"ТРОЛЛЬ" - ДЕЛОВОЙ ВЕЛОМОБИЛЬ

Современного горожанина дальними поездками не запугаешь: к его услугам все виды общественного транспорта. Другое дело - короткие повседневные маршруты: в детский сад, магазин, мастерскую, прачечную... Сельскому жителю, владельцу дачи или садового участка короткие поездки с грузом приходится совершать еще чаще.

Во всех перечисленных случаях мне неплохо служит веломобиль «Тролль», созданный специально для этих целей.

Машина выполнена четырехколесной, с одним ведущим задним колесом. Такая схема в данном случае оправдана, поскольку позволяет равномерно распределить нагрузку на все колеса. Компактные и прочные, малого диаметра, они имеют амортизаторы, которые не только делают веломобиль более комфортабельным, но и существенно разгружают элементы кузова от динамических нагрузок при движении.

У несущего кузова веломобиля есть каркас из дюралюминиевых трубок. В основе каркаса две самодельные велосипедные рамы, связанные между собой поперечными трубами-стяжками. Труба Ø20 мм, проходящая в районе кареточных узлов (условно назовем ее центральной), - газовая, стальная. На нее надеваются текстолитовые втулки с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру кареточных узлов. Все остальные стяжки выполнены из труб от раскладушек.

Каркас собирается на винтах М5 с помощью накладок и косынок. После сборки соединения обматываются тканью, проклеиваемой эпоксидной смолой. Пространство между трубами заполняется пенопластом и также оклеивается двумя слоями бязи. Изнутри кузов отделан кожзаменителем на бумажной основе. Каркасы сидений включены в силовую схему кузова. К ним пришита капроновая сетка. Положение сидений подгоняется по росту водителя и пассажира и не регулируется.

Подвеска всех колес веломобиля независимая. Узел передней подвески состоит из вилки от велосипеда «Школьник», развернутой на 180°. К ней крепится хомутами с полихлорвиниловыми втулками верхняя вилка, предназначенная для передачи усилия к пружине и обеспечивающая жесткость подвески в поперечном направлении. Нижние концы перьев этих вилок соединены шарнирно с помощью рычагов. Осями шарнирных соединений являются медные трубки Ø 8 мм, вставленные в стальные втулки. Пружины использованы от седла дорожного велосипеда. Они хороши тем, что имеют переменную жесткость, позволяющую обеспечить плавность хода веломобиля при различной нагрузке. Максимальный ход подвески - 50 мм.

В отличие от передней узлы задней подвески снабжены резиновым амортизатором от велосипеда «Эврика». Нижняя вилка изготовлена аналогично мотоциклетной, но имеет поперечную связь-рычаг с каркасом кузова. Верхняя задняя вилка передает усилие от нижней на амортизатор. Ход задней подвески до 20 мм; шарнирные соединения - такие же, как у передней.

Трансмиссия веломобиля представляет собой двухступенчатую цепную передачу велосипедного типа. Выбор такой конструкции основан на использовании стандартных деталей. Привод выполнен на двух отдельных кареточных узлах с общей двойной педалью. Такая конструкция позволяет работать синхронно водителю и пассажиру, что дает возможность снизить пиковые нагрузки на одну педаль для каждого человека. В качестве ведущей используется звездочка Z=48 от дорожного велосипеда. Она сделана более тонкой, под цепь от «Туриста». На одном конце промежуточного вала установлены пять звездочек от спортивного велосипеда с числом зубьев 13, 15, 17, 19 и 21, на другом - звездочка второй ступени цепной передачи. Передаточное отношение второй ступени равно 1. Звездочки имеют 15 или 19 зубьев.

Первая ступень цепной передачи дополнена переключателем скоростей, работающим аналогично стандартному переключателю от спортивного велосипеда. Функции «параллелограмма» выполняет ось длиной 150 мм. Она перемещается во втулках параллельно центральной трубе каркаса (вместе с закрепленным на ней механизмом натяжения цепи) при помощи тросового привода и пружины сжатия. Второй конец троса выведен на рычаг переключения скоростей, расположенный между передними сиденьями. В механизме натяжения цепи функцию роликов выполняют подшипники качения с наружным 0 32 мм.

Рулевая тяга имеет карданы, так как для уменьшения высоты переднего капота рулевой рычаг сделан параллельным дороге. При повороте колес нарушается вертикальность осей рулевых шарниров, карданы же обеспечивают перемещение и поворот осей во всех плоскостях. Усилие от руля передается через два шарнирно соединенных рычага. Шарниры - из медных трубок. Минимальный радиус поворота равен 3,5 м (по следу наружного колеса).

Для задних световых блоков использованы два желтых и четыре красных световозвращателя от велосипеда «Десна». Они закреплены винтами на основании, состоящем из полихлорвинилового прямоугольника, к которому приварены кожухи лампочек - пластмассовые мерные ложки от детского питания «Бона». Ламподержатели - из медной проволоки. Используются лампочки на 3,5 В. Веломобиль оснащен системой «Велоэлектроника», передние фары питаются от велосипедного генератора.

«Тролль» планируется оснастить складным колпаком из прозрачной пленки. Такая крыша позволит совершать прогулки, деловые поездки и в ненастье, сделает веломобиль «всепогодным» транспортом.

А. ЕГОРОВ, инженер

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса, кг - 48
Вместимость, человек: 2 взрослых и 2 ребенка до 7 лет
Скорость, км/ч - до 25
Габаритные размеры, мм - 1980X1140X830
База, мм - 1450
Колея, мм - 970
Дорожный просвет, мм - 100



Веломобиль «Тролль»: 1 - несущий кузов, 2 - первая ступень цепной передачи, 3 - вторая ступень цепной передачи, 4 - рычаг переключения скоростей, 5 - двойная педаль, 6 - ведущее колесо, 7 - кареточный узел, 8 - задний световой блок, 9 - сиденья, 10 - передние фары, 11 - механизм натяжения цепи (на виде А не показан).



Каркас в сборе: 1 - задняя подвеска, 2 - поперечная связь, 3 - каркас переднего сиденья, 4 - руль, 5 - рулевые рычаги, 6 - опора руля, 7 - кареточный узел, 8 - рулевая тяга, 9 - передняя подвеска, 10 - узел рамы от велосипеда «Школьник», 11 - центральная труба, 12 - часть рамы велосипеда «Кроха», 13 - промежуточный вал, 14 - нижняя задняя поперечина (труба), 15 - подкос, 16 - труба каркаса заднего сиденья, 17 - винт М5, 18 - продольная труба, 19 - накладки.

Передняя подвеска (правая): 1 - основная вилка, 2 - верхняя вилка, 3 - хомут, 4 - полихлорвиниловая втулка, 5 - пружина, 6 - рычаг, 7 - винт М6Х50 мм, 8 - рычаг рулевой трапеции, 9 - верхняя труба каркаса, 10 - подкос, 11 - ось шарнира, 12 - втулка, 13 - винт М5, 14 - гайка М5.

Задняя подвеска: - верхняя задняя вилка, 2 - поперечный рычаг - связь с каркасом, 3 - нижняя задняя вилка, 4 - подкос, 5 - рычаг задней подвески, 6 - амортизатор от велосипеда «Эврика», 7 - ось, 8 - винт М5, 9 - гайка М5, 10 - полихлорвиниловая втулка, 11 - штырь, 12 - хомут.



Промежуточный вал: 1 - кронштейн, 2 - корпус подшипника, 3 - штифт Ø 4,5 мм, 4 - втулка, 5 - пружинное кольцо, 6 - звездочка боковой передачи, 7 - подшипник, 8 - вал (Ø 20 мм), 9 - блок звездочек, 10 - цилиндрическая шпонка с резьбовым отверстием для выпрессовки, 11 - втулка.

Задний световой блок: 1 - основание, 2 - отражатель, 3 - световозвращатель, 4 - ламподержатель, 5 - винт М3, 6 - гайка М3, 7 - кожух (мерная ложка от детского питания «Бона»).

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1989, №7
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100