ВЕЛОБАЙДАРКА

Б. АБРАМОВ, руководитель ОКБ;
С. ГОЛОВКО, Н. ТУЧКИН, инженеры

Каждое лето и осень юные туристы уходят в увлекательные походы по родному краю; участников игры «Зарница» ждут разнообразные маршруты по местам боевой славы. Немало среди ребят и любителей водных путешествий — на плотах, лодках. Их возможности .значительно расширились с поступлением в широкую продажу хорошо продуманной конструкции двухместной разборной байдарки «Салют-М 4,7». Устойчивая и ходкая, с достаточным запасом грузоподъемности и отличной проходимостью, байдарка позволяет совершать переходы через самые «глухие» места.

Однако организаторы походов туристов-байдарочников нередко испытывают трудности при обеспечении быстрой связи в случае необходимости с железнодорожной станцией, населенным пунктом, медицинским учреждением. Именно это обстоятельство предопределило нашу работу над необычной конструкцией, которую мы назвали мотовелоамфибией.

Разработка ее велась силами общественного КБ отдела техники Дворца пионеров Выборгского района Ленинграда. В основу конструкции были положены байдарка, дорожный велосипед и двигатель Д-6 (можно и Д-5). В итоге получилось универсальное средство передвижения как по воде, так и по суше: катамаран с мотовелоприводом и мотовелосипед с транспортной тележкой для перевозки байдарок в разобранном или собранном виде, а при необходимости — и заболевшего или пострадавшего в походе туриста.



Складной поплавок на тележку, ее штангу — к раме велосипеда, к в путь!



Сравнительная простота получившейся мотовелоамфибии и успешное использование ее в течение нескольких сезонов дают основание предложить ее коллективам энтузиастов водно-пешего туризма.

Как мы уже говорили, для передвижения по суше служит обычный дорожный велосипед с универсальной транспортной тележкой.

Основа тележки — дюралюминиевая труба с зажимной муфтой посредине и гнездом для соединительного штока. Слева и справа в эту балку телескопически входят стальные проставим, к которым приварены стойки из велосипедных вилок. Проставки могут фиксироваться в двух положениях: узкая колея для транспортировки сложенной байдарки, упакованной в мешок; широкая колея — для буксировки неразобранной байдарки.

На берегу тележка разъединяется на небольшие узлы, которые легко умещаются в кормовом отсеке лодки.

Колеса тележки — стандартные «дутики» от самоката. Они смонтированы на телескопической оси, а на воде также укладываются в байдарку.

Для фиксации неразобранной байдарки на тележке потребуется прикрепить к кильсонам дюралюминиевый прямоугольник со штырем-фиксатором. Далее фланцами, надетыми на трубу-балку, соединяем с тележкой левый и правый фальшборт; предварительно шток вставляется в фиксирующее гнездо на байдарке и заштифтовывается. Рабочее положение стойкам придается с помощью муфты; крепим к ним ось с колесами.

Велосипед навешивается на каркас левой байдарки на двух трубчатых стойках — кронштейнах, соединенных с осями колес и верхней частью рамы. К нижним основаниям кронштейнов приварены дополнительные трубки, в которые вставлены втулки с резьбовыми отверстиями М6 в центре. Трубки входят между рейками — кильсонами байдарки и через отверстия в них фиксируются винтами.

Правая байдарка горизонтальной штангой, прикрепленной пластинами к фальшборту, соединяется с осью заднего колеса велосипеда, наклонной — с рамой, а с помощью удлиненной трубчатой штанги — с осью переднего колеса. Вместо второй байдарки возможно применение поплавка (на рисунке показан пунктиром).

Штурвальное устройство расположено на втором шпангоуте левой байдарки. Оно состоит из полуштурвала (на его оси находится звездочка Z = 9), велоцепи длиной 400 мм, двух передаточных роликов, левого и правого штуртросов. Для облегчения монтажа и регулировки их натяжения на румпеле смонтирован талреп.

Фотоснимки дают представление о конструкции амфибии быстроходной схемы, по типу полинезийского катамарана, но авторы рекомендуют компоновать конструкцию из двух байдарок «Салют» — это не только уменьшает объем работ, но и ставит амфимопед в равные условия с теми, кто идет на веслах. Привод на движитель катамарана состоит из редуктора (от лодочного мотора «Москва»), дейдвудной трубы с валом, корундового фрикционного ролика (ГОСТ-46-22), кронштейна крепления гребного винта, тросовой проводки с пружиной и стопорной рукоятки, обеспечивающей плотное прижатие фрикционного ролика к протектору колеса. Гребной винт латунный, двухлопастный (Ø290 мм, шаг 270 мм), с сегментным профилем лопастей. На максимальных оборотах двигателя он создает упор на швартовых около 17 кг.

Охлаждение двигателя — водяное. Забор воды осуществляется установкой над задним колесом велосипеда профилированного крыла, спаянного из латуни. Его контур позволяет собирать водяные струи, увлекаемые протектором колеса, в накопитель крыла. Далее забортная вода самотеком, пройдя через фильтр, направляется в приемный патрубок водяной рубашки цилиндра двигателя.

Сточный патрубок рубашки заканчивается резиновым шлангом, играющим роль дозировочного краника. Расчетная порция воды, проходящей через рубашку охлаждения двигателя, работающего в оптимальном режиме, составляет 100-120 г/мин. Рубашка 0 100 мм и высотой 47 мм изготовляется из дюралюминия S=1,5 мм. Ее верх приварен к первому охладительному ребру цилиндра, а нижнее основание — к седьмому. Пять внутренних ребер спилены на 2/3 своей ширины.

При буксировке байдарки на расстояние 3-5 км головку цилиндра можно не заменять на обычную сухопутную, а воспользоваться мягкой емкостью, помещенной в заплечный рюкзак, и резиновым шлангом.



И ПО ВОДЕ, И ПОСУХУ! Лето. Щедрость жаркого солнца, буйство зелени, извечный магнетизм прохладной и ласковой воды... Пора веселых каникул, отпусков, увлекательных туристских походов. Вы готовитесь к ним? Тогда эта конструкция для вас. Юные техники Дворца пионеров Выборгского района Ленинграда уже которое лето уходят водными маршрутами на... велосипедах. О том, как удалось «скрестить» двухколесные машины с байдарками, рассказывают эти снимки. Удобно: и к воде, и по воде — с помощью педалей или веломотора. Попробуйте!





Рис. 1. Компоновка велобайдарки: 1 — щиток колеса, 2 — трос сцепления, 3 — фиксатор с ручкой сцепления, 4 — рулевой штурвал, 5 — байдарка, 6 — кронштейн привода, 7 — фрикционный ролик, 8 — штуртрос, 9 — талреп, 10 — стойки кронштейна (часть деталей велосипеда не показана), 11 — трубки основания кронштейнов.

Рис. 2. Гребной вал в сборе: 1 — переходная втулка, 2 — втулка, 3 — гребной вал, 4 — втулка.

Чертежи разработаны членами общественного КБ при отделе техники Дворца пионеров и школьников Выборгского района Ленинграда. Руководитель — Б. С. Абрамов.

Рис. 3. Установка привода с мотором: 1 — модернизированный щиток, 2 — водосборник, 3 — ролик троса сцепления, 4 — рама, 5 — рукоятка фиксатора сцепления, 6 — патрубок к рубашке охлаждения двигателя, 7 — штуцер, 8 — рубашка охлаждения, 9 — сливной патрубок, 10 — кронштейн привода, 11 — трос сцепления, 12 — фрикционный ролик с редуктором, 13 — дейдвудная труба, 14 — винт.



Рис. 4. Конструкция привода к винту: 1 — вал винта, 2 — стакан, 3 — гребной вал, 4 — дейдвудная труба, 5 — муфта, 6 — редуктор, 7 — узел крепления троса сцепления, 8 — переходник, 9, 10 — детали кронштейна, 11 — винт, 12 — фрикционный ролик.

Рис. 5. Транспортная тележка: 1 — кронштейн (от передней вилки велосипеда), 2 — фланец, 3 — балка, 4 — зажимная муфта, 5 — шток, 6, 7 — детали оси с дутиками от самоката.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1980, №4
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100