ЧТО МОЖЕТ МОТОПЛУГ

В одном из выпусков передачи Центрального телевидения «Это вы можете» телезрители познакомились с самодеятельным конструктором Олегом Андреевичем Остапенко. Мы уже привыкли к тому, что «ЭВМ» представляет нам людей, чье техническое творчество неизменно вызывает интерес, удивляет неожиданностью решений тех или иных конструкторских проблем. Но и они, как правило, демонстрируют не больше одной-двух разработок. Остапенко же не просто удивил, а поразил широтой своих увлечений. Он автор двух оригинальных мини-буксиров, вездехода-амфибии, «лесного» мотоцикла и даже дискосамолета. В нашей «Фотопанораме» (см. «М-К» №1 за 1986 год) мы кратко рассказали об успехах в техническом творчестве этого удивительного человека. Сегодня предлагаем читателям познакомиться с описанием и чертежами одной из наиболее популярных конструкций О. Остапенко — мини-буксира.

* * *

Мотоблоки обычно строят, исходя из желания облегчить труд прежде всего на огороде. Отсюда и конструктивные решения, учитывающие агрегатирование с различного рода плугами, культиваторами, боронами и другими почвообрабатывающими орудиями.

Я же задумывал свой мотоблок для механизации работ, связанных с перемещением грузов на небольшое расстояние и на местности, изобилующей склонами. Не скажу, что он выглядит необычно. Комбинацию мотоблок-тележка конструкторы-любители используют широко. Однако есть в моей машине особенности. О них хотелось бы рассказать.

Мой мотоблок представляет собой компактный двухколесный буксир, шарнирно сочлененный с грузовой платформой. Управляется с помощью рулевой штанги, которую водитель держит, двигаясь пешком или разместившись на подрессоренном сиденье.

Конструкция буксира проста и подчинена задачам, которые он выполняет. Основная — везти тележку (платформу). Поэтому колеса (от мотороллера) сблокированы — диски их жестко соединены четырьмя болтами. Между дисками зажаты две массивные шайбы: они предназначены для увеличения веса буксира, что улучшает сцепление его колес с почвой. В левой шайбе, приваренной к ступице блока, сделана проточка — сюда посажено кольцо, несущее два важных элемента конструкции буксира: катушку лебедки со стальным тросом Ø5 мм и длиной около 50 м и ведомую звездочку (45 зубьев), приклепанную двенадцатью штифтами-заклепками. Кольцо свободно вращается на шайбе — при этом ходовая часть отсоединена от двигателя, и мотоблок можно перемещать, подталкивая его, скажем, к грузу. Но стоит повернуть рукоятку внутри правого по ходу машины колеса (на чертеже слева), как подпружиненный стержень стопора войдет в отверстие в кольце и сблокирует колеса с двигателем.

К левому диску приварен тормозной барабан от мотороллера.

Лебедка предназначена для преодоления крутых подъемов, когда сцепление колес с грунтом недостаточное. Трос разматывают, относят к месту, куда необходимо доставить груз, и крепят крюком к дереву. Вращаясь вместе с колесами, катушка наматывает трос, и мотоблок сам себя затаскивает на склон.

Предусмотрено и еще одно средство повышения тяговых характеристик буксира — блок из металлических колес с уголковыми грунтозацелами (они хорошо видны на рисунке 1). Конструкция его — с такими же шайбами, ступицей, кольцом, звездочкой (но без лебедки).

В качестве силового агрегата использован малогабаритный двигатель бензопилы «Дружба-4» мощностью 4 л. с. У него автоматическое сцепление центробежного типа, включающееся при увеличении оборотов коленвала.

Двигатель подсоединен к корпусу понижающего редуктора (1:16). Картер последнего герметизирован сальниками, заполнен гипоидным маслом и снабжен фланцем (у первичного вала), аналогичным фланцу подсоединения двигателя к бензопиле.

Редуктор прикреплен к раме буксира в трех точках: к П-образной перекладине и переднему кронштейну. Его выходная звездочка находится над ведомой звездочкой колесного блока и соединена с нею цепью.

С противоположного от двигателя хвостовика первичного вала редуктора, закрытого съемной крышкой, можно снимать мощность для привода косилки, циркулярной пилы или насоса — для закачки воды в перевозимый бак емкостью 250 л.

Бах склепан из алюминиевых листов и уголков, герметизирован и снабжен откидной крышкой. Он крепится к тележке четырьмя болтами: двумя — на стойках рамы, двумя — на трубе колес. Бак установлен наклонно для того, чтобы передняя стенка образовывала со стойками и лонжеронами замкнутый силовой треугольник, так как других специальных элементов, усиливающих раму, нет.

Рама тележки сварена из труб прямоугольного сечения. Сзади к законцовкам лонжеронов крепится труба колес, а к задней поперечине на особом кронштейне — стальная полоса толщиной 10 мм с сиденьем водителя, подножками и болтами-упорами регулировки высоты сиденья.

Спереди к стойкам параллельно друг другу приварены две фигурно изогнутые трубы Ø25 мм с кронштейнами крепления поворотного узла буксира.

Поворотный узел представляет собой конструкцию, сваренную из труб и полосовых элементов. К раме буксира он крепится в трех точках: к П-образной перекладине и переднему кронштейну.

Поворотная втулка принадлежит к числу самых нагруженных деталей. Она связана с трубами узла широкой стальной полосой и несет в себе два шарикоподшипника: в верхнем гнезде — радиально-упорный (№ 446203), в нижнем — радиальный (№ 203). В них вставлена ось-шпилька с буртиком для опоры на внутреннее кольцо радиально-упорного подшипника. Двумя горизонтальными серьгами ось-шпилька соединена с кронштейнами изогнутых труб тележки.

Трубы поворотного узла заканчиваются скобой крепления к раме буксира (внизу) и поперечной трубкой рулевой штанги (вверху). Торцы поперечной трубки имеют резьбу, а к середине ее приварена качалка штока пружинного амортизатора рулевой штанги. Последняя предназначена для управления мотоблоком и оборудована всеми необходимыми рычагами и механизмами. К поперечной трубке она подвешивается рогачом с подшипниками № 201. К рогачу приварена собственно штанга с амортизатором, настроенным на вес всех элементов управления, чтобы водитель не ощущал их тяжести.

Конец штанги снабжен зажимной шайбой и винтом регулировки длины под рост водителя. Рычаги газа и тормоза расположены на перекладине.

Рама буксира, пожалуй, самый простой по конструкции узел всей машины. Она сварена из трех стальных полосовых деталей и двух болтов М16Х2. Передний кронштейн имеет три отверстия для подсоединения дуги поворотного узла и редуктора. Последние два продолговатые, служат для натяжения цепи.

П-образная перекладина несет болты и пружины крепления редуктора и скобы поворотного узла. Она приварена к поясу рамы, в котором просверлен ряд отверстий для болта фиксации тормозного диска, оси колесного блока и навески сменных рабочих органов. Последние используются в случае, когда буксир переоборудуют для обработки почвы в огороде. Кроме доставки воды и обработки почвы, мотоблок можно применять также для выкорчевывания пней, уборки с полей валунов. Необходимо только в тележке удалить средний лонжерон и поставить треножник с лебедкой и грейфером. Накатив мотоблок на валун, захватывают его грейфером, поднимают. Подложив решетку или деревянные бруски, кладут на них валун и отвозят на край поля.

О. ОСТАПЕНКО, г. Винница



Рис. 1. Общий вид мотоблока: 1 — тележка, 2 — колесный блок, 3 — ось блока, 4 — тормозной барабан, 5 — рама буксира, в — цепь, 7 — редуктор, 8 — крышка вала отбора мощности, 9 — дуга поворотного узла, 10 — двигатель, 11 — топливный бак, 12 — ось-шпилька поворотного узла, 13 — поворотный узел, 14 — амортизатор, 15 — болт крепления трубы колес, 16 — труба колес, 17 — рулевая штанга, 18 — рычаг газа, 19 — рычаг тормоза, 20 — сиденье, 21 — рессора, 22 — подножка.



Рис. 2. Конструкция тележки: 1 — стойка, 2. 3 — фигурные трубы, 4 — кронштейн, 5 — передняя поперечина. 6 — лонжероны, 7 — задняя поперечина, 8 — рессора, 9, 12 — болты-упоры регулировки высоты сиденья, 10 — скоба, 11 — законцовка лонжерона.

Рис. 3. Поворотный узел: 1 — дуга, 2 — кронштейн поворотной втулки, 3 — поворотная втулка, 4 — качалка, 5 — поперечная трубка рулевой штанги, 6 — труба поворотного узла, 7 — скоба, 8 — распорка.

Рис. 4. Рама буксира: 1 — передний кронштейн, 2 — пояс, 3 — П-образная перекладина, 4 — болты М16Х2.

Рис. 5. Устройство колесного блока: 1 — ступица, 2 — болт М10Х1.25 (4 шт.), 3 — рукоятка стопора, 4, 10 — диски колес, 5 — стержень стопора, 6 — катушка лебедки, 7 — трос, 8 — штифт-заклепка, 9 — ведомая звездочка, 11 — тормозной барабан, 12, 14 — шайбы, 13 — кольцо.

Рис. 6. Рулевая штанга: 1 — подшипники № 201. 2 — амортизатор, 3 — рогач, 4 — штанга, 5 — винт регулировки длины штанги, 6 — зажимная гайка, 7 — шток 8 — тросик рычага газа, 9 — тросик рычага тормоза, 10 — рукоятка.



Рис. 7. Применение мотоблока на вывозе валунов: 1, 2, 3 — последовательность операций.

Рис. 8. Буксир с плугом: 1 — рулевая штанга, 2 — дополнительный упор, 3 — плуг, 4 — носитель плуга, 5 — колесный блок, 6 — двигатель, 7 — рама буксира. 8 — багажник, 9 — колесо багажника.

Рис. 9. Носитель плуга: 1 — дуга, 2 — перекладина, 3 — балка. 4 — болт-упор точной регулировки угла установки плуга.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №4
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100