Архив журнала Моделист-Конструктор
НИ БУРИ, НИ МЕЛИ ЕМУ НЕ СТРАШНЫСвою первую экспедицию через Тихий океан Тур Хейердал совершил на плоту, подобном тем, какие строили древние жители Перу. Он состоял из девяти стволов бальзы, связанных веревками: самое длинное бревно в середине, по сторонам все более короткие. Прямоугольный парус на двуногой мачте нес участников эксперимента по дороге пассатов, и они не смели, да и не имели возможности свернуть с нее. Однажды ночью они попали в сильный шторм: «...общий шум волн заглушался свистом надвигающегося вала, и мы увидели белый гребень, подкрадывавшийся к нам на уровне крыши каюты. Но «Кон-Тики» спокойно вздымал корму и поднимался вверх, затем снова опускался и ждал следующего вала. А вода в эти моменты, набегая на плот, тут же исчезала между бревнами, не заливая палубу. В этом было явное преимущество плота».
Наблюдения Хейердала натолкнули московского инженера, преподавателя кафедры вычислительный техники МИСИ Роберта Ряйккенена на мысль создать полимаран судно, представляющее собой объемную решетку из нескольких корпусов и связей между ними.
От плота к полимарану перешли устойчивость на плаву и устойчивость на курсе, малая осадка, плавное всхождение на волну, незаливаемая палуба и другие ценные качества. В течение пятнадцати лет автор экспериментировал, рассчитывал (прибегая даже к помощи ЭВМ), строил суда, различные по составу и комбинациям корпусов, парусному вооружению, по самой технологии изготовления и материалам. Выходил на них в плавания, проверял в шторм. Пока, наконец, компетентное ведомство не сделало заключения, гласившего, что «в настоящее время отсутствуют плавсредства, равноценные полимаранам по живучести в прибойной зоне со сложным рельефом дна и крутыми накатными волнами. Ни одно из существующих маломерных судов не может заменить полимаран в этих условиях». Это звучало уже как признание!
Но Ряйккенен на этом не останавливается: он строит океанский полимаран «Спрут» с прицелом на Трансатлантический переход. Эксперимент продолжается.
|
Полимаран «Спрут» составлен из семи поплавков. Однако в отличие от бревен плота они расположены на разных горизонтальных уровнях: центральный и два промежуточных надводные, а крайние и средние погружены в воду на разную глубину. Кроме того, концы всех пар поплавков отстоят от миделевого сечения корпуса на разные расстояния, то есть намеренно уменьшен запас плавучести в носу и корме. Размещение поплавков в виде объемной решетки привело к тому, что осадка судна незначительно меняется даже при всходе его на крутую волну: ближе к гребню она подхватывает сначала промежуточные, а если недостаточно, и центральный поплавки. Здесь вступает в действие резерв плавучести, который позволяет полимарану все время находиться над водой. Так происходит саморегулирование системы, включающей в себя судно с его осадкой и среду с ее различным состоянием, системы, в которой судно само стремится к оптимальному режиму движения.
Изложенными обстоятельствами объясняется ряд особенностей полимарана. Например, малая и сложная амплитуда его качки. Вертикальные колебания относительно уровня поверхности минимальны: судно как бы срастается с нею и с большой точностью отслеживает колебания, плавно взбираясь на волну. Гребни волн, не встречая отвесного борта, без традиционного фонтана брызг свободно прокатываются между поплавками. Значительно снижены ударные нагрузки на саму конструкцию в связи с тем, что полимаран, в отличие от обычных судов, принимает на себя лишь незначительную часть энергии, высвобождаемой в результате разрушения гребней.
Можно назвать и конструктивные особенности. Так, за счет большого числа поплавков уменьшена осадка и полимаран имеет возможность проходить по мелководью, недоступному другим судам. Повышена непотопляемость поплавков, предусмотрены герметичные отсеки с глухими переборками, в качестве материала или наполнителя вспомогательных отсеков и свободных полостей использован водостойкий пенопласт. Соотношение величин продольной и поперечной остойчивости у полимарана приближается к оптимальному значению, как соразмерных по длине и ширине корпуса. Иными словами, поперечная остойчивость у него больше, чем у однокорпусных судов, а продольная выше, чем у двукорпусных. Суммарно это значительно снижает общую вероятность опрокидывания на волне: так угол безопасного крена у него вдвое больше, чем у катамарана.
В то же время полимаран относится к скоростному типу судов. При испытаниях он развивал скорость более 7,5 узлов.
Он имеет лучшие в сравнении с однокорпусными схемами гидродинамические качества, особенно это относится к волновому сопротивлению формы. При отсутствии ветра можно пользоваться веслами: по пять с каждого борта, транцевая доска на одном из поплавков служит для установки лодочного мотора. Все поплавки полимарана представляют собой, по сути дела, модули, обладающие автономной плавучестью. Однако включение их в единую взаимосвязанную систему повышает эффективность использования и каждого модуля, и всего составного корпуса в целом. Формирование такой системы потребовало составления сложной программы для ЭВМ, включающей большое количество начальных условий и факторов, как конструктивных, так и учитывающих среду море, а также их обоюдное влияние. Анализ полученных результатов, неоднократные испытания различных образцов, в том числе с изменением количества поплавков, позволили, наконец, остановиться на семикорпусном варианте.
Объединение всех составных частей полимарана в общую пространственную «решетку» происходит с помощью связывающих элементов; основную роль здесь играют три поперечные балки, соединяющие все поплавки. Установленные на средней из них две треугольные мачты, так же укрепленные горизонтальными рамами и топовыми «поплавками», увеличивают поперечную жесткость корпуса, где все элементы призваны обеспечить устойчивость, прочность и жесткость. Однако жесткость относительную: носовая и кормовая балки под действием нагрузок сами могут несколько деформироваться и позволяют поплавкам изменять положение относительно мидель-балки. От чрезмерных изгибов их предохраняют штаги и тросы, связывающие оконечности основных поплавков с топами мачт.
Сами поплавки служат кубриками, причем утепленными, или помещениями для хранения снаряжения, продовольствия, размещения цистерн с пресной водой. В одних можно свободно передвигаться, выпрямившись во весь рост, в других, меньших по высоте, организовать рабочие и спальные места. Общее число стационарных спальных мест внутри салона и в средних поплавках шесть; в надводных при необходимости можно разместить еще 6 человек.
Осадку полимарана определяют самые большие, главные поплавки. При плавании по мелководью именно им грозят мели. В связи с этим они прочнее остальных. Для защиты от пробоин их днища выполнены в виде двойной оболочки, заполненной пенопластом и усиленной двутавровой металлической балкой, проходящей по диаметральной плоскости. В носу и корме этих поплавков герметичные полости, также с пенопластом. Именно этими частями конструкции судно встречает волны, вонзаясь в их гребни, однако плавники-стабилизаторы дифферента не дают им уйти под воду. На главных же поплавках установлены рули и шверты. Последние имеют большой вес, выступая далеко вниз, они понижают центр тяжести корпуса и увеличивают остойчивость. Кроме того, вместе с малоразваленными бортами, что также увеличивает боковое сопротивление, они служат для обеспечения лавировки и стабилизации на курсе. Центральный отсек с жилой надстройкой имеет высоту в рост человека. Здесь расположены рабочие и спальные места экипажа, камбуз, находятся трюмные рундуки. В качестве теплоизоляции используется пенопласт, которым каюта выстилается изнутри.
Погружены в воду, хотя и на меньшую глубину, и крайние поплавки. По габаритам они меньше главных, а по площади сечения самые малые, но вследствие наибольшего удаления от диаметральной плоскости сильнее других влияют на остойчивость. Спереди и сзади они также заполнены пенопластом. Средний отсек каждого грузовой, длиной около двух метров, с герметически закрывающимся люком.
Центральный и палубные поплавки представляют собой резерв плавучести и на спокойной воде не касаются ее поверхности. Палубные по своему назначению являются вспомогательными. Так, при больших углах крена один из них подветренный увеличивает плавучесть, а другой наветренный противостоит опрокидыванию, как бы откренивает. При дифференте и преодолении волн, накатов они помогают обеспечить продольную остойчивость, а еще служат рабочей палубой. Отсюда управляют парусами, здесь размещены места гребцов, принайтовлены негабаритные грузы и спасательные средства. Внутри поплавки разделены на два отсека: грузовой и запасной спальный и сделаны поэтому самоотливными. В их палубе при постройке формируются три желоба-гнезда для укладки основных балок, каждая из которых крепится хомутами.
Наконец, центральный поплавок. Его кормовой отсек, отделенный от остальных помещений глухой, непроницаемой переборкой, служит рабочим местом рулевого. В носовом отсеке размещаются приборы управления, в двух средних могут находиться приборы наблюдения, средства связи и пр.
При разработке полимарана преследовалась цель максимальной унификации его деталей, частей, блоков. Поэтому, например, для большей простоты и экономичности при изготовлении основные части поплавков, а они стеклопластиковые, проектировались симметричными. Эти отсеки выклеиваются по одному болвану и одной матрице для каждой пары. Также одинакова форма днища у палубных и центрального поплавков (различие только в длине), и у них одна матрица. Внешний поплавок имеет симметричные днища и палубу. Для соединения изготовленных частей на стыках формуется глухой фланец, усиленный металлическими шайбами в местах установки болтов.
Полимараны это модульные суда, состоящие из более простых корпусных конструкций. Изменяя число поплавков, можно приводить их водоизмещение в соответствие с предполагаемой работой и необходимым количеством перевозимого груза с учетом условий водоема или акваторий. Становится доступным синтез нескольких типов таких судов из унифицированных полимаранных модулей с двумя, тремя и т. д. корпусами.
Разработанная конструкция позволяет хранить корпуса уложенными в компактный пакет в складском помещении, что значительно удлиняет срок их службы.
По своим возможностям полимараны, по-видимому, могли бы иметь широкую сферу применения в народном хозяйстве. Например, их можно рационально использовать для эксплуатации подводных нефте- и газопроводов, при ведении геологоразведочных работ в прибрежных районах, удобны они и как транспортное средство сообщения с берегом, не оборудованным причалами. Применимы при выращивании океанских культур, добыче морских трав, водорослей в мелководной зоне. Они должны хорошо зарекомендовать себя и в роли специальных научно-исследовательских судов, когда необходимы бесфоновые высокочастотные измерения с поверхности воды при отсутствии загрязняющего воздействия судна на объект исследования. Причем их легко транспортировать к месту проведения работ на борту крупнотоннажного базового корабля, после чего они действуют автономно. В разобранном виде полимаран можно перевезти и по воздуху, скажем, доставить на высокогорные озера.
А как не упомянуть об их перспективах в обслуживании морских и озерно-речных заповедников, где к судам предъявляются наивысшие требования по охране окружающей среды! Применимы полимараны и в роли спасательного средства на мелководье, особенно у скалистых берегов.
Не менее важное значение эти простые, непотопляемые, «вездеходные» суда могли бы приобрести и для отдыха, туризма, физического воспитания, оздоровительных мероприятий.
Р. РЯЙККЕНЕН, инженер
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПОЛИМАРАНА «СПРУТ»
Длина, м 9,5
|
Полимаран составлен из унифицированных корпусных модулей: из них возможен синтез нескольких типов судов. Если один корпус можно использовать как байдарку, то, соединив его, скажем, с палубным поплавком, получим устойчивое на воде сдвоенное судно, а подняв парус превратим в быстрый катамаран. На нем позволительно отходить подальше от берега, выходить на открытый простор. Палубный настил трехпоплавкового тримарана дает возможность поставить на нем палатку и путешествовать с удобствами.
На полимаране из четырех модулей вдвое увеличивается число членов экипажа, оборудуется больше мест для гребцов и принимается снаряжение в грузовые отсеки. Пятикорпусный вариант судна, у которого модули уже образуют пространственную решетку (три из них постоянно находятся в воде), обладает высокой проходимостью среди мелей, имеет большое водоизмещение, одинаково послушен веслам и ветру. Он пригоден для туристских и спортивных походов и плаваний. Наконец, семикорпусный полимаран оптимально составленное морское судно, которому не страшны ни волны, ни мели.
|
Рис. 1. Общая схема полимарана «Спрут»: 1 грот-стаксель, 2 центральный поплавок, 3 главный поплавок, 4 салон, 5 грот-мачта, 6 фок-мачта, 7 фок-стаксель, 8 кабина каюты, 9 стабилизатор, 10 главные балки, 11 продольные балки, 12 шверт, 13 внешний поплавок, 14 палубный поплавок, 15 перо руля. |
Рис. 2. Главный поплавок: 1 баллерная коробка, 2 румпель, 3 сдвижной люк, 4 спальные места, 5 подъемная дверца, 6 килевая двутавровая балка, 7 шпангоут усиления, 8 стрингеры, 9 швертовый колодец, 10 гнездо балки. |
Рис. 3. Внешний поплавок: 1 хомут балки, 2 продольная балка, 3 леерные стойки, 4 уключина, 5 штаг-путенс, 6 емкость для питьевой воды, 7 фланцы разъема корпуса, 8 грузовой отсек, 9 ахтерштаг-путенс, 10 баллерные гнезда.
Чертежи для печати
|