МОТОНАРТЫ МЕНЯЮТ "ОБУВЬ"

Ребятами Дома пионеров города Альметьевска Татарской АССР под руководством Ивана Ильича Кленкова построены необычные, всесезонные мотонарты (см. фото).



Пионеры написали в редакцию: «Наш вездеход предназначен нефтяникам для связи между вышками. Однако он пригоден и для других транспортных целей. Чтобы сделать его универсальным, в конструкции вездехода предусмотрена заменяемость лыж на колеса. Теперь он может эксплуатироваться и в летний период, весной и осенью, в распутицу.

Мы не оформляли его внешнего вида - ведь он рассчитан на бездорожье, а не для езды в населенных пунктах. На этом мы сэкономили вес. Несмотря на внешнюю простоту конструкции, наши мотонарты надежны, имеют хорошую проходимость и достаточную работоспособность. Они могут буксировать тяжелый прицеп или группу лыжников, хорошо преодолевают подъемы и различные препятствия. Мотонарты изготовлены из недорогих, недефицитных материалов».

Общая компоновка машины (вид сбоку) показана на рисунке 1.

Основная часть мотонарт - силовая рама, на которой смонтированы все агрегаты и оборудование - движитель, трансмиссия, управление и моторная установка.

РАМА изготовлена из стального уголка 50 X 50 мм. К коротким трубчатым стойкам, посаженным на вертикальное ребро продольных угольников машины, приварена поперечная труба. На ней крепится трубчатая пирамида, несущая верхнюю направляющую втулку рулевой колонки. На этой же трубе, на хомутах установлены кронштейны крепления передней части картера двигателя. Вторая поперечина рамы служит для крепления двигателя (задней части картера). С правой стороны по ходу мотонарт, на вертикальной полке продольного угольника вварена втулка, в которую вставляется рычаг переключения передач, соединяемый с рычагом коробки скоростей короткой тягой. На кронштейнах под этой втулкой размещен валик привода кик-стартера.

С левой стороны на нем крепится ножной пусковой рычаг.

На задних концах продольных уголков рамы имеются прорези, в которых установлена ось промежуточного вала трансмиссии, являющаяся одновременно и осью подвески движителя. На этой оси посажены на одной втулке две цепные звездочки - -ведомая промежуточного вала и ведущая заднего ходового колеса гусеничной ленты. Ведомая звездочка заимствована с мотоцикла Иж-49, а ведущая - от списанного комбайна.

Втулка с посаженными на нее звездочками вращается на шариковых подшипниках. На оси промежуточного вала установлена и каретка движителя - гусеничной ленты.

КАРЕТКА ГУСЕНИЧНОЙ ЛЕНТЫ (рис. 2) представляет собой два продольных уголка (один из них выгнут, как показано на рисунке), соединенных металлической пластиной, с взаимным креплением болтами. Ось промежуточного вала вставляется в имеющиеся на каретке втулки. К угольникам каретки приварены кронштейны опорных катков гусеничной ленты.

Катки посажены на осевую трубу и крепятся на ней гайками с шайбами, обеспечивающими их свободное вращение.

Концы угольников каретки имеют продолговатые прорези и отогнутые лапки с отверстиями под натяжные болты. В прорези входят оси ходовых колес гусеничной ленты - ведущего и ведомого. Натяжными болтами регулируется цепь гусеничной ленты.

ХОДОВЫЕ ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА (рис. 3) являются наиболее сложными и трудоемкими в исполнении деталями мотонарт.

Они изготовлены из листовой стали толщиной 20 мм. Для облегчения веса их средняя часть вырезается - остается зубчатый венец. К нему крепится разрезной диск, который и соединяет зубчатый венец с втулкой.

Зубчатый венец по профилю зубьев должсен строго соответствовать шагу цепи гусеничной ленты. Он соединяется с разрезным диском и втулкой с помощью сварки, выполняемой в приспособлении, обеспечивающем строгую перпендикулярность зубчатого венца с осью втулки. Ведущим колесом гусеничной ленты является заднее, по ходу мотонарт, колесо. К его втулке приваривается малая ведомая цепная звездочка.

ГУСЕНИЧНАЯ ЛЕНТА (см. рис. 4) выполнена на базе списанной цепи комбайнового транспортера. На кронштейны щечек звеньев цепи через каждые два звена на заклепках крепятся грунтозацепы. Они изготовлены из стального уголка сечением 25 X 25 мм.

К грунтозацепам по бокам цепи на болтах крепятся две резинотканевые ленты. Общая ширина гусеничной ленты 350 мм.

Такая конструкция ленты, в которой основную нагрузку несет цепь, значительно увеличивает ресурс резинотканевого полотна движителя.

ТРАСМИССИЯ, перелающа усилие от двигателя на движитель, состоит из двух ролико-втулочных мотоциклетных цепей с шагом 16 мм. Одна цепь передает вращение от звездочки двигателя на большую звездочку промежуточного вала; вторая - от промежуточного вала на звездочку ведущего колеса гусеничной ленты.

Управляются мотонарты двумя передними лыжами или устанавливаемыми на их место колесами. Поворот осуществляется рулем мотоциклетного типа, через вертикальную колонку, сошку и рулевые тяги, которые подводят усилие к рычагам, закрепленным на поворотных осях лыж (или колес). К верхней площадке вертикальной колонки управления на хомутах крепится руль мотоциклетного типа. На руле смонтированы рычаги управления двигателем.

Проводка управления двигателем целиком взята от мотоцикла.

ЛЫЖИ МОТОНАРТ изготовлены из дерева и в передней части окованы железом. По подошве лыж имеется подрез.

МОТОРНАЯ УСТАНОВКА выполнена на базе двигателя Иж-56 от мотоколяски СЗА.

Электрооборудование от мотоцикла Иж-56.

Подача топлива к карбюратору осуществляется самотеком от бензобака, установленного на кронштейне за спинкой сиденья водителя. Там же размещена и аккумуляторная батарея.

Интересно, что замена лыж колесами для движения по бесснежным участкам пути предпринималась и ранее.

Так, в 1970 году в испытательном пробеге по маршруту Хабаровск - Якутск на мотонарты «Амурец» для улучшения проходимости по оголенным от снега участкам пути крепили специальные колесные каретки, которые ставили вместо лыж. Однако они имели вспомогательный характер и были рассчитаны на твердое дорожное покрытие.

Мотонарты Дома пионеров Альметьевска интересны именно попыткой сделать их всесезонным транспортным средством.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ, руководитель секции вездеходной техники ОКБ «М-К»







Рис. 1. Схема мотонарт: 1 - рулевые лыжи, 2 - кабанчик лыжи, 3 - колеса для езды по бесснежным дорогам, 4 - рулевая тяга, 5 - глушитель, 6 - рулевая колонка, 7 - двигатель Иж-56, 8 - фара, 9 - мотоциклетный руль, 10 - карбюратор с капроновым фильтром, 11 - ведущая звездочка, 12 - крон-штейн крепления двигателя, 13 - рама мотонарт, 14 - сиденье водителя, 15 - аккумулятор, 16 - бензобак, 17 - стойка, 18 - ведущая цепь, 19 - ведущая звездочка, 20 - рама гусеницы, 21 - ведомая цепь, 22 - гусеничная лента, 23 - барабан ленты, 24 - натяжное устройство.



Рис. 2. Рама каретки движителя (вид сверху): 1 - лонжероны рамы (стальной уголок 30X30), 2 - ось, на которую надеваются задние концы рамы вездехода, 3 - ушки для натяжных болтов гусеничной ленты, 4 - стальной лист, соединяющий лонжероны рамы каретки, 5 - втулки, в которые вставляется ось 2.

Рис. 3. Конструкция зубчатых колес гусеничной ленты: 1 - разметка стального листа для изготовления зубчатого венца, 2 - ступица переднего колеса, 3 - ступица заднего колеса, 4 - общий вид зубчатых колес после сварки ступиц с дисками и зубчатыми венцами.

Рис. 4. Общий вид гусеничного движителя (вид слева).

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №4
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100