Архив журнала Моделист-Конструктор
ЛОДКА? МОТОЦИКЛ? АВТОМОБИЛЬ!А. ИГНАТОВ, профессор, доктор технических наук
Доктора технических наук профессора А. Г. Игнатова энтузиасты технического творчества знают как автора целого ряда оригинальных конструкций микроавтомобилей, участника смотров-конкурсов и показательных пробегов самодельной автотехники. Появление созданных им машин всегда вызывает живейший интерес. Нельзя сказать, что эти конструкции технически изысканы или блистают внешним совершенством. Отнюдь нет: профессор А. Г. Игнатов всегда стремится использовать самые доступные, подручные материалы, но получить при этом максимально полезную отдачу. Вот его собственная формулировка: «Мне нужно неприхотливое механическое домашнее животное. Неприхотливое, как мул. Авто-мул. Пожалуй, лучше его не назовешь. Не надо красоты нужна высокая работоспособность, надежность и выносливость. Не надо комфорта нужна утилитарность и предельная простота управления. Не надо высококачественной и дорогостоящей отделки нужна хорошая сопротивляемость и стойкость покрытий, требующих минимального ухода и расходов по содержанию и ремонту».
Одна такая машина была показана профессором Игнатовым на смотре-конкурсе в Москве ещё в 1966 году. Даже получила специальный приз «За самый смешной автомобиль». А смешного, между прочим, кроме внешнего вида, ничего не было. Зато было много поучительного, полезного для всех «самодельщиков», особенно начинающих. Наш журнал очень подробно рассказал об этой машине и ее создателе (см. № 11 и 12 за 1967 год, статья под названием «Моя четвероногий друг»). А сегодня мы познакомим читателей с новой оригинальной конструкцией А. Г. Игнатова трехколесным микроавтомобилем, а точнее, мотоколяской «Робот». По устройству и исполнению он существенно отличается от ранее описанных нами трициклов, и знакомство с «Роботом» будет полезно каждому энтузиасту микроавтомобилестроения независимо от того, станет он эту машину повторять или нет.
* * *
Трицикл «Робот» (фото вверху) изготовлен в домашних условиях под двигатель от мотороллера «Тула-200». Рассчитан на одного человека и груз в 15-20 кг.
Построен трицикл (рис. 1) в соответствии с техническими условиями ГАИ. В частности, руль открытого типа принят на основании «Правил дорожного движения», введенных с января 1973 года, где сказано, что трехколесные транспортные средства весом менее 400 кг приравниваются к мотоциклам.
РАМА И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. Несущим элементом конструкции служит деревянная рама (рис. 2), жесткость которой обеспечивается полом, двумя сплошными поперечными переборками и одним рамным шпангоутом. Бруски из сосны, пол и переборки из фанеры толщиной 7 мм. В своей нижней части переборки подкреплены дюралюминиевыми угольниками 40X40X3 мм. Сборка деталей рамы на клею и шурупах. Съемные узлы крепятся болтами.
Непосредственно к раме жестко прикреплены рессоры: передняя поперечная и задняя (две продольные) четвертьэллиптические. На концах передней рессоры закреплены цапфы управляемых колес, на задних ушки, сквозь которые проходит ось ведущего колеса.
Для изготовления рессор использованы листы старой рессоры автомобиля
«Победа» (сечение листа 45X6,5 мм). Число листов: в передней пять (опыт показал, что, если экипаж не перегружен, достаточно четырех); в задних рессорах по два листа в каждой.
ПОВОРОТНЫЕ ЦАПФЫ (рис. 3) передних колес собственной конструкции. Трущаяся пара в узле поворота цапф: бронзовая втулка 7 и стальная труба 3. Втулки стянуты шпилькой 4 и хорошо контрятся гайками 5; при этом шестигранная головка нижней втулки входит в шестигранное же отверстие поворотного рычага 19, благодаря чему обеспечивается скольжение именно между втулками и скобой 2.
Заслуживает внимания крепление цапф к рессоре. Болт 18 через втулку 17 прижимает основной коренной лист к площадке цапфы 10. Втулка 17 свободно входит в эллиптическое отверстие во втором коренном листе так, что лист может продольно перемещаться. Стяжные болты 11 серьги хорошо законтрены и не сжимают рессорные листы намертво, допуская продольные относительные перемещения как обоих коренных, так и подкоренного листов.
КОЛЕСА: передние от мотороллера, заднее от мотоколяски серпуховского завода. Заднее выбрано больших размеров по сравнению с передними для лучшей проходимости по мягким грунтам.
КУЗОВ лодочной конструкции: деревянные рейки-стрингеры прикреплены к поперечным переборкам рамы. Нижний стрингер усиленный, опирается на раму по всей ее длине, и его задняя консоль перекрывает (по длине кузова) колесо. Обшивка кузова из листового железа (0,4 мм). Поверх обшивки пропущены дополнительные стрингеры: таким образом, обшивка оказывается зажатой между ними. В обшивке кузова с правой стороны предусмотрено закрытое лючком отверстие для доступа к прерывателю системы зажигания. С правой же стороны кузова помещена подножка, облегчающая посадку водителя.
Нужно отметить: при проектировании обшивку кузова предполагалось делать не металлическую, а из пластика или линолеума, чтобы избежать шума, возникающего при вибрациях. Однако и при таком варианте в местах, не достаточно плотно сжатых стрингерами, обшивка вибрировала. Потребовалось установить дополнительные болты для стяжки наружных и внутренних стрингеров.
Сиденье деревянное, реечное, шириной 550 мм. Пространство под сиденьем использовано для установки аккумулятора и хранения инструментов.
Багажников два: спереди и сзади. Последний сварен из газовой трубы 3/8''.
На задней части кузова смонтирована откидная подставка (для поддержки кузова при снятом заднем колесе) и ручка, служащая как для подъема кузова, так и для «заднего хода».
СИЛОВАЯ ЧАСТЬ. Двигатель «Туда-200» смонтирован в отгороженном отсеке на собранной из трех брусков съемной площадке. К основной раме площадка крепится двумя болтами М-8. Глушитель от «Тулы» расположен под кузовом. Соединительная выхлопная труба сделана заново.
Никаким переделкам двигатель не подвергался. Воздухозаборник помещен под кузовом. Выход охлаждающего воздуха через люк в верхней части кузова. Как показал опыт, охлаждение даже в жаркие дни вполне достаточное. Запуск двигателя электростартером или ручкой, за рычаг кикстартера. Рычаг кикстартера соответственно повернут на оси на 120°.
Привод на заднее ведущее колесо цепью, постоянное натяжение которой создает вспомогательный ролик Ø100 мм, поджимаемый вверх спиральной пружиной. Подобное устройство оказалось необходимым, таи как из-за весьма эластичной подвески колеса цепь или излишне натягивалась, или настолько ослабевала, что соскакивала с зубчаток.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. Руль мотоциклетный, удлинен за счет вставки; его габаритная широка составляет 900 мм. Все рычаги управления, сигнальная кнопка и переключатель света использованы без изменения.
Рулевая колонка заканчивается сошкой, к которой при помощи шаровых шарниров СЗА присоединены концы разрезной поперечной тяги, входящей в «трапецию Жанто». Поперечные тяги также от мотоколяски СЗА. Передаточное отношение «руль колесо» близко к единице.
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА. Основным является тормоз на заднем колесе. Тормозная педаль связана стальным тросом Ø5 мм с рычагом эксцентрика колодочного тормоза. Трос спрятан в трубке. Тормозной барабан и колодки самодельные: диаметр барабана 180 мм, ширина колодок 45 мм.
После того как в «Правилах дорожного движения» был указан допускаемый максимальный тормозной путь для мотоциклов с коляской 8,2 м, на правое переднее колесо был дополнительно установлен ручной тормоз от мотороллера «Вятка». Этот тормоз оказался полезным и при стоянках на уклоне.
Включатель стол-сигнала связан непосредственно с тормозной педалью. Переключение скоростей ручное. Управление сцеплением и карбюратором на руле. Кнопка обогащения смеси близ щитка приборов.
На щитке приборов установлены спидометр и раздельные тумблеры для большого света, подфарников, указателей поворота, зажигания и кнопка стартера. Имеется общий выключатель, отключающий всю систему от аккумулятора. Реле-регулятор от «Тулы».
К моменту опубликования статьи трицикл прошел более 2500 км. Неполадок, за исключением соскакивания цепи, полностью устраненного после установки натяжного ролика, не было. Эксплуатационная скорость на шоссе 40 45 км/ч. Максимальная 63 км/ч. Машина мягка из ходу и хорошо «держит» дорогу. Проходимость по плохой, грязной дороге не хуже, чем у обычного легкового автомобиля, но при глубоких колеях езда затруднена. Однако малые удельные давления на грунт и большая устойчивость позволяют уверенно обходить плохие участки по обочине. По засыпанной снегом дороге машина идет плохо.
Очевидно, по такому образцу может быть построен и двухместный трицикл: места в зависимости от длины и ширины могут быть расположены или друг за другом (тандем), или рядом (последнее расположение потребует очень жесткой рамы, способной воспринять крутящий момент при несимметричной нагрузке).
Пользуясь случаем, обращаюсь к читателям журнала (вне зависимости от их возраста). Дерзайте и стройте! Нет процесса интереснее созидания! Даже если он оканчивается только на бумаге.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
|
...Словно сказочный Берендей, выводит профессор Игнатов со двора своего дома необычные машины. Одна из них трицикл «Робот», с которым мы знакомим сегодня читателей. Н а наших фото: 1 Алексей Григорьевич приготовился к выезду по грибы; путь предстоит долгий, поэтому «Робот» оснащен по-походному; 2 вид машины сзади; хорошо просматриваются цапфы передних колес на поперечной рессоре и рулевые тяги; 3 вид сбоку; 4 вид сверху: сиденье водителя, руль и приборный щиток; 5 моторный отсек с открытой крышкой. |
Рис. 1. Схема трицикла: 1 скоба переднего багажника, 2 спидометр, 3 ветровое стекло, 4 рычаг переключения передач, 5 спинка сиденья, 6 топливный бак, 7 двигатель, 8 козырек вентиляции мотоотсека, 9 лючок мотоотсека, 10 щиток заднего колеса, 11 съемный щиток, 12 задний багажник, 13 указатель поворота, 14 номерной знак, 15 тормозной рычаг, 16 реактивная тяга, 17 кикстартер, 18 поводок переключателя передач, 19 тяга переключателя, 20 глушитель, 21 рулевая тяга, 22 сошка, 23 тормозная педаль, 24 фара, 25 звуковой сигнал. |
Рис. 2. Конструкция ходовой части.
Рис. 3. Поворотная цапфа: 1 полуось, 2 скоба, 3 стойка (труба газовая 1/2), 4 шкворень (шпилька М10), 5 гайка, 6 шайба толщиной 2 мм, 7, 20 втулка (бронза), 8 пресс-масленка, 9 косынка (сталь толщ. 3 мм), 10 площадка (сталь толщ. 4 мм), 11 болт М8, 12 планка (сталь 20X5), 13 коренной лист рессоры, 14 второй коренной лист, 15 подкоренной лист, 16 планка (сталь (20X5), 17 втулка, 18 болт М8, 19 поворотный рычаг, 21 косынка (сталь толщ. 3 мм).
Рис. 4. Конструкция шпангоутов.
|
Рис. 5: 1 поперечная рессора подвески передних колес, 2 левая рулевая тяга, 3 рулевая сошка, 4 педаль ножного тормоза, 5 передний глухой шпангоут корпуса (транец), 6 фара, 7 звуковой сигнал, 8 правое переднее колесо, 9 кронштейн брызговика, 10 брызговик, 11 указатель габарита, 12 П-образная скоба для крепления багажа, 13 подпалубный стрингер, 14 комбинированные подфарники, 15 рулевой вал, 16 рукоятка управления дросселем, 17 ветровое стекло, 18 центральная часть руля, 19 рычаг переключения передач, 20 рычаг сцепления, 21 дуга главного шпангоута, 22 бензобак, 23 вентиляционный козырек моторного отсека, 24 теплый воздух, выходящий из моторного отсека, 25 щиток заднего колеса, 26 заднее (ведущее) колесо, 27 задний багажник, 28 указатель поворота, 29 задний транец, 30 ось заднего колеса, 31 рычаг тормоза, 32 задняя продольная рессора, 33, 39 тормозной трос, 34 карбюратор, 35 рычаг переключателя передач, 36 тяга переключения передач, 37 трос управления карбюратором, 38 аккумулятор. Количество бортовых стрингеров на рисунке уменьшено для наглядности.
Чертежи для печати
|