Самодельный микротрактор "МАЛЫШ" ПРОКЛАДЫВАЕТ БОРОЗДУ
Из семейства микротракторов, разработанных студентами Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства, самый простой и доступный для самостоятельного изготовления - мотоблок «Малыш» (ХИМЭСХ-2): в нем максимально использованы узлы и детали техники, выпускаемой промышленностью.
Это малогабаритная двухколесная машина, управляемая идущим за нею оператором. Большой набор сменных прицепных и навесных орудий делает мотоблок универсальным позволяет использовать его для вспашки, боронования, культивации, окучивания и других операций по обработке почвы, уходу за растениями, а в сцепке с одноосной тележкой - и как транспортное средство для перевозки различных хозяйственных грузов. В последнем случае оператор становится водителем и размещается на подрессоренном сиденье спереди тележки.
Благодаря перечисленным свойствам мотоблок может быть применен не только в личном хозяйстве, но и для механизации трудоемких процессов в растениеводстве, особенно в овощеводстве и на опытных участках селекционных станций, а также в животноводстве и тепличном хозяйстве.
Основными узлами конструкции «Малыша» являются двигатель ВП-150М, трансмиссия, система отбора мощности, ходовая часть, система управления и прицепное устройство, скомпонованные на прямоугольной раме из швеллера.
Из моторов, выпускаемых промышленностью для техники, находящейся в личном пользовании, наиболее подходящим для мотоблока оказался двигатель ВП-150М от мотороллера «Электрон» мощностью 7,5 л. с. (5,5 кВт). Он одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный; имеет компактную встроенную коробку передач и муфту сцепления; у него электронное зажигание. Не менее важно и то, что мотор оснащен центробежным вентилятором, в то время как при использовании других двигателей самодеятельным конструкторам приходится кустарно решать вопросы принудительного охлаждения.
На случай использования других моторов приведем для сравнения основные данные по двигателю ВП-150М. Передача крутящего момента к коробке передач осуществляется косозубой парой шестерен с передаточным числом 3,045. Сама коробка передач трехступенчатая, с шестернями постоянного зацепления. Передаточные числа по ступеням: у первой передачи - 4,883, у второй - 2,888, у третьей - 1,800. Так как двигатель и коробка передач выполнены в одном моноблоке, описание их не приводится. Нет и особых требований по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя в комплекте с муфтой сцепления и коробкой передач: они регламентируются рекомендациями завода-изготовителя.
Трансмиссия мотоблока механическая, шестеренчато-цепная. Она состоит из серийного дифференциала с реверсом (от грузового мотороллера «Муравей»), промежуточного вала, двух конечных передач и механизма блокировки колес. Промежуточный вал одновременно служит для отбора мощности для навесных орудий.
Крутящий момент передается от двигателя на промежуточный вал цепью с шагом 12,75; с него на дифференциал - цепью с шагом 15,875 мм и далее снова цепями конечных передач с шагом 15,875 мм - на ведущие колеса. Звездочка Z1 принадлежит двигателю, Z4 находится в комплекте с дифференциалом, a Z2 и Z3 - от мотоцикла «Восход».
Промежуточный вал изготовлен из стали 40 и установлен в двух шарикоподшипниках № 180205. Фланцевые корпуса для них можно использовать стандартные, от списанных сельхозмашин; крепление - к боковым щекам кожуха трансмиссии. Диаметры посадочных мест вала выбраны по размерам ступиц звездочек, а длина - в зависимости от ширины кожуха трансмиссии плюс некоторый запас с тем, чтобы на него с правой стороны можно было установить двухручьевой приводной шкив диаметром 100-120 мм.
Рама мотоблока может быть сварена из имеющихся под рукой подходящих профилей; в «Малыше» для продольных ее лонжеронов использован швеллер № 6, а для поперечных - № 8. Снизу к горизонтальным лонжеронам рамы и к кронштейнам болтами крепятся корпуса подшипников полуосей. Здесь ставятся подшипники № 180207 - по два на полуось; корпуса к них лучше подобрать стандартные, со списанных сельхозмашин. Установка их на кронштейны должна быть выполнена особенно тщательно: следует как можно точнее выдержать соосность колес и перпендикулярность полуосей относительно продольной оси рамы. Для разметки отверстий под крепление корпусов с подшипниками насаживаем их на целиковую ось-оправку, которая впоследствии будет распилена на две полуоси. Показателем правильности установки корпусов будет свободное вращение оправки в подшипниках полуосей.
Затем к раме в ее задней части привариваются уголки 25X25 мм, к которым привинчивается кожух трансмиссии, изготовленный из стального листа толщиной 5-6 мм. Он служит основанием для установки промежуточного вала, дифференциала и механизма управления. Задняя сторона кожуха имеет съемную крышку; передняя - кронштейн для крепления топливного бака.
В передней части рамы изнутри привариваются уголки - кронштейн под двигатель с вентилятором принудительного охлаждения.
Ось (или полуоси) изготавливается из качественной стали, ее размеры могут уточняться в зависимости от имеющихся подшипников и размеров ступиц колес. С внутренней стороны на полуоси насаживаются две полумуфты. Правая из них свободно перемещается на квадрате и с помощью рычага, установленного на штанге управления, вводится в зацепление с левой полумуфтой, обеспечивая жесткое соединение полуосей - блокировку колес.
Устройство органов управления понятно из рисунков. Штанги ручек соединены с траверсой зажимным шарниром, что позволяет регулировать высоту расположения ручек, подгоняя ее под рост оператора. Кроме того, сама траверса может поворачиваться на 180° или на необходимый промежуточный угол, что создает дополнительные удобства при управлении мотоблоком во время работы.
В. ВИННИК, М. КАРЕВА, Д. ТКАЧЕНКО, г. Харьков
|