Архив журнала Моделист-Конструктор
«СНЕЖИНКА» С МОТОРОМВ. СТАНОТИН, г. Сызрань
Какой любитель подледной ловли не мечтает об удобном и легком транспортном средстве, чтобы быстро добраться до заветных окуневых лунок? В одном из номеров «Моделиста-конструктора» я прочитал о мотобуере конструкции Н. Ибрагимова и решил построить подобную машину. Двигатель и колесо поставил от мотороллера «Турист». При испытаниях мотобуер развивал скорость до 70 км/ч по льду и плотному насту, но по рыхлому снегу буксовал. Кроме того, он получился довольно тяжелым: около 140 кг.
Пришлось переделывать. Вместо колеса поставил гусеницу. Вес увеличился до 160 кг, а скорость ощутимо упала как по твердой дороге, так и по рыхлому снегу. Невольно возникал вопрос: а нужна ли такая машина? Съездить два раза в месяц на рыбалку? А что делать, если мотобуер сломается где-то в лесу, тащить на себе 160 кг железа? Кончилось тем, что я разобрал свое детище.
Прошлой осенью решил строить более портативную машину, пригодную для городского жителя. И вот родился снегоход «Снежинка» с велосипедным двигателем Д-5. «Снежинка» проста в управлении, расходует мало бензина, не требует столь квалифицированного обслуживания. Для аэросаней такого же веса потребовалось бы установить двигатель мощностью не менее 10 л/с, расходующий в 8 раз больше бензина! Конечно, при эксплуатации в степной полосе или на больших водоемах аэросани незаменимы, но для рыбаков «Снежинка» более удобна. Она, кстати, и по габаритам намного компактнее.
Двигатель «Снежинки» запускается шнуром (при выжатом сцеплении), который наматывается на шкив Ø60 мм, установленный с правой стороны коленвала вместе с шестерней Z-20, или заводится с хода. Задняя вилка маятниковая, имеет пружинный амортизатор с ограничителем хода ± 10 мм и обеспечивает хорошее сцепление колеса с дорогой. На карбюратор поставлен конусообразный воздухозаборник с сеткой, предохраняющей от попадания воды и снега. Глушитель самодельный.
У колеса движителя 60 стальных шипов, приклепанных к покрышке, как показано на рисунке. Тормозной барабан и ось от мотороллера «Турист». Самодельная ведущая звездочка двигателя имеет 8 зубьев, ведомая 47. Цепь велосипедная, шагом 12,7 мм. Двигатель установлен непосредственно на маятниковой вилке, поэтому цепь не подвергается переменным нагрузкам и служит дольше.
В настоящее время вместо колеса от «Туриста» я испытываю самодельное металлическое, с 12 лопатками, которое позволяет двигаться и по рыхлому снегу. Изготовил его из стали СТ-3 толщиной 3 мм. В ноябре и марте, то есть при движении по первому и последнему льду, можно пользоваться колесом с шипами, а в середине зимы, когда толщина снежного покрова увеличивается, целесообразно применять колесо с лопатками.
Рама вездехода сварная, из полудюймовых стальных труб.
Вилка, руль и передняя часть взяты от велосипеда. Седло деревянное, с поролоновой подушкой, обтянутой кожзаменителем. Лыжи из листового дюралюминия толщиной 4 мм с продольной профилировкой (зиговкой). Маятниковая вилка сварена из стальной трубы 3/4''.
В случае серьезной поломки двигателя снегохода достаточно подтянуть колесо за маятниковую вилку вверх и пристегнуть с помощью аварийного крюка к раме: «Снежинка» превращается в обыкновенные санки, которые очень удобно и легко тащить за веревку, привязанную к передней лыже.
|
Рис. 1. Микроснегоход «Снежинка» общая компоновка и детали: 1 передняя (рулевая) лыжа, 2 кабанчик передней лыжи, 3 ось, 4 вилка (от велосипеда), 5 правая боковая лыжа, 6 траверса боковых лыж. 7 усиливающая косынка центрального узла, 8 двигатель Д-6 или Д-5, 9 ручка газа, 10 рычаг сцепления, 11 маятниковая вилка, 12 пружина маятниковой вилки, 13 топливный бачок, 14 седло, 15 задняя дуга боковых лыж, 16 перемычка, 17 ведущее колесо с шипами, размер 4Х10 (мотороллер «Вятка»), 18 резиновая подножка на левой боковой лыже. |
Чертежи для печати
|