МОТОБУЕР

Эту на первый взгляд странную машину Джауль Ибрагимович Хусаинов из Уфы назвал мотобуером. Однако если обычный буер движется по льду или уплотненному снегу, этот легко идет и по целине.

С описаниями машины подобного класса мы уже знакомили наших читателей (см. статьи «Вятка» на лыжах», № 2 за 1972 г., «Ледоход «Калур», № 1 за 1973 г.). Их можно назвать колесно-лыжными вездеходами. Жизнь показала, что такие машины находят все более широкое применение. И это вполне закономерно: интенсивное освоение бескрайних просторов нашей страны, поисковые работы в Сибири и на Крайнем Севере требуют принципиально новых технических средств и не в последнюю очередь — вездеходных транспортных машин. Аэросани, мотонарты, вездеходы амфибийного типа, экранолеты и колесно-лыжные вездеходы — это незаменимые помощники. Энтузиасты технического творчества вносят посильную лепту в их разработку. Мотобуер Д. И. Хусаинова — пример целеустремленности поиска самодеятельных конструкторов. Вот что рассказывает автор.

Мне давно хотелось сделать быстроходную машину с повышенной проходимостью для зимних условий. И вот на базе рамы от карта был построен снегоход на трех лыжах с колесным движителем.

Машина неплохо шла по уплотненному снегу, но на рыхлом глубоком покрове колесо начинало буксовать из-за того, что основная нагрузка от веса вездехода приходилась не на колесо, а на лыжи. Было и еще одно упущение: высоко расположенное сиденье водителя, почти над двигателем, повышало центр тяжести и лишало мотобуер устойчивости на поворотах. Чтобы устранить недостатки, нам с сыном пришлось переделать машину.

В новой конструкции сиденье водителя опущено вниз, спереди размещены две управляемые лыжи (для движения по уплотненному снегу их можно заменить специальными коньками наподобие буерных). Мотор К-175, спортивный. Передача от двигателя на колесо, как и на мотоцикле, — цепная. Ведущее колесо расположено сзади на маятниковой вилке. Оно несет основную нагрузку от веса машины и веса водителя, что обеспечивает хорошее сцепление с настом и предотвращает пробуксовку на снегу.

Очень показателен следующий случай: я решил опробовать свой мотобуер на мотоциклетной трассе, где в это время проходили тренировочные занятия на кроссовых мотоциклах. Получив разрешение пройти по трассе на мотобуере, и стартовал одновременно с мотоциклистом, машина которого имела такой же двигатель. До старта было много споров среди гонщиков, кто кого обгонит. Над моей конструкцией смеялись, не веря в ее пригодность. Но вот дан старт. Взревели моторы, мотоциклист вырвался вперед. Через 150-200 м начался глубокий снег. Толщина его местами доходила примерно до 25 см. Шедший до этого впереди мотоцикл заюлил, резко сбавил скорость. Здесь-то машина и показала свои ходовые качества. Она шла устойчиво и со значительно большей скоростью, несмотря на обилие на трассе подъемов и крутых поворотов. Каково же было удивление спортсменов, когда мотобуер прошел дистанцию намного быстрее кроссового мотоцикла.

Проведенные впоследствии испытания дали такие результаты: скорость на плотном снегу — 95, на рыхлом в среднем — 50 км/ч.

Что же представляет собой мотобуер? Его рама (см. рис.) сварена из стальных тонкостенных труб Ø2-5 см. В передней части она расширяется, и в нее ввариваются направляющие втулки, в которые входят поворотные стойки подвески лыж или коньков. Ширина колеи лыж 110 см. Втулки соединены поперечной трубой, играющей роль бампера машины. В задней части рама значительно уже и заканчивается поперечной осевой трубой, на которую навешивается маятниковая вилка заднего колеса.

Между колесом, закрытым грязевым щитком, и сиденьем на раме установлен двигатель, а над ним навешен обычный мотоциклетный бензиновый бак.

Сиденье размещено в средней части рамы, на уровне днища мотобуера.

Два трубчатых кронштейна над днищем поддерживают наклонный рулевой вал, на котором закреплен мотоциклетный руль.

От качалки на рулевом валу усилие передается трубчатыми рулевыми тягами на кабанчики поворотных осей лыж, с резьбовыми наконечниками для регулировки длины. Спереди на дополнительной поперечной трубе корпуса размещена ножная педаль тормоза.

Моторный буер очень устойчив на ходу и имеет хорошую маневренность.



Общий вид и схема в трех проекциях: 1 — ведущее колесо с шипами винтового крепления; 2 — натяжка цепи; 3 — ведущая цепь; 4 — пружинно-гидравлический амортизатор маятниковой вилки; 5 — щиток ведущего колеса; 6 — ушко крепления амортизатора; 7 — рама подвески колеса; 8 — дуга подвески; 9 — задняя точка крепления бензобака; 10 — бензобак; 11 — двигатель К-175; 12 — передняя точка крепления бензобака; 13 — спинка сиденья водителя; 14 — рычаг сцепления; 15 — хомуты крепления руля к рулевому валу; 16 — рукоятка управления дросселем; 17 — рулевой вал; 18 — подшипник рулевого вала; 19 — рычаг рулевых тяг; 20 — передняя дуга рамы ходовой части; 21 — поперечная рулевая тяга; 22 — поворотный рычаг стойки лыжи; 23 — муфта; 24 — стойка лыжи; 25 — щечки; 26 — ребро жесткости лыжи; 27 — раскос; 28 — дуга каркаса; 29 — сиденье водителя; 30 — ремень безопасности; 31 — подкос сиденья; 32 — продольная труба ходовой части; 33 — выхлопная труба; 34 — воздухоочиститель карбюратора с сеткой из капронового чулка; 35 — ось маятниковой вилки; 36 — маятниковая вилка. Справа внизу показана сборка лыжи из фанерных заготовок на специальном лекале.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1975, №12
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100