Архив журнала Моделист-Конструктор
ГРЕБЕМ НАЗАД ПЛЫВЕМ ВПЕРЕДМного лет я работал над передачей для обратного движения весла с целью пересадить гребца так, чтобы он стал впередсмотрящим, обращенным лицом в сторону движения лодки. Это важно для работников лодочных станций, рыбаков, охотников, туристов и других любителей отдыха на воде. Вариант изготовленных мной необычных весел получил авторское свидетельство № 529967.
Необычность предложенных весел в том, что они позволяют гребцу сидеть лицом в «сторону движения лодки: так удобнее держать курс, идти против волны, пробираться между препятствиями и, наконец, просто видеть разворачивающуюся впереди панораму.
В этом и особенность, и преимущество. Упрощенный подчеркиваю упрощенный вариант весел я и предлагаю вашему вниманию.
Кинематическая схема проста. Обычное весло разрезано на две части. Они шарнирно соединены так, что лопастная часть движется в ту же сторону, что и вальковая. Своеобразно развитая уключина снабжена фиксатором состояния весла: в момент работы он становится на предохранитель в положение «открыто», в свободном состоянии в положение «закрыто», соединяясь неподвижно с лопастной частью весла.
Для удобства транспортировки и хранения весла сделаны складными (умещаются в багажнике легкового автомобиля): на конце валька лопастной части для разборки предусмотрен быстродействующий зажим. И фиксатор и зажим обязательны. Отсутствие их приведет к неуправляемости и неработоспособности весел.
Шарнир представляет собой две цилиндрические обоймы Г-образную вертикальную и горизонтальную, соединенные центрирующими стержнями, передающими основное усилие и обеспечивающими положение рабочих плоскостей.
Вертикальная обойма закреплена в тубусе Г-образной, вальковой части шарнира перпендикулярно к оси весла, а горизонтальная установлена внутри направляющей трубы лопастной части весла. Направляющая труба и вертикальная цилиндрическая обойма углового шарнира имеют накладные пластинки с входящими внутрь язычками, которые соединяют шарнирный узел: первая с горизонтальной трубой, вторая с Г-образной частью шарнира.
В трубе, кроме того, сделан продольный вырез копир, куда входят два поводковых штифта, закрепленных на обойме уключины.
Вальковый рычаг шарнира в обойме уключины закреплен жестко, а другой, во второй обойме, может передвигаться вдоль ее оси. Обе обоймы хвостовиками вставляются в отверстия на концах коромысла уключины.
Сама уключина выполнена в виде Т-образной балки-коромысла, соединенной осью с двумя коническими штырями, вставляемыми в конические же отверстия металлического планширя лодки. Так как штыри входят в конические отверстия плотно и извлечь их трудно, то для снятия весел планширь на борту лодки снабжен рукояткой-выколоткой. Шарнир уключины позволяет изменять угол ее наклона, что облегчает подъем и опускание весла.
Рассмотрим, каким образом работает устройство.
Гребец, сидящий лицом вперед по ходу движения лодки, ставит фиксатор походного состояния весла на предохранителе в положение «открыто». Затем, приподнимая вальковую рукоятку рычага относительно оси качающейся уключины, опускает лопасть весла в воду и начинает гребок. Откидываясь корпусом, он тянет рукоятку валькового рычага на себя. Благодаря угловому шарниру усилие гребца передается на рычаг горизонтальной обоймы лопасть весла совершает рабочий ход. Отметим, что при этом направляющая труба несколько выдвигается из обоймы уключины, а затем двигается обратно. При этом поводковые штифты скользят по направляющим пазам копирам. Когда в конце гребка вальковая рукоятка опускается вниз, уключина изменяет угол наклона вокруг оси и лопасть выходит из воды. Отводя валек от себя, гребец заносит лопасть весла к носу лодки для нового гребка.
Следует отметить и другое при такой компоновке (под углом 90°) возрастает надежность разрезного весла в работе люфт практически отсутствует и составляет лишь допуск на скольжение; весло сразу, без рывка, плавно вступает в работу.
Весла прошли экспериментальную проверку и натурные испытания.
Даже при появлении некоторых механических потерь грести такими веслами легче, чем обычными. Но главное удобство маневрирования: существенно упрощается работа гребца, плавание на лодке становится более безопасным.
В. МАТОНИН, Ленинград
|
Шарнирный узел: 1 валек весла, 2 рычаг вальковой части шарнира, 3 обойма уключины (с жестким креплением рычага 2 и валька 1), 4 вертикальная цилиндрическая обойма углового шарнира, 5 центрирующие стержни шарнира, 6 накладные пластины с язычками для соединения шарнирного узла с обоймами, 7 рычаг лопастной части шарнира, 8 обойма уключины (со скользящим креплением рычага 7), 9 поводковые штыри направляющего паза рычага лопастной части, 10 направляющий паз рычага, 11 усиливающая вставка рычага (дерево, полимер), 12 зажимной разрез рычага, 13 быстродействующий зажим, 14 лопастная часть весла, 15 фиксатор весла, 16 коромысло уключины, 17 ось уключины, 18 конические штыри уключины, 19 горизонтальная цилиндрическая обойма углового шарнира. А планширь лодки под штыри уключины с рукояткой-выколоткой.
Чертежи для печати
|