Архив журнала Моделист-Конструктор
АВТОМОБИЛЬ БЕЗ... РУЛЯА. КИЖЕВАТОВ, член кружка конструирования малогабаритной техники КЮТ Новосибирского академгородка
Как-то попалось нам описание шестиколесного вездехода «джигер». Основные узлы его были предельно просты. Отсутствовали коробка передач, карданный вал, задний мост эти, в общем-то, довольно сложные и тяжелые агрегаты. Небольшие двигатели отдельно для левого и правого бортов через клиноременный вариатор передавали крутящий момент своему ряду колес, соединенных цепью. Опоры осей пневмокатков жестко крепились к корпусу, а повороты осуществлялись за счет прибавления оборотов двигателя одного борта и уменьшения оборотов другого.
Нам захотелось создать свой шестиколесный вездеход, который был бы столь же прост в изготовлении и управлении.
В лаборатории конструирования малогабаритной техники КЮТа Новосибирского академгородка мы и построили такую машину (рис. 1), которая при некоторой внешней схожести во многом отличается от «джигера».
|
На нашем вездеходе (рис. 2) применен только один двигатель мотоциклетный ИЖ-56 (от мотоколяски СЗА, с генератором и стартером). Он расположен в задней части кузова машины. Запуск двигателя от ручки в салоне с левой стороны водите-
ля. В систему управления входят: рычаги поворотов, педаль сцепления, педаль газа, ручка переключения передач, ручка стартера, выключатель зажигания.
Крутящий момент двигателя через дифференциал (тоже от мотоколяски СЗА) передается на средние колеса правого и левого бортов. Каждое такое колесо соединено цепной передачей с остальными колесами своего борта.
На средних же колесах установлены тормозные колодки от мотоколяски СЗА. Служат они для... поворота машины, который осуществляется не рулевым колесом, а независимыми рычагами фрикциона, расположенными в кабине (см. рис. 3 и 7). Потянув левый рычаг на себя, тормозим три колеса левого борта. Двигатель продолжает вращать колеса правого борта, и вездеход поворачивает налево. Поворот направо аналогичен.
При такой системе управления полностью отсутствует занос даже на крутых поворотах до 180° со скоростью 20-30 км/ч. Педаль тормоза для остановки автомобиля отсутствует, так как для торможения достаточно, предварительно выжав сцепление, потянуть на себя сразу оба рычага фрикционов. Управление коробкой передач двигателя осуществляется одной ручкой, которая находится на сиденье между водителем и пассажиром.
Основа нашего вездехода несущая прямоугольная рама, сваренная из труб Ø40 мм. К раме приварены шесть площадок размером 120 X 140 мм, каждая с четырьмя отверстиями под болты М10 для крепления ступиц полуосей (рис. 4).
Ступицы передних и задних колес самодельные, из труб Ø57 мм, расточенных с обоих концов для насадки подшипников № 205. В них вращаются укороченные, выточенные из стали Ст. 45 полуоси (рис. 5), на которые насажены и зафиксированы шпонками колеса. На другом конце каждой полуоси, тоже на шпонках, крепятся звездочки Z-19 от сельхозмашин, под «ижевскую» цепь. По бокам ступиц приварены уголки 35 X 35 мм с просверленными отверстиями , для крепления к площадкам болтами М10.
Средние ступицы использованы от заднего моста мотоколяски
СЗА. В них на конических подшипниках вращаются полуоси средних колес (рис. 6), выточенные из стали Ст. 45 и соединенные с концами конических шестерен дифференциала с помощью шлицев. На полуоси надеты и закреплены на шпонках сдвоенные звездочки Z-19 под «ижевскую» цепь от сельхозмашин.
Для крепления двигателя использована подмоторная рама от мотоколяски СЗА, с предварительно обрезанной нижней частью для крепления дифференциала. Обрезанный подрамник приварен к несущей раме, нижняя часть его с креплением для дифференциала тоже приварена к несущей раме (см. рис. 2).
Двигатель крепится на резиновых подушках, чтобы уменьшить передачу вибрации на кузов. Подушки расположены наклонно под углом 45°, что смягчает про-
дольные рывки двигателя, смену нагрузок при движении.
Крутящий момент от двигателя через цепную передачу передается на дифференциал, с него на средние полуоси и далее через цепные передачи на передние и задние полуоси. Шесть колес нашего вездехода являются ведущими. Они взяты от мотоколяски СЗА. Давление в них желательно поддерживать не более 0,8-1 кг/см2: для улучшения проходимости и смягчения толчков при движении на неровностях.
Каркас кузова, сваренный из труб Ø15 мм, обшит листовой сталью толщиной 1 мм. Кузов и несущая рама вместе составляют единую жесткую конструкцию.
Шестиколесньей вездеход оказался удобным в управлении, маневренным и устойчивым на поворотах, показал высокую проходимость.
Техническая характеристика
|
Рис. 2. Компоновка узлов на раме: 1 резиновая подушка, 2 двигатель, 3 карбюратор, 4 генератор, 5 сиденье, 6 цепь главной передачи, 7 главная передача, 8 механизм натяжения цепи, 9 площадка крепления ступицы |
Рис. 3. Схема вездехода: 1 рычаги поворотов, 2 педали сцепления, газа, 3 пол кабины, 4 звездочки переднего колеса, 5 ступица переднего колеса, 6 рычаг переключения передач, 7 сиденье, 8 цепная передача, 9 колесо, 10 главная передача с дифференциалом, 11 рама, 12 цепь главной передачи, 13 аккумулятор, 14 стартер, 15 двигатель, 16 генератор, 17 выхлопная труба и глушитель, 18 карбюратор, 19 ступица среднего колеса, 20 тяга фрикциона.
Рис. 4. Крепление ступицы к раме: 1 звездочка, 2 корпус ступицы, 3 полуось, 4 косынка, 5 площадка, 6 уголок, 7 рама, 8 болт М10.
|
Рис. 7. Общий вид системы управления: 1 втулка, 2 рычаг левого фрикциона, 3 резиновая ручка, 4 вал, 5 тяга, 6 подшипник вала, 7 корпус ступицы, 8 звездочки двойные, 9 полуось, 10 главная передача, 11 тормозные колодки.
Чертежи для печати
|