Архив журнала Моделист-Конструктор
«ТАНЦУЮЩИЙ» АВТОМОБИЛЬВообще-то первое слово заголовка не следовало бы заключать в кавычки. Ведь на автомобиле Н. Качко можно вальсировать, что и было продемонстрировано перед участниками одной из передач Центрального телевидения «Это вы можете». На своем «Зибане» Николай Константинович кружился под музыку по студии, выписывая замысловатые кривые. Такова поистине уникальная маневренность аппарата с движителем, защищенным авторским свидетельством № 1039790.
«Зибан» действительно обладает уникальной маневренностью. На плоскости ему подвластна сколь угодно сложная траектория движения с поворотам корпуса в любую сторону или без поворота. Особенность аппарата и в том, что направление его движения не совпадает с вращением движителей. В качестве последних могут быть применены колеса, коньки, лыжи, поплавки, то есть все, что имеет направление наименьшего трения при взаимодействии с опорной поверхностью снегом, льдом, водой, грунтом, Каждый из движителей обладает определенными преимуществами в зависимости от того, для какой поверхности предназначен. Колеса, естественно, больше подходят для езды по твердым покрытиям, лыжи по снегу и так далее.
Управление «Зибаном» очень простое, гораздо проще, чем обычным автомобилем: нет ни тормозов, ни коробки перемены передач. Куда отклонен рулевой обруч, туда и происходит перемещение автомобиля с места и без разворота, причем скорость пропорциональна отклонению обруча. При возвращении руля в исходное положение скорость уменьшается до нуля. Тормоза машине не нужны, потому что движение ее по инерции очень и очень ограниченное.
При повороте рулевого обруча вокруг геометрического центра машины в какую-либо сторону она повторяет это движение. Комбинируя отклонения и повороты руля, можно заставить «Зибан» двигаться как угодно, например кружиться, словно в вальсе.
Все это происходит при постоянных оборотах вала электродвигателя, поэтому управление им сводится всего лишь к рукоятке включения.
Каким же образом работает движитель? Электромотор через пару конических шестерен вращает с постоянной скоростью (но в разные стороны) два вертикальных ротора, установленных в корпусе. Если командные рычаги находятся в исходно-вертикальном положении, автомобиль стоит на месте, так как точки пересечения осей вращения колес, а следовательно, и крестовин совпадают с осями роторов, и колеса катятся по окружностям. От роторов на крестовины движение передается крестовыми муфтами: их направляющие объединяют кулисные камни и роторов и крестовин.
При отклонении командных рычагов в одну сторону эксцентрики перемещаются в противоположную, крестовины сдвигаются относительно роторов (но вращаясь вместе с ними) и через стержни с рычагами, шарниры и тяги поворачивают колеса. Причем так, что оси вращения последних всегда пересекаются в общих точках, расположенных на лучах роторов. Чем больше отклонен руль, тем дальше отходят эти точки от осей роторов. Колеса начинают как бы «загребать»: вектор скорости Vк раскладывается на векторы скорости Vа движения самой машины и Vл вращения колес вокруг оси ротора.
В идеальном случае Vа = Vл (максимальный угол между векторами составляет 45°). Для механизма, изображенного на рисунке 2, это равенство недостижимо. Однако им удобно пользоваться для приблизительного подсчета максимальной скорости «танцующего» автомобиля при известной частоте вращения роторов и известной длине луча. Таким образом положение общих точек, задаваемое командными рычагами, определяет направление и скорость перемещения аппарата.
Для постоянного контакта колес с землей лучи роторов амортизированы пружинами. Они также имеют П-образные вырезы, усиленные вкладышами, разводящие их при качании в пазах ступицы. Величина отклонения при этом задается закладными сегментами. Когда колесо накатывается, скажем, на камень, то луч ротора, на котором око сидит, поворачивается относительно ступицы ротора на сегментах и одновременно перемещается вместе с ними вверх по пазам ступицы. При этом сжимается пружина, амортизирующая удар колеса о камень.
В заключение немного о том, как можно еще использовать движитель «танцующего» автомобиля. Если скомбинировать его с лыжами, то «Зибан» превратится в маневренный вездеход. Сцепление колес-лыж со снегом велико, велика и тяга такого движителя.
Возможно, что вездеход будет обладать плавучестью за счет лыж, тогда колеса-лыжи обеспечат ему движение и по воде со скоростью порядка 100 км/ч.
Высокая маневренность «Зибана» пригодится при механизации погрузочно-разгрузочных работ в тесных, заставленных помещениях.
На основе «танцующего» автомобиля могут развиться и новые виды спорта. Чем плохи, скажем, моторизованные водное поло, футбол или фигурное катание?
Н. КАЧКО, инженер
|
Рис. 1. Общий вид «Зибана»: 1 пусковой рычаг, 2, 4 командные рычаги, 3 рулевой обруч, 5 контейнер электродвигателя, 6 место для аккумуляторов, 7 сиденье водителя, 8 продольный силовой элемент корпуса, 9 подножка, 10 натяжной трос, 11 корпус автомобиля. |
Рис. 2. Принципиальная схема «танцующего» автомобиля: 1 рулевой обруч, 2 командные рычаги, 3 корпус автомобиля, 4 шаровые шарниры, 5 колесо, 6 общая точка осей противолежащих колес, 7 линия осей колес, 8, 11 лучи ротора, 9 скользящий шарнир, 10 стержень, 12 шарнир поворота колеса, 13 тяга, 14 рычаг, 15 пара конических шестерен, 16 электродвигатель, 17 ротор, 18 крестовая муфта, 19 крестовина, 20 эксцентрик.
Рис. 3. Конструкция ротора: 1 корпус автомобиля, 2 силовые элементы корпуса, 3 пара конических шестерен, 4 командный рычаг, 5 корпус ротора, 6 стержень, 7 скользящий шарнир, 8 дно корпуса ротора, 9 пружина, 10 луч ротора, 11 усиливающие вкладыши, 12 винты М8, 13 сегмент, 14 опорные накладки, 15 донце ступицы, 16 ступица, 17 кулисный камень, 18 заклепка, 19 тяга, 20 рычаг, 21 крестовая муфта, 22 крестовина, 23 эксцентрик.
Чертежи для печати
|