Общественное КБ «М-К»

АЭРОСАННЫЙ, С ПУСКАЧОМ



«Преемственность — основа развития» — эти слова немецкого философа Гегеля технари вспоминают не реже, чем гуманитарии. Действительно, создание всякой новой техники базируется на обобщении опыта предшествующих разработок. И даже очень удачная машина настоящему конструктору кажется не вершиной, а стимулом к дальнейшему совершенствованию достигнутого.

Классический пример — судьба оригинальной идеи о превращении двух мотоциклетных моторов в один оппозитный двигатель со встроенным редуктором. Описание такой конструкции, опубликованное в «М-К» № 3 за 1987 год, заинтересовало многих. Но авторы двигателя — члены кружка технического творчества при СПТУ-54 поселка Благовещенка Алтайского края — продолжили поиск. Новый мотор, построенный ими по той же схеме, стал легче, мощнее и, самое главное,— безопаснее — за счет оригинальной системы запуска, созданной на базе широко распространенного велосипедного «движка» Д-6. Сегодня об этой разработке рассказывает руководитель коллектива юных техников В. Н. Ермаков.

Наш новый двигатель для аэросаней, получивший индекс M-S, внешне напоминает своего предшественника. Он также двухцилиндровый, оппозитный, собран из деталей от мотоциклетных моторов Иж-П-4 и «пускача» ПД-10, имеет один встроенный редуктор. Однако конструкция многих узлов и деталей была основательно переработана. В результате двигатель стал компактнее и на целых 25 кг легче. Упростилась его разборка и обслуживание, несколько повысилась мощность. Соответственно увеличилась и скорость аэросаней: теперь она достигает 80 км/ч. И, конечно же, повысилась безопасность эксплуатации, так как М-5 получил новую систему запуска. Впрочем, об этом речь пойдет ниже.

Принципиальная схема двигателя — два модуля-мотора плюс встроенный редуктор — позволяет обойтись без крайне сложного для конструктора-индивидуала самодельного коленчатого вала. Поэтому большинство деталей — стандартные, за исключением разве что зубчатых пар редуктора да вала воздушного винта. Как и на предыдущей модели, цилиндры, головки и карбюраторы заимствованы от «Иж-Планеты», а картеры, собственные коленвалы и поршни в сборе — от ПД-10.

А теперь коротко о главных особенностях нового двигателя.

Редуктор сохранил свою предыдущую схему, однако теперь применены косозубые шестерни (β=28°) меньших размеров с повышенной контактной прочностью и долговечностью. Корпус редуктора изменился и состоит из трех частей: основания, картера и крышки. Такое решение улучшило доступ к ведущим шестерням и позволило производить их демонтаж без полной разборки двигателя.

Картеры модулей. Теперь они состоят из двух (меньших) половин картера от ПД-10. Коленчатые валы получили надежную осевую фиксацию благодаря установке на их цапфы подшипников в специальных корпусах. Вместо шарикоподшипников № 205 на ведущих цапфах посажены более долговечные № 305. Также увеличилась долговечность и упорного подшипника, хотя он теперь стал меньших размеров — № 326705 вместо № 46207. Это объясняется следующим; за счет применения косозубых передач возникает осевая сила, направленная против тягового усилия воздушного винта и разгружающая упорный подшипник.

Половинки картера дорабатываются в такой последовательности. Сначала изготавливают оправку длиной около 200 мм и 0 62 мм. Затем подбирают две половинки одинаковой высоты и надевают их на оправку с небольшим натягом, после чего выравнивают и скрепляют болтами. Далее рассверливают отверстия под штифты большего диаметра (10 мм вместо 8 мм), после чего доводят заготовки до необходимых размеров, как это показано на чертеже.

Системы питания и зажигания нового двигателя изменены незначительно, поскольку хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации предыдущей модели. Внесены лишь некоторые изменения: крепление пускового бачка и коммутатора стало эластичным (это исключило их поломки от вибрации), а вместо шестивольтового генератора Г-427 установлен более мощный, двенадцативольтовый типа 43.3701.

Пусковое устройство. Опыт эксплуатации аэросаней выявил серьезный недостаток двигателя старой модели: иногда при «севшем» аккумуляторе приходилось запускать винт вручную. Конечно, это небезопасно.

Поэтому мы отказались от электростартера и сконструировали новое пусковое устройство — своеобразный «микропускач», использовав широко распространенный двигатель Д-6. Выбор этот не случаен: всякий владелец мопеда знает, что одним из достоинств «шестого» является легкость запуска на морозе. Остальные детали устройства сделали сами, а частично использовали от списанного стартера типа СТ-350. Последовательность запуска такая: сначала шнуром заводится Д-6, а затем основной двигатель. Система показала себя очень надежной и не давала сбоев даже при температуре ниже —20°.

В целом следует заметить, что конструкция двигателя не усложнилась, хотя деталей и стало больше. М-5 так же уравновешен, как и его предшественник, не перегревается, столь же прост в изготовлении. Все это позволило и дальше развивать примененную схему: «редуктор+модули=двигатель». Сейчас мы завершаем облегченный вариант мотора для одноместных спортивных аэросаней (на базе деталей от «Тулицы» и ПД-8). А на очереди — даже трехцилиндровая «звезда» мощностью 60 л. с.

Чертежи для печати (2 листа)

Источник: "Моделист-Конструктор" 1989, №8
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100