Архив журнала Моделист-Конструктор
ЭЛЕКТРОМОТОР НА ЛОДКЕУ большинства сельских, да и городских жителей любимый способ проведения досуга и отдыха связан с водой. Для дальних поездок моторные лодки, для рыбалки бесшумные весельные. А ведь можно объединить их достоинства, заменив двигатель внутреннего сгорания электромотором с питанием от аккумуляторных батарей.
В нашем варианте используется включенный в режиме двигателя генератор ГСК-1500. Его мощность 2 л. с. достаточна для движения лодки со скоростью до 10 км/ч. Источником энергии служат две щелочные батареи НКН-45 по 10 банок в каждой. Их емкости хватит на 40 мин непрерывной работы в режиме полной мощности. За это время можно пройти немалое расстояние, не беспокоя окружающих шумом и не загрязняя водоем.
Надежность такого мотора определяется предельной простотой как механической, так и электрической частей. Поскольку мощность двигателя относительно невелика, напряжение с клемм аккумуляторов подводится к, нему без регулировочных устройств, и даже для заднего хода переключения двигателя на обратное вращение не потребуется: конструкция кронштейна допускает полный оборот его вокруг вертикальной оси.
Сделать такой мотор совсем нетрудно. Материалы вполне доступные: стальные трубы различного диаметра для несущих элементов, стальной лист толщиной 8 мм для изготовления двух фланцев и стальной пруток Ø20 мм для вала. Используемые стандартные узлы электродвигатель, а также пилон гребного винта с конической передачей (подходит от подвесных моторов «Стрела», «Салют», «Прибой»).
На верхнем прямоугольном фланце размерами 120X200 мм протачивается кольцевая посадочная канавка для установки электродвигателя. Четыре отверстия с резьбой М10 служат для крепления фланца двигателя, а прямоугольное окно размерами 50x100 мм образует удобную рукоятку для перекоски мотора. С противоположной от нее стороны к фланцу приваривается П-образный кронштейн для подсоединения рукоятки управления алюминиевой трубки Ø22 мм и длиной 260 мм с мотоциклетной ручкой. Диаметр кольцевой канавки и координаты резьбовых отверстий на фланце уточняются в соответствии с посадочными размерами имеющегося электродвигателя.
В центральное отверстие фланца Ø34 мм вставляется отрезок стальной трубы Ø34 мм и длиной 550 мм, а на трубу надевается втулка с внутренним Ø34 мм и длиной 25 мм. С помощью сварки эти детали образуют узел для установки двигателя и ведущего вала.
К нижнему концу дейдвуда приварена другая втулка, имеющая наружный Ø45 мм, внутренний 35 мм; она служит корпусом для установки двух подшипников (№ 202) ведущего вала.
Нижний фланец вырезается из той же пластины, что и верхний, по форме посадочной поверхности пилона гребного винта.
Возможность поворота мотора на любой угол обеспечивает сваренный из трех труб кронштейн. Так как поворотный узел дейдвуд кронштейн неразборный, последний надевается на дейдвудную трубу до сварки ее с нижней втулкой и фланцем.
Крепление мотора на транце лодки зажимом типа сдвоенной струбцины, между которыми на болте М12, служащем горизонтальной осью, устанавливается кронштейн мотора.
Ведущий вал стальной пруток Ø20 мм, имеющий на одном конце квадратный хвостовик, а на другом шейки для установки подшипников и ведущей, шестерни. Соединение со шлицевым валом двигателя осуществляется несложной муфтой цилиндрической втулкой, имеющей с одной стороны отверстие соответствующего квадратного сечения, а с другой для соединения со шлицами вала двигателя торцевые зубья, выпиливаемые по размеру шлицевых пазов.
Подшипниковый узел ведущего вала состоит из двух подшипников, фиксируемых на шейке при установке шестерни. Причем перед сборкой между шестерней и подшипником следует установить прокладку из стальной пластинки толщиной 0,5 мм с центральным отверстием Ø25 мм. При дальнейшем подсоединении нижнего фланца к пилону гребного винта прокладка ограничит осевое перемещение наружных обойм подшипников во втулке дейдвуда.
Несколько слов об эксплуатации. Конечно, запас хода в 40 мин не очень велик, но тем, кому не нужно совершать многокилометровые путешествия, пожалуй, стоит пойти на некоторое ограничение предельной дальности хода ради получения неоспоримых эксплуатационных достоинств: простота обслуживания, пуска, малый шум при работе. Не забывая после поездки подзаряжать аккумуляторы, вы избавитесь и от хлопот о топливе. Налицо и экологический фактор. Ведь лодочный двигатель внутреннего сгорания загрязняет воду не только продуктами выхлопа, но и несгоревшей топливомасляной смесью, попадающей в воду и через выхлоп, и через возможные неплотности элементов системы питания. Вот почему мы считаем наш электрический подвеснсй мотор достойным соперником промышленным подвесным вариантам с ДВС.
А. ОСТРОГИН, В. ГРАЧЕВ, г. Ярославль
|
Устройство электрического подвесного мотора: 1 рукоятка поворота, 2 двигатель, 3 верхний фланец, 4 упорная втулка дейдвудной трубы, 5 муфта, 6 кронштейн, 7 ведущий вал, 8 дейдвудная труба, 9 зажим, 10 корпус подшипникового узла, 11 подшипник № 202, 12 нижний фланец, 13 прокладка, 14 пилон гребного винта.
Чертежи для печати
|