МОПЕД "ХЛОПКОРОБ"

Нa X Всесоюзной неделе науки, техники и производства для детей и юношества, проводившейся в январе 1983 года в столице Узбекистана, было собрано немало интересных разработок из многих городов Советского Союза. В том числе и из самого Ташкента. Специалистам, участникам и гостям недели запомнились образцы транспортной техники, представленные лабораторией «Автоконструктор» Ташкентской горСЮТ. В частности, мопед «Хлопкороб-ЮТ-83», предназначенный для жителей сельской местности.

Его авторы - Олег Былбас, Шухрат Зарипов и Дима Новиков-были отмечены за оригинальность конструкции. Со своим микромопедом они участвовали также во Всесоюзной заочной выставке «Твори, выдумывай, пробуй!» и стали ее победителями.

Об устройстве «Хлопкороба» рассказывает руководитель лаборатории «Автоконструктор» Владимир Александрович Ашнин, который демонстрировал эту машину в одной из телепередач «Это вы можете», где она также вызвала большой интерес.

Работали как-то члены лаборатории на уборке хлопка. Подошло время обеда, и ребята увидели, что механизаторы едут к полевому стану каждый на своем комбайне. Явно нерациональное использование техники. Мальчишки тогда и призадумались, что бы могло удовлетворить комбайнеров: велосипед, мопед или мотоцикл? И решили: мопед. Но какой? Очевидно, мобильный, повышенной проходимости, с вместительным багажником.

В «портфеле идей» лаборатории имелся эскиз подобной машины. Юные конструкторы давно хотели создать транспортное средство, которое как открытая система (велосипед, мопед и так далее) имело бы в то же время и внутренний функциональный объем. Такая машина была бы полезна жителям сельской местности, где, случается, многое приходится брать с собой, отправляясь даже в недалекую поездку. А много ли поместится на обычном багажнике? Стало быть, надо увеличить его объем.

В результате тщательной проработки идеи решили взять в качестве базовой модели мопед «Верховину» и переделать его так, чтобы он отвечал выработанным требованиям.

Основная работа была связана с изготовлением новой рамы и переделкой стандартной передней вилки. В итоге рама стала пространственной, ее внутренний объем составляет теперь 0,1 м3. А за счет укороченной передней вилки водитель, располагаясь на сиденье над багажником, чувствует себя на новой машине довольно удобно. Назвали ее «Хлопкороб-ЮТ-83».

Итак, главный самодельный узел «Хлопкороба» - рама. Она сварена из стальных труб различного диаметра - 20 и 34 мм. Толщина стенок 2 мм. Из самых тонких выгнуты две замкнутые петли, в пяти местах они соединены отрезками труб того же и большего диаметра - поперечинами. К передним поперечинам приварена рулевая втулка, к средним - кронштейны навески двигателя.

Рама снабжена четырнадцатью петлями-уголками, к которым крепится металлическая сетка с ячейками размером 20X20 мм - борт багажника. А днище его образует алюминиевый лист толщиной 1 мм, огибающий боковые трубы снизу (для всех выступающих частей в нем проделаны соответствующие прорези).

В передней части рамы-багажника устанавливается на двух несложных кронштейнах фара, в задней - топливный бак и сиденье водителя.

Топливный бак сделан из стального листа толщиной 0,8 мм. Гнутый его корпус по форме напоминает сужающийся швеллер с отверстием в передней части для заливной горловины. Днище выгнуто наподобие седла с отворотами шириной 15 мм для соединения с корпусом роликовой электросваркой. В самом низком месте днища предусмотрена выштамповка, здесь вварена резьбовая втулка - сливной штуцер.

Двумя крюками топливный бак навешивается на заднюю поперечину, а скобами - на боковые трубы рамы. Над ним устанавливается сиденье водителя (от «Верховины»).

Некоторые детали передней вилки тоже от «Верховины». Ее амортизаторы с укороченными на 65 мм штоками и перьями удерживаются в самодельной вилке, сваренной из двух деталей: вала и швеллерообразной обоймы. Вал выточен из стальной трубы диаметра 26X2 мм. На верхнем его конце нарезана резьба М26Х1 для гайки крепления кронштейна руля и просверлено отверстие диаметром 8,5 мм для болта фиксации его на валу от проворота. Низ вала раздвоен - разрезан вдоль оси до предварительно просверленного отверстия диаметром 6 мм, предназначенного для снятия концентраций напряжения.

Перья амортизаторов вварены в обойму; на вал надета скоба с точечными рифтами, выдавленными шариком, - в них упираются пружины амортизаторов. От перемещения кверху скобу удерживает обойма нижнего рулевого подшипника от «Верховины».

Вал с вилкой проходит через рулевую втулку, на него надеты верхний подшипник и кронштейн руля, к последнему четырьмя болтами М8 прикреплен руль.

Как и передняя, задняя вилка, диски колес, тормозные барабаны, а также органы управления и электрооборудование взяты от мопеда «Верховина», колеса - от мотороллера «Вятка».

Вместительный багажник «Хлопкороба» позволяет взять с собой в дорогу столько вещей, сколько на любом другом мопеде не увезешь. Вещи потяжелее располагают поближе к центру тяжести машины, полегче - гто углам. В средней своей части багажник не шире двигателя, поэтому он не мешает нормально управлять мопедом. А благодаря мотороллерным колесам проходимость «Хлопкороба» выше, чем у «Верховины». Это, собственно, и делает его привлекательным для сельских жителей. Такие маленькие, удобные и мобильные машины, думается, оценили бы не только комбайнеры.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100