Архив журнала Моделист-Конструктор
ЛОДКА НА ЛЮБОЙ ВКУСВ каких только условиях не оказываются во время путешествия любители водного туризма! И далеко не всегда лодка, пригодная для плавания в одном водоеме, подходит для другого.
Разработанная нами лодка обладает как раз этой столь часто желанной универсальностью. Правда, и к участникам похода она предъявляет большие требования им придется научиться управлять и весельным, и моторным, и парусным судном, так как плавсредство сочетает в себе все эти качества.
Горожане, как правило, испытывают и трудности с хранением своих судов. Наше может перезимовать на балконе, в лоджии или гараже.
Транспортабельность еще одно привлекательное качество лодки. После прохождения маршрута, уложив в пакет, ее можно перевозить в кузове грузовика. Прекрасно умещается она и на внешнем багажнике автомобиля; секции лодки перевозились даже в трамвае, ведь в разобранном виде это сверток размером 2000 X 960 X 700 мм.
Лодка легко подчиняется усилиям одного гребца с парными веслами. В этом варианте ее можно использовать на широких плесах и при длительных переходах. На узких же извилистых речках лучше грести вдвоем двухлопастными байдарочными веслами. На горной порожистой реке разумнее пользоваться однолепестными веслами от каноэ, а на носовую секцию надевать защитную деку из прорезиненной ткани.
Охотники, геологи и туристы могут воспользоваться такой лодкой для забрасывания своего снаряжения на большие расстояния, в верховья рек со скоростью 10-12 км/ч, используя подвесной мотор типа «Спутник» мощностью 2,0-5,0 л. с. Он крепится на заднем транце.
В дальнем походе не обойтись без парусов. При перестройке в спортивное парусное судно на борта дополнительно навешиваются шверты, удерживаемые протянутыми от носа резиновыми жгутами; на корму же ведут шнуры-оттяжки ими регулируют положение центра бокового сопротивления лодки.
Более сложная конструкция швертового устройства показана на чертеже. Шверт вводится в специальный колодец, вклеенный в корпус средней секции.
Вместо «бермудского» парусного вооружения можно использовать более простой парус от швертботов «Оптимист» или «Луч».
Наконец, конструкция позволяет соединять лодки с помощью труб-балок и болтов-хомутов, превращая их в катамаран и даже в тримаран.
Компоновка. Лодка представляет собой открытое судно, состоящее из носовой, средней и кормовой секций. Габариты секций позволяют складывать их «матрешкой». Носовая, обшитая изнутри пенопластом, может быть закрыта декой съемной палубой с волноломом. Сиденье гребца под ней пенопластовый блок или доска, прикрепленная к бортам.
В средней секции размещаются два человека с грузом, предусмотрена съемная банка для гребцов. На кормовой переборке (срединном транце) крепится усиление металлическая окантовка для подвесного мотора, а также пенопластовые блоки, обеспечивающие непотопляемость. По бортам установлены складывающиеся уключины и болты-хомуты крепления поперечных труб-балок и бортовых швертов.
Кормовая секция оканчивается транцем крепления подвесного мотора. При необходимости сюда навешивают руль с подъемным пером, съемный блок из пенопласта используется как сиденье. По бортам хомуты с болтовым соединением для сборки со средней секцией в катамаран.
Форма корпуса и размеры выбирались с учетом опыта туристов-водников Ленинграда и Петрозаводска. Особенность лодки плавные округлые поперечные сечения, вытянутые к носу и более полные к корме ватерлинии (туда же смещен и мидель). Низшая точка киля отнесена к задней переборке средней секции. Все это уменьшает дифферент на корму, улучшает ходовые качества при использовании мотора. -
Резко изогнутая форма киля обеспечивает судну маневренность, поэтому кренить лодку, как это часто делают водники-слаломисты, не требуется; плоское днище упрощает подход к берегу.
Конструкция. Корпус лодки выклеен. С применением полиэфирной смолы холодного отверждения НПС-609-21М и четырех слоев стеклоткани: двух наружных марки Т-П и двух внутренних (ТР-0,56).
Борта и переборки усилены, их толщина увеличена до 4 мм дополнительными слоями стеклоткани. Каждая секция соединена с соседней в районе переборок семью болтами с резиновыми прокладками.
При весе лодки 70 кгс на ее изготовление потребовалось около 30 кг смолы и 40 кг стеклоткани. Выклейка выполнялась в матрице, изготовленной по деревянному болвану.
В. АЛЕКСЕЕВ, Ленинград
ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ
Длина наибольшая, мм 5100
|
Складная лодка: 1 металлическая окантовка транца, 2 слой стеклопластика, 3 кронштейны навески баллерной коробки, 4 кормовой транец, 5 пенопластовые блоки в оболочке из стеклопластика толщиной 1 мм, 6 срединный транец, 7 металлическая накладка, 8 банка, 9 опорный брус, 10 швертовый колодец, 11 рым-болт, 12 болт-хомут, 13 металлическая подкладка 3X15X80 мм, 14 кормовая труба-балка (для катамарана), 15 срединная труба-балка (для буксира), 16 носовая труба-балка (для катамарана и буксира), 17 шпора мачты, 18 вторая лодка в варианте катамарана, 19 кормовая секция в варианте буксира, 20 носовая дека, 21 отверстие для фор-штага, 22 люк для гребца.
Типовое соединение секций лодки: 1 болт, 2, 6 секции лодки, 3 гайка-барашек, 4 резиновые вкладыши, 5 обойма.
Заделка вант-путенса: 1 вант-путенс, 2 борт лодки, 3 металлическая подкладка 3X15X70 мм.
|
Лодка под парусами: 1 перо руля, 2 баллерная коробка, 3 румпель, 4 гика-шкот, 5 уключина, 6 гик, 7 грот (5,3 м2). 8 лата, 9 ахтер-штаг, 10 фор-штаг, 11 мачта, 12 стаксель (2,4 м2), 13 стаксель-гик, 14 стаксель-шкот. 15 ванта. 16 шверт.
Чертежи для печати
|