ЛОДКА? МОТОЦИКЛ? — АВТОМОБИЛЬ!

А. ИГНАТОВ, профессор, доктор технических наук

Доктора технических наук профессора А. Г. Игнатова энтузиасты технического творчества знают как автора целого ряда оригинальных конструкций микроавтомобилей, участника смотров-конкурсов и показательных пробегов самодельной автотехники. Появление созданных им машин всегда вызывает живейший интерес. Нельзя сказать, что эти конструкции технически изысканы или блистают внешним совершенством. Отнюдь нет: профессор А. Г. Игнатов всегда стремится использовать самые доступные, подручные материалы, но получить при этом максимально полезную отдачу. Вот его собственная формулировка: «Мне нужно неприхотливое механическое домашнее животное. Неприхотливое, как мул. Авто-мул. Пожалуй, лучше его не назовешь. Не надо красоты — нужна высокая работоспособность, надежность и выносливость. Не надо комфорта — нужна утилитарность и предельная простота управления. Не надо высококачественной и дорогостоящей отделки — нужна хорошая сопротивляемость и стойкость покрытий, требующих минимального ухода и расходов по содержанию и ремонту».

Одна такая машина была показана профессором Игнатовым на смотре-конкурсе в Москве ещё в 1966 году. Даже получила специальный приз «За самый смешной автомобиль». А смешного, между прочим, кроме внешнего вида, ничего не было. Зато было много поучительного, полезного для всех «самодельщиков», особенно начинающих. Наш журнал очень подробно рассказал об этой машине и ее создателе (см. № 11 и 12 за 1967 год, статья под названием «Моя четвероногий друг»). А сегодня мы познакомим читателей с новой оригинальной конструкцией А. Г. Игнатова — трехколесным микроавтомобилем, а точнее, мотоколяской «Робот». По устройству и исполнению он существенно отличается от ранее описанных нами трициклов, и знакомство с «Роботом» будет полезно каждому энтузиасту микроавтомобилестроения независимо от того, станет он эту машину повторять или нет.

* * *

Трицикл «Робот» (фото вверху) изготовлен в домашних условиях под двигатель от мотороллера «Тула-200». Рассчитан на одного человека и груз в 15-20 кг.

Построен трицикл (рис. 1) в соответствии с техническими условиями ГАИ. В частности, руль открытого типа принят на основании «Правил дорожного движения», введенных с января 1973 года, где сказано, что трехколесные транспортные средства весом менее 400 кг приравниваются к мотоциклам.

РАМА И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. Несущим элементом конструкции служит деревянная рама (рис. 2), жесткость которой обеспечивается полом, двумя сплошными поперечными переборками и одним рамным шпангоутом. Бруски из сосны, пол и переборки — из фанеры толщиной 7 мм. В своей нижней части переборки подкреплены дюралюминиевыми угольниками 40X40X3 мм. Сборка деталей рамы — на клею и шурупах. Съемные узлы крепятся болтами.

Непосредственно к раме жестко прикреплены рессоры: передняя поперечная и задняя (две продольные) — четвертьэллиптические. На концах передней рессоры закреплены цапфы управляемых колес, на задних — ушки, сквозь которые проходит ось ведущего колеса.

Для изготовления рессор использованы листы старой рессоры автомобиля

«Победа» (сечение листа 45X6,5 мм). Число листов: в передней — пять (опыт показал, что, если экипаж не перегружен, достаточно четырех); в задних рессорах — по два листа в каждой.

ПОВОРОТНЫЕ ЦАПФЫ (рис. 3) передних колес — собственной конструкции. Трущаяся пара в узле поворота цапф: бронзовая втулка 7 и стальная труба 3. Втулки стянуты шпилькой 4 и хорошо контрятся гайками 5; при этом шестигранная головка нижней втулки входит в шестигранное же отверстие поворотного рычага 19, благодаря чему обеспечивается скольжение именно между втулками и скобой 2.

Заслуживает внимания крепление цапф к рессоре. Болт 18 через втулку 17 прижимает основной коренной лист к площадке цапфы 10. Втулка 17 свободно входит в эллиптическое отверстие во втором коренном листе так, что лист может продольно перемещаться. Стяжные болты 11 серьги хорошо законтрены и не сжимают рессорные листы намертво, допуская продольные относительные перемещения как обоих коренных, так и подкоренного листов.

КОЛЕСА: передние — от мотороллера, заднее — от мотоколяски серпуховского завода. Заднее выбрано больших размеров по сравнению с передними для лучшей проходимости по мягким грунтам.

КУЗОВ лодочной конструкции: деревянные рейки-стрингеры прикреплены к поперечным переборкам рамы. Нижний стрингер — усиленный, опирается на раму по всей ее длине, и его задняя консоль перекрывает (по длине кузова) колесо. Обшивка кузова — из листового железа (0,4 мм). Поверх обшивки пропущены дополнительные стрингеры: таким образом, обшивка оказывается зажатой между ними. В обшивке кузова с правой стороны предусмотрено закрытое лючком отверстие для доступа к прерывателю системы зажигания. С правой же стороны кузова помещена подножка, облегчающая посадку водителя.

Нужно отметить: при проектировании обшивку кузова предполагалось делать не металлическую, а из пластика или линолеума, чтобы избежать шума, возникающего при вибрациях. Однако и при таком варианте в местах, не достаточно плотно сжатых стрингерами, обшивка вибрировала. Потребовалось установить дополнительные болты для стяжки наружных и внутренних стрингеров.

Сиденье деревянное, реечное, шириной 550 мм. Пространство под сиденьем использовано для установки аккумулятора и хранения инструментов.

Багажников два: спереди и сзади. Последний сварен из газовой трубы 3/8''.

На задней части кузова смонтирована откидная подставка (для поддержки кузова при снятом заднем колесе) и ручка, служащая как для подъема кузова, так и для «заднего хода».

СИЛОВАЯ ЧАСТЬ. Двигатель «Туда-200» смонтирован в отгороженном отсеке на собранной из трех брусков съемной площадке. К основной раме площадка крепится двумя болтами М-8. Глушитель от «Тулы» расположен под кузовом. Соединительная выхлопная труба сделана заново.

Никаким переделкам двигатель не подвергался. Воздухозаборник помещен под кузовом. Выход охлаждающего воздуха — через люк в верхней части кузова. Как показал опыт, охлаждение даже в жаркие дни вполне достаточное. Запуск двигателя — электростартером или ручкой, за рычаг кикстартера. Рычаг кикстартера соответственно повернут на оси на 120°.

Привод на заднее ведущее колесо — цепью, постоянное натяжение которой создает вспомогательный ролик Ø100 мм, поджимаемый вверх спиральной пружиной. Подобное устройство оказалось необходимым, таи как из-за весьма эластичной подвески колеса цепь или излишне натягивалась, или настолько ослабевала, что соскакивала с зубчаток.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. Руль мотоциклетный, удлинен за счет вставки; его габаритная широка составляет 900 мм. Все рычаги управления, сигнальная кнопка и переключатель света использованы без изменения.

Рулевая колонка заканчивается сошкой, к которой при помощи шаровых шарниров СЗА присоединены концы разрезной поперечной тяги, входящей в «трапецию Жанто». Поперечные тяги — также от мотоколяски СЗА. Передаточное отношение «руль — колесо» близко к единице.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА. Основным является тормоз на заднем колесе. Тормозная педаль связана стальным тросом Ø5 мм с рычагом эксцентрика колодочного тормоза. Трос спрятан в трубке. Тормозной барабан и колодки самодельные: диаметр барабана 180 мм, ширина колодок 45 мм.

После того как в «Правилах дорожного движения» был указан допускаемый максимальный тормозной путь для мотоциклов с коляской 8,2 м, на правое переднее колесо был дополнительно установлен ручной тормоз от мотороллера «Вятка». Этот тормоз оказался полезным и при стоянках на уклоне.

Включатель стол-сигнала связан непосредственно с тормозной педалью. Переключение скоростей — ручное. Управление сцеплением и карбюратором — на руле. Кнопка обогащения смеси — близ щитка приборов.

На щитке приборов установлены спидометр и раздельные тумблеры для большого света, подфарников, указателей поворота, зажигания и кнопка стартера. Имеется общий выключатель, отключающий всю систему от аккумулятора. Реле-регулятор — от «Тулы».

К моменту опубликования статьи трицикл прошел более 2500 км. Неполадок, за исключением соскакивания цепи, полностью устраненного после установки натяжного ролика, не было. Эксплуатационная скорость на шоссе 40 — 45 км/ч. Максимальная — 63 км/ч. Машина мягка из ходу и хорошо «держит» дорогу. Проходимость по плохой, грязной дороге не хуже, чем у обычного легкового автомобиля, но при глубоких колеях езда затруднена. Однако малые удельные давления на грунт и большая устойчивость позволяют уверенно обходить плохие участки по обочине. По засыпанной снегом дороге машина идет плохо.

Очевидно, по такому образцу может быть построен и двухместный трицикл: места в зависимости от длины и ширины могут быть расположены или друг за другом (тандем), или рядом (последнее расположение потребует очень жесткой рамы, способной воспринять крутящий момент при несимметричной нагрузке).

Пользуясь случаем, обращаюсь к читателям журнала (вне зависимости от их возраста). Дерзайте и стройте! Нет процесса интереснее созидания! Даже если он оканчивается только на бумаге.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Габариты, мм:
длина — 2650
ширина — 1400
высота — 950/1300 (второе с ветровым стеклом)
база — 1700
колея — 1200
Вес (без нагрузки), кг — 150
Емкость топливного бака, л — 5
Двигатель «Тула-200» л. с. — 8
Коробка передач — штатная
Передача на заднее колесо роликовой цепью
Общее передаточное число — 7,4
Размер шин, в дюймах:
передние — 4X10
задняя — 5 X10



...Словно сказочный Берендей, выводит профессор Игнатов со двора своего дома необычные машины. Одна из них — трицикл «Робот», с которым мы знакомим сегодня читателей. Н а наших фото: 1 — Алексей Григорьевич приготовился к выезду по грибы; путь предстоит долгий, поэтому «Робот» оснащен по-походному; 2 — вид машины сзади; хорошо просматриваются цапфы передних колес на поперечной рессоре и рулевые тяги; 3 — вид сбоку; 4 — вид сверху: сиденье водителя, руль и приборный щиток; 5 — моторный отсек с открытой крышкой.



Рис. 1. Схема трицикла: 1 — скоба переднего багажника, 2 — спидометр, 3 — ветровое стекло, 4 — рычаг переключения передач, 5 — спинка сиденья, 6 — топливный бак, 7 — двигатель, 8 — козырек вентиляции мотоотсека, 9 — лючок мотоотсека, 10 — щиток заднего колеса, 11 — съемный щиток, 12 — задний багажник, 13 — указатель поворота, 14 — номерной знак, 15 — тормозной рычаг, 16 — реактивная тяга, 17 — кикстартер, 18 — поводок переключателя передач, 19 — тяга переключателя, 20 — глушитель, 21 — рулевая тяга, 22 — сошка, 23 — тормозная педаль, 24 — фара, 25 — звуковой сигнал.



Рис. 2. Конструкция ходовой части.

Рис. 3. Поворотная цапфа: 1 — полуось, 2 — скоба, 3 — стойка (труба газовая 1/2), 4 — шкворень (шпилька М10), 5 — гайка, 6 — шайба толщиной 2 мм, 7, 20 — втулка (бронза), 8 — пресс-масленка, 9 — косынка (сталь толщ. 3 мм), 10 — площадка (сталь толщ. 4 мм), 11 — болт М8, 12 — планка (сталь 20X5), 13 — коренной лист рессоры, 14 — второй коренной лист, 15 — подкоренной лист, 16 — планка (сталь (20X5), 17 — втулка, 18 — болт М8, 19 — поворотный рычаг, 21 — косынка (сталь толщ. 3 мм).

Рис. 4. Конструкция шпангоутов.



Рис. 5: 1 — поперечная рессора подвески передних колес, 2 — левая рулевая тяга, 3 — рулевая сошка, 4 — педаль ножного тормоза, 5 — передний глухой шпангоут корпуса (транец), 6 — фара, 7 — звуковой сигнал, 8 — правое переднее колесо, 9 — кронштейн брызговика, 10 — брызговик, 11 — указатель габарита, 12 — П-образная скоба для крепления багажа, 13 — подпалубный стрингер, 14 — комбинированные подфарники, 15 — рулевой вал, 16 — рукоятка управления дросселем, 17 — ветровое стекло, 18 — центральная часть руля, 19 — рычаг переключения передач, 20 — рычаг сцепления, 21 — дуга главного шпангоута, 22 — бензобак, 23 — вентиляционный козырек моторного отсека, 24 — теплый воздух, выходящий из моторного отсека, 25 — щиток заднего колеса, 26 — заднее (ведущее) колесо, 27 — задний багажник, 28 — указатель поворота, 29 — задний транец, 30 — ось заднего колеса, 31 — рычаг тормоза, 32 — задняя продольная рессора, 33, 39 — тормозной трос, 34 — карбюратор, 35 — рычаг переключателя передач, 36 — тяга переключения передач, 37 — трос управления карбюратором, 38 — аккумулятор. Количество бортовых стрингеров на рисунке уменьшено для наглядности.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100