Архив журнала Моделист-Конструктор
ВЕЗДЕХОД ДЛЯ ЗИМЫ И ДЛЯ ЛЕТАУниверсальное мототранспортное средство, которое я разработал, предназначено для передвижения по любым дорогам и лесным тропам; к тому же оно может буксировать за собой прицеп массой до 250 кг. Машина эксплуатируется вот уже три года, но замечаний по устройству, управляемости и надежности у меня не было.
В зимнее время ее несложно переоборудовать, заменив задние колеса на пневматики и установив спереди рулевую лыжу; машина таким образом превращается в снегоход, причем на трансформацию требуется менее часа. Использование при изготовлении вездехода доступных материалов, простота конструкции вполне могут обеспечить повторяемость машины даже в условиях домашней мастерской.
Рама МТС изготовлена из труб круглого сечения, квадратных профилей и уголков. Ее особенностью являются разъемные соединения, позволяющие снимать узел рулевой колонки при установке двигателя, а также балку переднего моста. Каждый из разъемов состоит из обычной «водопроводной» муфты, сгона и контргайки.
Для натяжения цепи, связывающей двигатель с редуктором, моторная рама (часть рамы мотоцикла «Минск») передвигается; ось задних колес с подшипниками также имеет возможность перемещаться в продольном направлении, что позволяет регулировать натяжение второй цепи, соединяющей редуктор с задней осью. Передние и задние крылья съемные (в варианте снегохода они отсутствуют). Стыковка элементов рамы производилась электросваркой.
Двигатель мототранспортного средства от мотоцикла «Минск», замечаний к его работе у меня нет. Возможна, конечно, установка более мощных двигателей от мотоцикла «Восход» или мотороллера «Тула»; необходимо только скорректировать под них размеры рамы. Выбор же «минского» двигателя был обусловлен его экономичностью и малой массой. Мощность его оказалась вполне достаточной для поездок на снегоходе с пассажиром, возможна также буксировка лыжника или саней. Пусковые свойства мотора и летом и зимой вполне удовлетворительные.
Путевое управление летнего варианта мототранспортного средства обеспечивается поворотом передних колес с помощью двух тяг; для зимнего варианта предусмотрен рычаг и тяга, соединяющая его с вилкой лыжи. Последняя позаимствована от мопеда. Передний мост от мотоколяски СЗД, правда, несколько уменьшенный: из его балок вырезаны участки и центральные части (с болтом крепления торсиона) сварены с периферийными (с втулками рычагов подвески). В зимнем варианте рычаги, поворотные кулаки, тяги и торсионы демонтируются.
Руль от мотороллера «Турист», он отлично стыкуется с рулевым валом болтом М10. Органы управления стандартные, мотоциклетные. Рычаг тормоза связан тросом с тормозными колодками, установленными на редукторе.
Редуктор. Его основой стала ступица заднего колеса мотороллера «Тула-200», к которой со стороны тормозного барабана приварена звездочка. Привод задней оси осуществляется цепью с шагом 19 мм. Трансмиссионный тормоз позволяет существенно упростить конструкцию задней оси. Звездочка на оси фиксируется болтом М14, аналогично крепятся ступицы ходовых колес, как это показано на чертежах. В качестве основы редуктора можно использовать не только ступицу колеса «Туриста», но и других мотосредств.
Ось ведущих колес это пруток диаметром 30 мм; концы его проточены до Ø25 мм, на эти места надеты точеные ступицы. Колеса используются от мотоколяски размером 5,00X10,0. Зимние колеса обычной для пневмоходов на шинах низкого давления конструкции: с фанерными дисками, алюминиевыми ложементами и креплением камеры ремнями. Подшипники оси двухрядные, они имеют конусные вставки с гайками, которые хорошо фиксируют ось и не требуют высокой точности обработки.
Дополнительное оборудование. К нему можно отнести передний и задний багажники, фары, световые сигналы поворота и стоп-сигналы; места их крепления показаны на рисунках.
Конструкция вездехода проста, сделать его можно буквально за несколько дней в достаточно примитивной мастерской разумеется, если в наличии есть все комплектующие узлы. А возможности использования такой машины самые широкие: в качестве лебедки при вспашке огорода, для привода дисковой пилы, как простейший садовый трактор (отличная проходимость по пашне, поэтому возможна культивация, окучивание и т. п.). К тому же можно повысить проходимость, установив спаренные задние колеса. Можно также смонтировать реверс-редуктор от мотоколяски СЗА, в котором дифференциал заменен валом, и тогда вездеход получит заднюю передачу. Износ резины из-за отсутствия дифференциала не наблюдается, и на управляемости это не сказывается.
К. ДАВЫДОВ, Оренбургская обл., хутор Степановский
|
Рис. 1. Универсальное четерыхколесное мототранспортное средство. Внизу — зимний трехопорный вариант с двумя пневматиками низкого давления и передней управляемой лыжей. |
Рис. 2 Рама: 1 рулевой вал, 2 рулевая колонка, 3 топливный бак (от мотоцикла «Минск»), 4 верхняя балка рамы (труба Ø22 мм), 5 разъем (водопроводная муфта с контргайкой), 6 стойка (труба Ø22 мм), 7 подседельная дуга (труба Ø22 мм), 8 подушка сиденья (от мотоцикла «Минск»), 9 задняя стойка (труба Ø22 мм), 10 буксирное устройство, 11 звездочка задней оси (z=34), 12 малая промежуточная звездочка (z=14), 13 большая промежуточная звездочка (z=38), 14 моторама (часть рамы мотоцикла «Минск»), 15 подножка, 16 узлы крепления переднего моста, 17 рулевой рычаг, 18 опорная площадка крепления заднего моста, 19 разъем (водопроводная муфта с контргайкой), 20 подшипниковый корпус задней оси. На плановой проекции моторама условно не показана. |
Рис. 3. Опорная площадка крепления заднего моста: 1 трос тормозного устройства, 2 трансмиссионное тормозное устройство с блоком промежуточных звездочек, 3 большая промежуточная звездочка (z=38), 4 звездочка задней оси (z=34), 5 задняя поперечина рамы (прямоугольная труба 20X40 мм), 6 опора подшипникового корпуса задней оси (уголок 40X40 мм), 7 полупоперечина (квадратная труба 25X25 мм), 8 малая промежуточная звездочка (z= = 14), 9 лонжерон рамы (труба Ø42 мм). Рис. 4. Задний мост: 1,5 стопорные болты М 14 с гайками, 2 ступица, 3 звездочка (z=34), 4 втулка звездочки заднего моста, 6 вал заднего моста (пруток Ø30 мм), 7 заклепка.
Рис. 6. Конструкция колесных ступиц: 1 ступица, 2 заклепка, 3 болт М10 с гайкой и шайбой, 4 ступица заднего моста, 6,8 колесные диски (фанера толщиной 8 мм), 7 ложемент.
Рис. 7. Передняя вилка: 1 втулка под ось передней лыжи, 2 перо вилки, 3 рулевой рычаг, 4 мостик вилки.
Рис. 8. Передняя лыжа: 1 скоба. 2 лонжерон (уголок 20X20 мм), 3 подошва (дюралюминиевый лист толщиной 4 мм), 4 кронштейн (дюралюминиевый лист толщиной 5 мм). 5 заклепки.
Чертежи для печати
|