Архив журнала Моделист-Конструктор
МАЛ, ДА УДАЛ!Мотоблок самостоятельной постройки стремятся сделать наиболее универсальным. Это и понятно: ему предстоит выполнять самые разнообразные сельскохозяйственные операции. Однако создать конструкцию, наиболее оптимальную для любой работы в подсобном хозяйстве, совсем непросто. Так, мощный, тяжелый мотоплуг, как правило, слишком широк и неповоротлив в междурядье, а юркому мотокультиватору не одолеть вспашки плотной земли.
Одно из решений этой проблемы предлагает наш читатель из Краснодарского края В. Яковлев. Его компактный одноколесный мотоблок поможет в обработке грядок, не повредит близко посаженные растения, а при необходимости всего за 10 минут превратится в двухколесный мотоплуг.
* * *
Основное назначение моего мотоблока междурядная обработка во многом определило особенности его конструкции. Он должен быть маневренным, компактным, шириной не более 250 мм. А так как земельный участок расположен довольно далеко от дома, хотелось сделать мотоблок легким. Однако, понимая, что для глубокой культивации легкой машине не хватит сцепления с грунтом, предусмотрел возможность быстрой замены одного колеса двумя.
Кинематическую схему выбрал, пожалуй, наиболее распространенную двухступенчатую цепную передачу! двигатель промежуточный вал ведущее колесо.
Сваренная из стальных уголков 32X32 мм рама представляет собой жесткую ферму. К поперечным уголкам верхнего каркаса крепится двигатель от бензопилы «Дружба» с редуктором. Перед ним на кронштейне из уголка 15X15 мм небольшой топливный бак, а на передних вертикальных угловых стойках рамы опоры промежуточного вала. Корпуса подшипников ходового вала устанавливаются на болтах под продольными уголками нижнего каркаса. А его задняя поперечина из стального стержня квадратного сечения служит для навески рабочих орудий.
Одноколесная компоновка предъявляет повышенные требования к точности размещения узлов на раме. Так, общий центр тяжести должен располагаться точно над опорной поверхностью колеса. Поэтому несколько смещенный за ось колеса двигатель уравновешивается дополнительным грузом металлическим брусом, подвешенным в передней части рамы.
Ручки управления изготовлены из стальных труб 0 28 мм и соединены для жесткости перекладиной.
В первой ступени цепной передачи используются звездочки от мопеда. Малой с Z=14 заменяется звездочка протяжки пилы двигателя, а большая Z=41 крепится на промежуточном валу. Колесная цепная передача цепью с шагом 19,05 мм также понижающая: от ведущей звездочки промежуточного вала Z=10 к колесной с Z=36.
Промежуточный вал стальной стержень Ø30 мм, опирающийся своими хвостовиками в подшипники № 60204, Ступицы обеих звездочек жестко зафиксированы на нем стопорными болтами.
Ведущим колесом в одноколесном варианте служит обрезиненный каток от серийного культиватора. На нем параллельно оси закреплены 12 грунтозацепов из уголка 20X20 мм длиной 90 мм.
Ступицы колеса и звездочки фиксируются на своей оси радиальными болтами, и потому узел может быть легко разобран для замены на двухколесный. Колеса в этом варианте используются другие: металлические, штампованные, от сельхозтехники. Грунтозацепы к ним из стальных уголков 25X25 мм и длиной 100мм можно приварить «елочкой» по 16 штук на каждое. Звездочка на ведущем валу Крепится таким же образом и на том же месте, как и в одноколесном варианте. А колеса с помощью шпонок и стопорных болтов на его хвостовиках. Подшипники ведущего вала, установленные в закрытых корпусах, надежно защищены от грязи войлочными уплотнениями. Колея мотоблока с двумя колесами определяется величиной ведущего вала и может легко изменяться. В одноколесном же варианте самой широкой частью машины оказалась рама всего 225 мм. Это позволило изготовить и эффективно применять целый комплект вспомогательного навесного оборудования для обработки грядок. Мотоблок может бороновать после вспашки, прокладывать борозды различной глубины, окучивать грядки, рыхлить узкими граблями, подкапывать, проводить различные виды культивации и даже сеять и вносить удобрения на определенную глубину.
|
Общий вид одноколесного мотоплуга: 1 ручки, 2 двигатель, 3 топливный бак, 4 промежуточный вал, 5 противовес, 6 рама, 7 корпус подшипника, 8 колесо, 9 кронштейн для навесных орудий, 10 лапа культиватора. |
Промежуточный вал: 1 корпус подшипника, 2 ведущая звездочка Z1=10, 3 стопор-вый болт М6, 4 промежуточный вал, 5 фиксирующий болт М10, 6 ведомая звездочка Z2=41, 7 подшипник № 60204.
Ведущее колесо (одноколесный вариант): 1 ступица колеса, 2 ведущий вал, 3 гайка фиксирующего болта (приварена к ступице), 4 фиксирующий болт М10, 5 крышка корпуса, 6 корпус подшипника, 7 элементы крепления колеса к ступице, 8 колесная звездочка Z4=36. 9 болт крепления грунтозацепа М6Х70, 10 обрезиненное колесо, 11 грунтозацеп.
Ведущая ось (двухколесный вариант): 1 грунтозацепы, 2 колесо, 3 ведущий вал, 4 шпонка, 5 крышка корпуса подшипника с фетровым уплотнением; остальные детали с одноколесного варианта.
Кинематическая схема трансмиссии: 1 двигатель, 2 редуктор (1-3), 3 ведущая звездочка Z1=14 от мопеда, 4 цепь, 5 промежуточный вал, 6 ведомая звездочка промежуточного вала Z2=41 от мопеда, 7 ведущая звездочка промежуточного вала Z3=10, шаг 19,05 мм, 8 колесо, 9 колесная звездочка Z4=36. шаг 19,05 мм.
Чертежи для печати
|