"АЛЬТАИР" - НАДУВНОЙ КАТАМАРАН

В последние годы у любителей отдыха и путешествий на воде под парусами большой популярностью стали пользоваться разборные катамараны с надувными поплавками, пригодные для перевозки в общественном транспорте. От традиционных парусных судов они отличаются малым весом, простотой постройки и в то же время хорошим ходом, остойчивостью на волне и устойчивостью на курсе. Один из самых легких и несложных, «Альтаир», сконструированный московским инженером В. Перегудовым, полюбился многим туристам.

Несмотря на скромные размеры (длина 4 и ширина 1,8 м), это настоящее парусное судно. Оно уверенно лавирует против ветра, даже сильного - до 10 м/с. Ему не страшна волна высотой почти в полметра. Ходить в походы на нем можно вдвоем, взяв снаряжение весом 50-100 кг. Причем «потяжелевший» катамаран даже более остойчив, хотя при полной нагрузке несколько теряет в скорости и хуже ведет себя на крупной волне. Если вы хотите иметь судно повышенной грузоподъемности, надо еще при постройке увеличить диаметр поплавков до 0,45 м. Мореходность возрастет, а другие характеристики изменятся ненамного.

С управлением могут справиться даже новички в парусном деле: начинающие «капитаны» уже после двух-трех тренировок чувствуют себя на судне довольно уверенно.

Весит «Альтаир» (рис. 1) около 30 кг и может быть упакован для перевозки в небольшой тюк размером 1,75Х0,28Х0,16 м. За счет чего это достигается?

Взять хотя бы поплавки, едва ли не самую главную часть всего судна. Это сигарообразная камера, склеенная из обрезиненной ткани, «серебрянки», детской медицинской клеенки и т. п. Сверху на нее надевается обтекатель из обрезиненного лавсана или капрона, полимерной пленки с тканевой основой. Мост катамарана - плоскостная рама, соединяющая поплавки, - как и мачта, составлен из дюралюминиевых труб диаметром до 50 мм. Материал паруса - лавсан, хлопчатобумажные плащевые и палаточные ткани, фильтроткань.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КАТАМАРАНА «АЛЬТАИР»
Длина, м - 4,0
Ширина, м - 1,8
Диаметр поплавка, м - 0,4
Объем поплавка, м3 - 0,38
Высота мачты, м - 4,8
Площадь паруса, м2 - 5,5
Экипаж, чел - 1-3
Вес, кг - 30
Габариты единой упаковки, м - 1,75X0,28X0,16

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОПЛАВКОВ - операция, требующая аккуратности; раскрой ткани должен быть выполнен в точном соответствии с теоретическим чертежом (рис. 2). Формирование носового и кормового их подрезов обеспечивается соответствующей кривизной нижнего продольного шва за счет выборки части материала. Чтобы оконечности поплавков не загибались вверх «бананом», небольшие подрезы делают и по верхней осевой линии. Практика показала, что долговечность камеры повышается, если она работает в ненапряженном состоянии: для этого ее диаметр увеличивают на 15-20% по сравнению с обтекателем. Носовую оконечность можно заклеить любым надежным способом или завязать - оставив рукав, закручивают его, затем перегибают и стягивают резиновым бинтом. В корме такой рукав обязателен: через него камеру заполняют воздухом. Средняя часть также склеивается наиболее подходящим клеем.

Обтекатель сшивается (рис. 3). При появлении из-за неточностей раскроя поперечных гофров или пузырей готовый обтекатель наддувают с помощью, например, пылесоса и, отметив дефектные места, забирают с изнанки швами. Мелкие морщинки вдоль шва быстро исчезают в процессе эксплуатации - в период «притирания» частей. Далее следуют несложные операции по наклейке изнутри вдоль нижнего шва полоски-протектора из эластичной резины или, если ткань не очень прочная, такой же решетки из продольных и поперечных полос.

Полоски-усилители наклеиваются только на полностью надутый поплавок.

Обтекатели красят разведенной на бензине смесью резинового клея и алюминиевой пудры: в результате поплавок меньше нагревается на солнце и, кроме того, становится более гладким. Последнее немаловажно, так как существенно влияет на ход судна. Для постоянной подкачки или, наоборот, стравливания воздуха, например, в жаркую солнечную погоду в камеру вклеивается сосок от футбольного мяча, для него в обтекателе предусматривают специальный вырез.

Для соединения поплавков с мостом катамарана по их верху пришивается пара длинных и узких карманов, в которые вставляются стрингеры продольного набора.

МОСТ КАТАМАРАНА представляет собой легкоразборную конструкцию, соединяющую воедино все части судна (рис. 4). Они объединены в плоскостную систему: прочную, но имеющую возможность некоторой деформации за счет подвижности соединительных узлов и упругости балок-труб. Это позволяет смягчать действующие на судно ударные нагрузки, например, при плавании в волнение, не создавая тем самым пиковых напряжений в раме. Повышается и мореходность: поплавки уже не врезаются в волну, а плавно описывают их профиль, то есть изменяют дифферент, независимо друг от друга.

Многие элементы моста сделаны составными для удобства перевозки. Конструкции соединяющих узлов надежны и состоят из минимального числа деталей. Характерно, например, соединение поперечных балок со стрингерами поплавков. Здесь, по сути дела, только одна работающая деталь - гак, согнутый из трубки небольшого диаметра, с парой отверстий под пружинный фиксатор в верхней части. Между балками ставится резиновая прокладка, крюк гака обматывается изоляционной лентой на тканевой основе: для снятия концентрации напряжения в этом месте, а также для увеличения трения, препятствующего смещению поплавков вдоль судна.

Центральная балка и все стрингеры составлены из двух труб каждый. Между мидельной и кормовой балками поставлены трубы-распорки, оканчивающиеся вбитыми в них пробками с короткими штырями. Ими они просто - без закрепления - входят в соответствующие отверстия в балках. Кроме того, в носовой части имеются стяжки, образующие с мидельной балкой треугольник: у основания они «насаживаются» на штыри распорок, а в вершине соединяются между собой и с другими элементами болтовым замком.

И стяжки и распорки поставлены, чтобы зафиксировать раму, и не позволяют частям поперечного набора смещаться в продольном направлении.

На центральной балке находится также степсовая коробка - на болтовом соединении, а в самом ее начале поставлена скоба штага, которая шплинтуется при сборке.

ШВЕРТ И РУЛЬ на «Альтаире» совместно создают необходимое боковое сопротивление. Шверт (рис. 5) находится на перекрестье мидельной и продольной балок на фасонном разрезном болте. Этот болт также удерживает балки от вращения относительно друг друга, а чтобы он не погнулся, приходится укреплять его верхней накладкой.

В рабочее положение шверт ставится, если отпустить управляющий шкертик, идущий от него к задней балке. Подъем осуществляется снастью, пропущенной через переднюю балку. В воде он автоматически становится к потоку под углом атаки около 2-4° (в этом положении его удерживают две пары расчалок-тросов, проведенных от передней и задней его кромок к вспомогательным болтам мидельной балки), что позволяет катамарану двигаться почти без дрейфа.

На «Альтаире» применен дюралюминиевый листовой шверт толщиной 5 мм; по сравнению с профилированным - объемным - он, как показала практика, более «живуч». В случае попадания при значительном дрейфе на мель или наезде на высоко сидящий в воде камень он только гнется, но не ломается и не вырывает расчалки. Правда, приходится мириться с несколько большим лобовым сопротивлением.

Руль катамарана (рис. 6) вынесен далеко в корму и имеет большую, чем обычно у таких судов, площадь. Это обеспечивает быстрое и уверенное выполнение поворотов. Перо руля толщиной 4 мм изготовлено, как и шверт, из листа дюралюминия. Баллер проходит через накладку в самом конце центральной балки. В нижней его части имеется вертикальный вырез, в котором на зашплинтованной оси-болте ставится само перо. Отдается оно в рабочее положение и поднимается с помощью сорлиня. Для удобства управления румпель снабжен удлинителем.

Парусная центровка катамарана выбрана такой, чтобы при свободно положенном румпеле приводиться на всех курсах. Это одно из требований безопасности, и «Альтаир» сам становится в наиболее безопасное положение относительно ветра. Центровку можно несколько корректировать, отклоняя шверт вперед или назад.

ПАРУС (рис. 7) "Альтаира" типа «Стриж». Поднимается один лишь грот (вооружение «кэт»): он может крепиться на мачте с помощью кармана шириной 250-300 мм, прошитого по всей длине передней шкаторины. Но лучше сделать «Стриж» двухслойным. В этом случае должно улучшиться аэродинамическое качество паруса, так как роль кармана - «мягкого» обтекателя мачты - будет выполнять все полотнище. Кстати, изготовление его значительно упростится.

ГИК (рис. 8) по внешнему виду напоминает одну из дуг уишбона виндсерфера. На его ноке расположено натяжное устройство для регулировки «пуза» паруса, состоящее из пары двухшкивных блоков. С другой стороны гика имеется отверстие, которым он надевается на горизонтальный штырь втулки мачты и закрепляется барашком. МАЧТА (рис. 9) сделана трехколенной, с опорой верхних частей на сквозные штыри средней трубы. Шпор ее устанавливается непосредственно на степс центральной балки. Вся мачта поставлена в шпоре на скобу-утку, согнутую из прутка диам. 8 мм. Стоячий такелаж - две ванты и штаг.

ПАЛУБА (рис. 10) катамарана образована натянутой на мост плотной тканью, например лавсаном или брезентом. По краям ткани нашиты петли из капронового шнура. С их помощью она пришнуровывается к балкам. Получается что-то похожее на батут.

6 передней части палубы может быть сделан небольшой козырек-брызгоотбойник - дополнительный треугольник, составленный из труб.

При транспортировке в ткань палубы упаковываются все детали судна, кроме самых длинных, и походное снаряжение. Поэтому в соответствующих местах нашиваются лямки и делаются петли для шнуровки.

В. ПЕРЕГУДОВ



Рис. 1. Катамаран «Альтаир»: 1 - парус «Стриж», 2 - гик, 3 - блок шкотов, 4 - гика-шкоты, 5 - перо руля, 6 - удлинитель румпеля, 7 - палуба, 8 - шверт, 9 - козырек-брызгоотбойник, 10 - поплавок, 11 - мачта, 12 - ванта, 13 - штаг.



Рис. 3. Раскрой обтекателя поплавка: 1 - шов, 2 - карман стрингера, 3 - вырез под гак узла крепления.

Рис. 4. Мост катамарана: 1 - баллерная накладка, труба 50 X 2,5, длина 80 мм, 2 - центральная балка - кормовая секция, труба 45X1,5, длина 1750 мм, 3 - стрингер - кормовая секция, труба 30 X1, длина 1750 мм, 4 - кормовая поперечная балка, труба 40X1,5, длина 1750 мм, 5 - распорка, труба 20X1, Длина 905 мм, 6 - мидельная балка, труба 50X1,5, длина 1750 мм, 7 - стяжка, труба 30x1, длина 1420 мм, 8 - стрингер-носовая секция, труба 32 X 1, длина 1750 мм, 9 - степсо-вая коробка, 10 - гак, труба 10X1,1, И - носовая поперечная балка, труба 45x1,5, длина 1750 мм, 12 - центральная балка - носовая секция, труба 50 X 2, длина 1670 мм, 13 - скоба штага, труба 10 X1, Длина 300 мм, 14 - поплавок, 15 - карман стрингера, 16 - резиновая прокладка, 17 - обмотка крюка гака, 18 - фиксатор, 19 - болт М8Х120, 20 - гайка М8, 21 - втулка диам. 10 мм, 22 - пробка, 23 - заклепка диам. 3, 24 - штырь диам. 8 мм, 25 - шкертик, 26 - шайба, 27 - штырь, диам. 5X80, 28 - шплинт, 29 - заклепка диам. 3; А - узел соединения секций стрингеров.



Рис. 5. Шверт и его крепление: 1 - мидельная балка, 2 - накладка, труба 16X2, 3 - трос-расчалка шверта диам. 3 мм, 4 - центральная балка - кормовая секция, 5 - центральная балка - носовая секция, 6 - вилка-болт М10, 7 - шверт, 8 - болт крепления шверта М8, 9 - болт расчалок М8, 10 - огон - трубка троса, 11 - болт М8 X 80.

Рис. 6. Руль: 1 - перо руля, дюралюминий, 2 - баллерная труба, 32X4, 3 - заклепка, диам. 3, 4 - центральная балка, 5 - баллерная накладка, труба 50X2,5, 6 - усиливающая втулка, нерж. сталь, труба 34X1, 7 - сор-линь, 8 - шплинт, диам. 3 мм, 9 - удлинитель румпеля, труба 18 X 1, 10 - соединяющий палец, диам. 8 мм, 11 - скоба крепления сорлиня, 12 - румпель, труба 24X1, 13 - ограничитель, 0 6 мм, 14 - ограничитель поворота руля, диам.05 мм, 15 - ось-болт руля М8.



Рис. 7. Парус «Стриж»: 1 - нашивки усиления шкаторин паруса, 2 - карман троса задней шкаторины, 3 - вырез под втулку, 4 - мачтовый карман, 5 - боуты шкотового угла, 6 - мачта, 7 - двухшкивный блок, 8 - ходовой конец, 9 - заделка конца в шкотовом углу паруса; А - таль регулировки «пуза» паруса.

Рис. 8. Гик: 1 - плечо, труба 36X1» 2 - колено, труба 40X1.5, 3 - связывающий шкертик, 4 - штырь, 0 5.

Рис. 9. Мачта: 1 - огон ликтроса нижней шкаторины, 2 - соединительная мочка, 3 - ходовой конец тали регулировки «пуза» паруса, 4 - нижняя скоба, диам. 8 мм, 5 - шпор мачты, 6 - нижнее колено мачты, труба 50X 2, длина 1650 мм, 7 - гайка-барашек М10, 8 - гик, 9 - скользящая втулка гика, 10 - среднее колено мачты, труба 55X2. длина 1750 мм, 11 - упорная заклепка, диам. 4, 12 - верхнее колено мачты, труба 50 X 1.5, длина 1750 мм, 13, 15 - ванты, 14 - штаг, 16 - верхняя скоба, диам. 8, 17 - ходовой конец фала, 18 - карман задней шкаторины, 19 - ликтрос, 20 - скоба проводки фала.

Рис. 10. Палуба: 1 - петли шнуровки палубы, 2 - петли шнуровки тюка-упаковки, 3 - лямки, 4 - усиливающие накладки из плотной ткани, 5 - ткань палубы, 6 - накладка отверстия под степс, 7 - карман стяжек, 8 - накладка отверстия под болт, 9 - козырек-брызгоотбойник.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1983, №7
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100