Архив журнала Моделист-Конструктор
ПРИЦЕП-СПАЛЬНЯГлавная из проблем, возникающих перед путешествующим автолюбителем, пожалуй, проблема ночлега, особенно осенью. Решают ее по-разному. Одни рассчитывают на место в кемпинге, другие берут с собой палатки, спальные мешки.
Однако приверженцев технического творчества подобные варианты устраивают редко. Они хотят отдыхать с комфортом и строят для этого прицепы своего рода мини-дачи на колесах, с газовыми плитами, холодильниками и даже телевизорами.
Понятно, что такая работа далеко не каждому по силам. Большинство удовлетворились бы конструкторским решением попроще. Одно из них предлагает москвич Г. Кравец. Он доработал серийно выпускаемый прицеп ММЗ 81021 и теперь за 7-10 минут превращает его из грузового в спальный.
Ядро конструкции короб размером 1400X530X70 мм, изготовленный из фанеры толщиной 10 мм и прикрепленный к переднему борту прицепа над водилом. В нем размещен сложенный гармошкой пол палатки четыре листа фанеры размером 1370X500X10 мм, соединенные рояльными петлями на шурупах. Первый лист связан рояльной петлей с нижней стенкой короба, последний крышка оснащен простейшим замком. К тягам водила приклепаны два клиновидных кармана из листового алюминия.
Вот и все доработки. Остальные элементы спальной палатки два лонжерона, пять регулируемых опор, семь профилей окантовки пола, 19 трубок каркаса тента и сам тент складываются в кузов прицепа.
Лонжероны (один конец их скошен на «ус») представляют собой коробчатую в сечении конструкцию из уголков 50X50 мм (см. рис. 1), соединенных заклепками одностороннего подхода, например, взрывными, с отрезками закладных уголков 40 X 40 и длиной 50 мм, которые отстоят пара от пары внутри лонжерона на полметра.
Регулируемые опоры (рис. 2) сделаны из стали, их высота может меняться в пределах от 420 до 730 мм.
Профили окантовки пола склепаны из уголков 50 X 50 мм, в горизонтальных полках которых просверлены отверстия Ø3,5 мм под шплинты крепления к полу. Шесть из семи профилей снабжены штырями для установки каркаса спальной палатки.
Трубки каркаса имеют разный диаметр: вертикальные 20, продольные и поперечные 10 мм. Соединяются они, как показано на рисунке 3.
Тент спальной палатки сшит из плотной ткани. В стенках прорезаны окна, затянутые капроновой сеткой от мошкары и комаров; с помощью «молнии» полог может быть закрыт как изнутри, так и снаружи.
На стоянке прицеп отстыковывают от автомобиля и устанавливают горизонтально с помощью одной из регулируемых опор под води лом. Лонжероны скошенными концами вставляют в клиновидные карманы водила и также выравнивают опорами, которые удерживаются шипами, входящими в отверстия Ø10,5 мм, просверленные в нижних полках.
Затем раскладывают пол (2000 X 1370 мм), по краям которого просверлены отверстия Ø3,5 мм под шплинты крепления профилей окантовки и проделаны прорези под гайки штырей (см. рис. 1).
После навески профилей и установки последних регулируемых опор пол приобретает необходимую жесткость. На нем собирают каркас тента: восемь вертикальных трубок насаживают на штыри окантовки, две вставляют во втулки на стенках короба и соединяют их продольными и поперечными трубками крыши. Натягивают тент, укладывают на пол поролоновые маты или надувные матрасы и стелют постель. В дождь на тент можно набросить полиэтиленовую пленку, чтобы не промокал.
Прицепом я пользуюсь уже много лет и очень им доволен.
Г. КРАВЕЦ
|
Рис. 1. Раскладка пола: 1 прицеп 2 короб, 3 первый лист пола, 4 рояльная петля, 5 прорезь, 6 отверстия под шплинты, 7 лонжероны, 8 регулируемые опоры, 9 закладные утолки, 10 шип опоры, 11 уголок лонжерона, 12 скошенный конец лонжерона, 13 клиновидный карман, 14 тяга водила.
Рис. 2. Регулируемая опора: 1 пята. 2 упорный штифт, 3 корпус опоры, 4 выдвижная труба, 5 шип.
Рис. 3. Каркас тента: 1 вертикальные трубки, 2 поперечная трубка, 3 продольная трубка, 4 профили окантовки, 5 шплинт, 6 штырь, 7 гайка штыря, 8 прорезь в полу.
Чертежи для печати
|