Архив журнала Моделист-Конструктор
С ЛОДКОЙ НА... ВЕЛОСИПЕДЕНаша промышленность выпускает различные надувные и складные лодки для рыбаков, охотников, туристов-водников. Однако они не во всем удовлетворяют взыскательным вкусам потребителей, поэтому многие любители изготавливают плавсредства самостоятельно.
Я тоже задался целью создать транспортабельную, быстро складывающуюся лодку, которая к тому же была бы легкой, устойчивой и быстроходной. Назвал ее «Струг»: складная, туристско-рыболовная, универсальная, гребная.
В течение шести лет «Струг» испытывался, а затем был защищен авторским свидетельством на изобретение № 1096159 А.
Хотелось бы ознакомить любителей с конструкцией лодки, так как многие ею интересуются и наверняка смогли бы сделать подобную.
Корпус «Струга» собран из шести одинаковых пластин, вырезанных из листов жесткого дюралюминия марки Д16АТ толщиной 1 мм. Одна кромка каждой пластины прямая, другая с закруглениями на концах радиусом 2200 мм.
В крайних, бортовых пластинах корпуса проделано по три отверстия Ø9 мм. Два нижних служат для установки распорок, а верхнее сиденья. Точка сверления верхнего выбиралась следующим образом: по вертикали на 65 мм ниже верхней кромки пластины, а по горизонтали в таком месте, чтобы центр тяжести гребца и груза находился примерно посредине лодки.
К бортам лодки с обеих сторон прикреплены сквозными болтами М4 в один ряд с шагом 400-500 мм (шайбы закладывались и под гайки, и под головки болтов) деревянные планки сечением 45 X 10 мм, выпиленные из прямослойной, без сучков сосновой доски. Длина наружных планок 1300, внутренних 2500 мм. Концы последних малкованы скошены: на длине 400 мм толщина их уменьшается равномерно с 10 до 3 мм.
Пластины корпуса состыкованы друг с другом: прямые кромки соединены с прямыми, закругленные с закругленными. Стыки последних образуют три так называемых килевых шва: один центральный и два боковых. При раскладывании лодки они подвергаются упругой деформации. Поэтому здесь крепятся стыковочные полоски из транспортерной ленты шириной 70 мм с двумя слоями капронового корда (остальные слои удалены). В месте схождения швов ленты обрезаны подогнаны друг к другу и закреплены накладками.
На прямые швы установлены дюралюминиевые накладки длиной 1300 мм, а по краям, с зазором 2 мм, накладки длиной 155 мм. Ширина их 22, а толщина 2,5 мм. Крепящие их болты М4 размещены с шагом 45 мм.
Чтобы избежать напряжений в материале пластин корпуса при деформациях, в килевых швах использовались накладки длиной 1300 мм в середине и 75 мм по краям.
Отверстия под болты смещены не менее чем на размер гайки, а выступающие концы болтов спилены. Это сделано, чтобы при складывании лодки гайки крепления не упирались друг в друга.
«Струг» оборудован уключинами деревянными стержнями Ø20 мм, выступающими над бортами на 50 мм. Стержни вклеены в отверстия деревянных бобышек, привинченных болтами М6 к наружным планкам.
Корпус лодки в разложенном состоянии удерживают две распорки дюралюминиевые трубки Ø28 мм с резьбовыми шипами, которые проходят через борта и фиксируются гайками.
Гребец в «Струге» располагается в брезентовом сиденье. Рама сиденья состоит из телескопической спинки, поперечного бруса и двух боковых спиц. Первая аналогична распорке, только ее длина может меняться. Трубы здесь дюралюминиевые, тонкостенные, Ø40 и 42 мм. В них с интервалом 535 мм просверлены отверстия Ø9 мм для крепления боковых спиц.
Поперечный брус цилиндрической формы (Ø35 мм) сделан из дереза, концы его скошены под профиль днища (для увеличения площади контакта), на которое он свободно опирается. В брусе просверлены два отверстия с межцентровым расстоянием 535 мм.
Боковые спицы дюралюминиевые трубки Ø20 и длиной 505 мм; по концам их вставлены опорные элементы с резьбой для соединения с телескопической спинкой и поперечным брусом.
Сиденье сшито из куска брезента 900 X 500 мм. Размеры его выбраны с таким расчетом, чтобы при посадке гребца сиденье не доставало до днища 20-30 мм. Такая посадка наиболее удобна, центр тяжести низок, устойчивость лодки хорошая.
Для приведения «Струга» в транспортное положение требуется 3-5 минут. Столько же времени тратится и на раскладывание.
Размеры лодки в этом положении таковы, что позволяют разместить складной велосипед «Кама». И наоборот, «Струг» можно перевозить на велосипеде. Бес его без сиденья, весел и распорок 18 кг.
В. ГРЯНИН, г. Киржач, Владимирская обл.
|
Рис. 1. Гребная лодка «Струг»: 1 бортовая пластина. 2, 6 отверстия для крепления распорок, 3 стержень уключины, 4 наружная планка, 5 отверстие для крепления телескопической спинки, 7 килевые швы, 8, 11 распорки, 9 сиденье, 10 бобышка с уключиной, 12 внутренняя планка, 13 донная пластина, 14 стыковочные полосы (транспортерная лента), 15 накладки, 16 винт М4.
Рис. 2. Распорка: 1 алюминиевая труба, 2 винт крепления М4 (2 шт.), 3 резьбовой шип, 4 борт лодки, 5 резиновые шайбы, 6 гайка М8.
Рис. 3. Сиденье: 1 телескопическая спинка, 2 боковая спица, 3 поперечный брус, 4 брезент.
Чертежи для печати
|