С ЛОДКОЙ НА... ВЕЛОСИПЕДЕ

Наша промышленность выпускает различные надувные и складные лодки для рыбаков, охотников, туристов-водников. Однако они не во всем удовлетворяют взыскательным вкусам потребителей, поэтому многие любители изготавливают плавсредства самостоятельно.

Я тоже задался целью создать транспортабельную, быстро складывающуюся лодку, которая к тому же была бы легкой, устойчивой и быстроходной. Назвал ее «Струг»: складная, туристско-рыболовная, универсальная, гребная.

В течение шести лет «Струг» испытывался, а затем был защищен авторским свидетельством на изобретение № 1096159 А.

Хотелось бы ознакомить любителей с конструкцией лодки, так как многие ею интересуются и наверняка смогли бы сделать подобную.

Корпус «Струга» собран из шести одинаковых пластин, вырезанных из листов жесткого дюралюминия марки Д16АТ толщиной 1 мм. Одна кромка каждой пластины прямая, другая с закруглениями на концах радиусом 2200 мм.

В крайних, бортовых пластинах корпуса проделано по три отверстия Ø9 мм. Два нижних служат для установки распорок, а верхнее — сиденья. Точка сверления верхнего выбиралась следующим образом: по вертикали на 65 мм ниже верхней кромки пластины, а по горизонтали в таком месте, чтобы центр тяжести гребца и груза находился примерно посредине лодки.

К бортам лодки с обеих сторон прикреплены сквозными болтами М4 в один ряд с шагом 400-500 мм (шайбы закладывались и под гайки, и под головки болтов) деревянные планки сечением 45 X 10 мм, выпиленные из прямослойной, без сучков сосновой доски. Длина наружных планок 1300, внутренних — 2500 мм. Концы последних малкованы — скошены: на длине 400 мм толщина их уменьшается равномерно с 10 до 3 мм.

Пластины корпуса состыкованы друг с другом: прямые кромки соединены с прямыми, закругленные — с закругленными. Стыки последних образуют три так называемых килевых шва: один центральный и два боковых. При раскладывании лодки они подвергаются упругой деформации. Поэтому здесь крепятся стыковочные полоски из транспортерной ленты шириной 70 мм с двумя слоями капронового корда (остальные слои удалены). В месте схождения швов ленты обрезаны — подогнаны друг к другу и закреплены накладками.

На прямые швы установлены дюралюминиевые накладки длиной 1300 мм, а по краям, с зазором 2 мм, накладки длиной 155 мм. Ширина их 22, а толщина — 2,5 мм. Крепящие их болты М4 размещены с шагом 45 мм.

Чтобы избежать напряжений в материале пластин корпуса при деформациях, в килевых швах использовались накладки длиной 1300 мм в середине и 75 мм по краям.

Отверстия под болты смещены не менее чем на размер гайки, а выступающие концы болтов спилены. Это сделано, чтобы при складывании лодки гайки крепления не упирались друг в друга.

«Струг» оборудован уключинами — деревянными стержнями Ø20 мм, выступающими над бортами на 50 мм. Стержни вклеены в отверстия деревянных бобышек, привинченных болтами М6 к наружным планкам.

Корпус лодки в разложенном состоянии удерживают две распорки — дюралюминиевые трубки Ø28 мм с резьбовыми шипами, которые проходят через борта и фиксируются гайками.

Гребец в «Струге» располагается в брезентовом сиденье. Рама сиденья состоит из телескопической спинки, поперечного бруса и двух боковых спиц. Первая аналогична распорке, только ее длина может меняться. Трубы здесь дюралюминиевые, тонкостенные, Ø40 и 42 мм. В них с интервалом 535 мм просверлены отверстия Ø9 мм — для крепления боковых спиц.

Поперечный брус цилиндрической формы (Ø35 мм) сделан из дереза, концы его скошены под профиль днища (для увеличения площади контакта), на которое он свободно опирается. В брусе просверлены два отверстия с межцентровым расстоянием 535 мм.

Боковые спицы — дюралюминиевые трубки Ø20 и длиной 505 мм; по концам их вставлены опорные элементы с резьбой для соединения с телескопической спинкой и поперечным брусом.

Сиденье сшито из куска брезента 900 X 500 мм. Размеры его выбраны с таким расчетом, чтобы при посадке гребца сиденье не доставало до днища 20-30 мм. Такая посадка наиболее удобна, центр тяжести низок, устойчивость лодки — хорошая.

Для приведения «Струга» в транспортное положение требуется 3-5 минут. Столько же времени тратится и на раскладывание.

Размеры лодки в этом положении таковы, что позволяют разместить складной велосипед «Кама». И наоборот, «Струг» можно перевозить на велосипеде. Бес его без сиденья, весел и распорок — 18 кг.

В. ГРЯНИН, г. Киржач, Владимирская обл.





Рис. 1. Гребная лодка «Струг»: 1 — бортовая пластина. 2, 6 — отверстия для крепления распорок, 3 — стержень уключины, 4 — наружная планка, 5 — отверстие для крепления телескопической спинки, 7 — килевые швы, 8, 11 — распорки, 9 — сиденье, 10 — бобышка с уключиной, 12 — внутренняя планка, 13 — донная пластина, 14 — стыковочные полосы (транспортерная лента), 15 — накладки, 16 — винт М4.

Рис. 2. Распорка: 1 — алюминиевая труба, 2 — винт крепления М4 (2 шт.), 3 — резьбовой шип, 4 — борт лодки, 5 — резиновые шайбы, 6 — гайка М8.

Рис. 3. Сиденье: 1 — телескопическая спинка, 2 — боковая спица, 3 — поперечный брус, 4 — брезент.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №3
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100