Архив журнала Моделист-Конструктор
ВСЕ КАК В «ДЖИПЕ»Кружковцы из вологодского Дома юных техников назвали свой микроавтомобиль «Верблюжонком» - за его высокую проходимость и неприхотливость. В машине наряду с серийными узлами (в основном от мотороллера) применены и самодельные элементы ходовой части - например, передний мост. Работа над машиной позволила начинающим конструкторам получить не только практические навыки, но и начальные теоретические знания из области механики, технологии материалов, сопромата. Сегодня об автомобиле рассказывает руководитель детской автоконструкторской лаборатории А. В. Крылов.
Мы задумывали «Верблюжонка» прежде всего как машину для обучения школьников основам вождения. Причем не только по гладкому асфальту, но и в сложных дорожных условиях. Несмотря на скромные размеры, его можно отнести к классу автомобилей повышенной проходимости - «джипов». Благодаря значительным углам съезда и небольшой собственной массе наша микролитражка способна неплохо преодолевать даже участки, посильные разве что «уазикам» и «Нивам».
В роли силового агрегата мы использовали двигатель мотороллера Т-200М. Частичным изменениям подверглись лишь система питания (воздухоочиститель взят от мотоцикла М-105 «Минск») и система зажигания (поставлено магнето от тракторного пускача ПД-8). Глушитель использован заводской, а бензонасос - от лодочного мотора, для чего пришлось ввести дополнительный штуцер в отверстие, просверленное в картере двигателя под цилиндром, в месте прохождения перепускного канала. Емкости топливного бака - 12 л - хватает на пробег 200 км.
Трансмиссия «джина» состоит из оставленного без изменений сцепления, коробки передач агрегата Т-200М и цепной передачи. Цепь с шагом 12,7 мм соединяет звездочку коробки передач с ведомой звездочкой дифференциала; последний заимствован от грузового мотороллера. Использование дифференциала со встроенной муфтой позволило обеспечить и передачу заднего хода.
Колеса взяты от мотоколяски СЗД. Передний мост - самодельный, представляет собой неразрезную трубу с зависимой подвеской на двух продольных рессорах. К концам трубы приварены поворотные кулаки с запрессованными подшипниками скольжения. На эти кулаки надеты шкворневые скобы с вваренными в них осями колес. Рулевой механизм (колонка и передача) заимствован от автомобиля «Москвич-401», трапеция изготовлена самостоятельно по простейшей схеме.
Задний мост от грузового мотороллера. Он имеет независимую подвеску на четырех спиральных пружинах и крепится к специально изготовленному корпусу, приваренному к металлоконструкции рамы.
Кузов - двухместный, открытый, полнонесущего типа; представляет собой типичную столярную наборную конструкцию, скрепленную шурупами, болтами и эпоксидным клеем. Толщина фанеры боковин составляет 8 мм; необходимая жесткость обеспечивается за счет криволинейности бортов, наличия шпангоутов-ребер жесткости и оклейки стеклотканью в един слой.
Непосредственно к кузову прикреплены все агрегаты - как правило, болтами с большими шайбами. Капот и крышка багажника изготовлены из листового дюралюминия толщиной 2 мм. Над кузовом может быть натянут тент, для чего сварен специальный каркас из труб Ø14 мм, жестко соединенный с рамкой лобового стекла.
Плоские передние крылья сделаны из трехмиллиметровой фанеры, а для придания жесткости по их внешнему краю пропущены рейки. Крепление крыла - на шурупах к специальным продольным планкам кузова.
В передней части кузова на треугольнике крепления передних проушин рессор установлен бампер, вырезанный из стального листа.
Управление сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора выведено тросом на педали. Аналогично приводится в действие и рабочий тормоз (на задних колесах). А ручной тормоз имеет привод только на передние колеса.
А. КРЫЛОВ, г. Вологда
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
Рис. 2. Рама: 1 - труба Ø34 мм, 2 - трубы Ø21 мм, 3 - отверстия для крепления глушителя, 4 - пропил под цепь, 5 - поперечныелонжероны, 6 - пластины крепления кузова, 7 - линия днища кузова, 8 - корпус заднего моста.
Рис. 3. Узел переднего места: 1 - втулки подшипников скольжения, 2 - корпуса поворотных кулаков, 3 - поперечная балка моста, 4 - шкворневая скоба, 5 - поворотный рычаг большой поперечной тяги, 6 - шкворень, 7 - ступица переднего колеса, 8 - подшипник № 304, 9 - распорная втулка, 10 - подшипник № 204, 11 - ось переднего колеса, 12 - подшипник скольжения (бронза), 13 - стопорное кольцо. На виде А шкворень условно не показан.
Рис. 5. Узел крепления рессор на балке переднего моста: 1 - балка переднего моста, 2 - пластина, 3 - усиливающий уголок (15 X 15 мм), 4 - отверстия под стремянки рессор. Звездочкой обозначен размер до оси шкворня переднего моста.
Рис. 6. Каркас тента: 1 - трубы Ø21 мм, 2 - трубы Ø14 мм, 3 - уголки 30Х30X140 мм, 4 - кронштейны крепления к кузову, 5 - швеллер для крепления ветрового стекла.
Чертежи для печати
|