу.
|