«НЕЙВА» — СЕЛЬСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

Идея построить самодельный автомобиль появилась у меня не сразу, поскольку я имел «Москвич». Однако местность у нас такая, что на легковушке не разъездишься, особенно в распутицу. Тут уж поневоле задумаешься о машине более высокой проходимости.

По профессии я конструктор-машиностроитель, поэтому увлечение мое вполне объяснимо. Следил за публикациями о самоделках, анализировал их достоинства и недостатки. А когда довелось детально изучить «Ниву» и «Волынь», желание построить собственный вездеход окрепло окончательно.

Прикинув несколько вариантов компоновки, я остановился на схеме «джипа», только основными ведущими колесами решил сделать передние.

Свою машину назвал «Нейвой». Вся ее конструкция основана на узлах и агрегатах «Запорожца» различных марок: это силовой агрегат, включающий двигатель, сцепление и коробку передач, главная передача и дифференциал, рулевое управление и тормозная система.

Так как описание многих узлов и устройств «Запорожца» приводится в специальной литературе, не буду на них останавливаться, а расскажу лишь о том, что было изготовлено заново или доработано.

Начну с кузова. Он открытый (с тентом) с двумя боковыми дверями и задним откидным бортом. Передние крылья и облицовка съемные. Для размещения дополнительного груза заднее сиденье откидывается или может вообще сниматься.

Кузов полностью самодельный, сварен из листов холоднокатаной стали толщиной 1 мм. Только для стоек дверей и порогов использован стальной лист потолще — 1,5 мм.

Для простоты и технологичности применены прямые панели кузова с кромками, отогнутыми под углом 90°. Технология изготовления следующая. Я размечал контуры заготовок, вырубал их зубилом, опиливал и отгибал кромки молотком на жестком, специально для этого сделанном верстаке. При отбортовке удары наносил по поверхностям, не выходящим на лицевую сторону. Затем сваривал панели электродуговым способом. Точечную сварку применял лишь при изготовлении рамок ветровых стекол.

Таким образом, кузов прост конструктивно и достаточно легок. Это объясняется тем, что он не несущий. Основная нагрузка приходится на раму. На ней смонтированы все узлы и агрегаты «Нейвы».

Раму составляют два лонжерона прямоугольного сечения, сваренные из уголков 40X60 и 40X80 мм и шести поперечин из швеллеров и уголков. К лонжеронам приварены кронштейны силового агрегата, переднего моста, пружин и амортизаторов задней подвески, а также крепления кузова.

Теперь о механизме включения заднего моста. Он установлен на торце коробки передач и управляется рукояткой, расположенной в кабине рядом с рычагом стояночного тормоза.

В основе механизма — зубчатая муфта с звольвентными шлицами 2,5X18X50 мм. Ведущая шестерня ее надета на хвостовик ведущей шестерни главной передачи переднего моста, а ведомая, изготовленная заодно с валом и шлицевым хвостовиком, помещена в собственном корпусе в подшипниках. К выходному фланцу присоединяется карданный вал передачи вращающего момента на задний мост. Включение его происходит, когда рычаг с помощью вилки соединяет шестерни зубчатой муфты.

Передний мост от 3A3-966 с доработкой. Для получения нужного направления вращения передних колес в трансмиссию введены колесные редукторы, закрепленные непосредственно на корпусе коробки передач.

Колесные редукторы, кроме того, увеличивают клиренс вездехода и, соответственно, проходимость. Каждый из них — одноступенчатый, с наружным зацеплением шестерен. Верхние шестерни посажены на шлицы ведущих валов, установленных в шарикоподшипниках и получающих момент вращения от полуосей главной передачи. С противоположных сторон валы закрыты крышками.

А нижние шестерни посажены на шлицы ведомых валов, имеющих на наружных концах фланцы соединения с полуосями передних колес. Валы вращаются в корпусах с подшипниками и закрыты с торцов крышками с уплотнениями. Ступицы фланцев проходят через эти уплотнения. Шестерни и валы редукторов изготовлены из стали 40Х и термообработаны до HRc 48... 52.

Подвеска переднего моста — рычажно-торсионного типа от автомобиля «Запорожец». В связи с передним расположением двигателя на «Нейве» средняя часть верхнего торсиона вырезана. Вместо него в качестве упругого элемента использованы две цилиндрические пружины, передающие усилие через тяги на верхние рычаги, которые закреплены на валиках. Последние поворачиваются в шарикоподшипниках № 206, помещенных в трубы и закрытых торцевыми крышками с уплотнениями. На наружные концы валиков надеты верхние кованые рычаги подвески.

Поворотный кулак представляет собой конструкцию, объединяющую гнезда шаровых пальцев и рычаг поворота колеса. Верхний палец шарового шарнира поворотного кулака, взятого от автомобиля ЗАЗ-968, служит опорой переднего амортизатора с дополнительной пружиной. Устройство передних колес одинаково с задними (от ЗАЗ-966).

Редуктор заднего моста с передаточным отношением 4,63 имеет главную передачу с коническими шестернями от ЗАЗ-965А в сборе с дифференциалом.

Главная передача помещена в сварной корпус с крышкой. Во внутренние пазы ступиц полуосевых шестерен дифференциала вставлены полуоси, на наружных концах которых закреплены фланцы для подсоединения карданных валов (от «Москвича»), передающих вращение задним колесам. Полуоси вращаются в подшипниках 206, запрессованных в крышки. Вал ведущей шестерни проходит в стакане с двумя подшипниками, закрытом крышкой с уплотняющей манжетой. На свободном конце хвостовика вала — фланец кардана, а в середине — шестерня привода спидометра.

Для увеличения проходимости автомобиля введена блокировка дифференциала. Она включается вилкой через кольцо, связанное с сухарем двумя пластинами.

Задняя подвеска автомобиля независимая, пружинно-рычажная, от автомобиля ЗАЗ-966.

Теперь кратко о технических характеристиках «Нейвы». Грузоподъемность машины: четыре человека плюс 100 кгс груза или 2 человека и 240 кгс груза. Кроме того, она может буксировать прицеп весом 300 кгс.

С такими весовыми данными «Нейва» развивает на горизонтальном участке асфальтированного шоссе скорость 80 км/ч. Контрольный расход топлива при этом 7,5 л на 100 км пути.

Вес автомобиля без полезной нагрузки, масла, бензина, запасного колеса и комплекта инструментов — 570 кгс, снаряженного — 619 кгс. На колеса он распределен так: 57% на- передние, 43% — на задние.

А. ФОМИН, г. Алапаевск, Свердловская обл.





Рис. 2. Рама: 1, 12 — кронштейны крепления силового агрегата, 2, 9 — лонжероны, 3 — кронштейны задней подвески, 4, 5, 6, 7, 8, 13 — поперечины, 10, 11 — кронштейны переднего моста, 14 — кронштейны крепления кузова.

Рис. 3. Механизм включения заднего моста: 1 — ведущая шестерня, 2 — ведомая шестерня вала, 3 — корпус, 4 — крышка, 5 — выходной фланец, в — подшипники № 205, 7 — вал, 8 — хвостовик вала со шлицами 6X21X25 мм, 9 — вилка, 10 — рычаг, 11 — шток.

Рис. 4. Колесный редуктор: 1 — фланец, 2 — корпус, 3, 13 — подшипники № 305, 4. 12 — верхняя и нижняя шестерни (Z = 19, m = 3. шлицы 6x21X23 мм), 5, И — подшипники № 204, 6, 10 — торцевые крышки. 7 — ведомый вал, 8 — фланец, 9 — ведущий вал, 14 -

Рис. 5. Передняя подвеска: 1 — нижний рычаг, 2, 5 — подшипники № 206, 3 — валик, 4 — труба, 6 — торцевая крышка с уплотнением, 7 — верхний рычаг подвески, 8 — тяга, 9 — пружина, 10 — дополнительная пружина, 11 — передний амортизатор, 12 — верхний палец шарового шарнира, 13 — поворотный кулак, 14 — роликоподшипники № 2007107.



Рис. 6. Редуктор заднего моста: 1 — крышка корпуса, 2 — вилка, 3 — корпус, 4 — стакан, 5 — вал ведущей шестерни, 6 — фланец карданного вала, 7 — пластины, 8 — сухарь, 9, 13 — шарикоподшипники № 206, 10 — шестерня привода спидометра, 11 — роликовый радиально-упорный подшипник № 7206, 12 — полуось, 14 — крышка дифференциала, 15 — привод спидометра, 16 — кольцо блокировки, 17 — главная передача, 18 — крышка карданного вала. 19 — фланец полуоси.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100