И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ...

Микротракторы и мотоблоки прочно входят в быт. Отныне они незаменимые наши помощники в саду, огороде, на покосе.

Но вот что любопытно. С расширением круга работ на приусадебном участке, механизируемых теми или иными средствами, нередко приходится сталкиваться с проблемой накопления на подворье множества... двигателей — микротракторов и мотоблоков, мотофрез и мотокосилок, дисковых пил и водяных насосов.

Это, во-первых, материальные затраты. Любой из перечисленных агрегатов недешев, требует топлива или электроэнергии. Во-вторых, значительна потеря времени при уходе и ремонте. В-третьих, необходимо много места для хранения.

Рационально ли это? Думается, нет. Более подходящий путь, на наш взгляд, избирают те, кто стремится механизировать труд с помощью мотосредств, построенных по модульному принципу — одно механическое «сердце» на несколько агрегатов.

Сегодня мы предлагаем познакомиться с конструкцией микротрактора нашего читателя из Краснодарского края А. Кошкина, главное достоинство которой — универсальность.

Его мини-трактор и приспособления, которыми он оснащен, во многом сходны с теми, что в разное время публиковались на страницах «М-К». Поэтому не приводим подробных чертежей отдельных узлов — только описание. Представляет интерес сама концепция универсального средства малой механизации сельскохозяйственных работ.

* * *

Скажу сразу: с появлением универсального микротрактора отдыхать я стал больше. Приспособления, которыми я его оснастил, экономят много времени. Но об этом потом, сначала о самой машине.

Компоновка ее традиционная — С задним ведущим мостом и передними рулевыми колесами. Описание и чертежи подобных не раз встречались в «М-К».

В качестве силового агрегата применен двигатель ЗИД-4,5. Крутящий момент от него через муфту сцепления и коробку передач (обе они от автомобиля ГАЗ-51) поступает на раздаточный механизм, от него на вал отбора мощности и на задний мост, полностью взятый от «Москвича-401».

В отличие от заднего передний мост самодельный. Установленный шарнирно (это видно на рисунке), он неплохо отслеживает неровности почвы. Колеса Ø500 и 740 мм — от списанной сельхозтехники.

Габариты микротрактора: длина 2200, ширина 1360, высота 1680 мм. Вес с тележкой 750 кгс. Максимальная скорость 25 км/ч.

Теперь о главном, о том, что с его помощью можно делать: перевозить в тележке до 80 кг груза, пахать и бороновать прицепными орудиями. Но это на больших земельных участках. Если же делянка маленькая, мы с сыном оставляем трактор на дороге, навешиваем на него сзади лебедку с храповой муфтой, относим трос на противоположный конец делянки и прицепляем ручной одноколесный плуг. Сын включает и выключает лебедку, а я пашу, бороную или окучиваю — в зависимости от навесного агрегата. Таким образом мы обрабатываем участок даже через забор.

На трактор можно также навесить дисковую пилу, насос для полива или мельницу-крупорушку. Все они приводятся в движение цепью от небольшого токарного патрона (в нем зажата звездочка), который расположен над задним мостом и соединен с валом отбора мощности ременной передачей. Если пилу или мельницу вдруг заклинит, ремень пробуксует и предохранит агрегат от поломки.

Вместо звездочки в токарный патрон можно зажать сверло, фрезу или ось наждачного круга — вот вам еще примеры операций, которые выполняются с помощью двигателя микротрактора: сверление, фрезерование и точение.

Словом, я доволен своим универсалом!

ОТ РЕДАКЦИИ. Двигатель ЗИД-4,5 редко встречается в конструкциях самодельщиков, хотя предназначен как раз для установки на самоходные сельхозмашины. Может быть, он просто неизвестен широкому кругу любителей конструирования? Во всяком случав, для тех, кого ЗИД-4,5 заинтересует, приводим его основные данные: карбюраторный, четырехтактный, одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением и рабочим объемом цилиндра 250 см3; степень сжатия — 5,3; номинальная мощность — 4,5 л. с.; число оборотов коленчатого вала при этой мощности не более 2000 об/мин; ЗИД-4,5 оснащен встроенным редуктором, вал которого вращается со скоростью 333 об/мин на первой передаче и со скоростью 687 об/мин — на второй. Расход топлива 1,5 кг/ч. Система зажигания с маховичным магнето, запуск — шнуром или пусковой рукояткой, габаритные размеры: 615X490X678 мм; вес сухого двигателя 65 кгс.

Выпускается ЗИД-4,5 Уфимским моторостроительным производственным объединением.



Схема агрегатирования: 1 — токарный патрон привода, 2 — инструменты (сверло, фреза, наждачный круг), 3 — дисковая пила, 4 — лебедка с храповой муфтой, 5 — водяной насос, 6 — мельница-крупорушка, 7 — окучник, 8 — ручной одноколесный плуг, 9 — борона.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1985, №12
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100