Архив журнала Моделист-Конструктор
ЧТО МОЖЕТ МОТОПЛУГВ одном из выпусков передачи Центрального телевидения «Это вы можете» телезрители познакомились с самодеятельным конструктором Олегом Андреевичем Остапенко. Мы уже привыкли к тому, что «ЭВМ» представляет нам людей, чье техническое творчество неизменно вызывает интерес, удивляет неожиданностью решений тех или иных конструкторских проблем. Но и они, как правило, демонстрируют не больше одной-двух разработок. Остапенко же не просто удивил, а поразил широтой своих увлечений. Он автор двух оригинальных мини-буксиров, вездехода-амфибии, «лесного» мотоцикла и даже дискосамолета. В нашей «Фотопанораме» (см. «М-К» №1 за 1986 год) мы кратко рассказали об успехах в техническом творчестве этого удивительного человека. Сегодня предлагаем читателям познакомиться с описанием и чертежами одной из наиболее популярных конструкций О. Остапенко мини-буксира.
* * *
Мотоблоки обычно строят, исходя из желания облегчить труд прежде всего на огороде. Отсюда и конструктивные решения, учитывающие агрегатирование с различного рода плугами, культиваторами, боронами и другими почвообрабатывающими орудиями.
Я же задумывал свой мотоблок для механизации работ, связанных с перемещением грузов на небольшое расстояние и на местности, изобилующей склонами. Не скажу, что он выглядит необычно. Комбинацию мотоблок-тележка конструкторы-любители используют широко. Однако есть в моей машине особенности. О них хотелось бы рассказать.
Мой мотоблок представляет собой компактный двухколесный буксир, шарнирно сочлененный с грузовой платформой. Управляется с помощью рулевой штанги, которую водитель держит, двигаясь пешком или разместившись на подрессоренном сиденье.
Конструкция буксира проста и подчинена задачам, которые он выполняет. Основная везти тележку (платформу). Поэтому колеса (от мотороллера) сблокированы диски их жестко соединены четырьмя болтами. Между дисками зажаты две массивные шайбы: они предназначены для увеличения веса буксира, что улучшает сцепление его колес с почвой. В левой шайбе, приваренной к ступице блока, сделана проточка сюда посажено кольцо, несущее два важных элемента конструкции буксира: катушку лебедки со стальным тросом Ø5 мм и длиной около 50 м и ведомую звездочку (45 зубьев), приклепанную двенадцатью штифтами-заклепками. Кольцо свободно вращается на шайбе при этом ходовая часть отсоединена от двигателя, и мотоблок можно перемещать, подталкивая его, скажем, к грузу. Но стоит повернуть рукоятку внутри правого по ходу машины колеса (на чертеже слева), как подпружиненный стержень стопора войдет в отверстие в кольце и сблокирует колеса с двигателем.
К левому диску приварен тормозной барабан от мотороллера.
Лебедка предназначена для преодоления крутых подъемов, когда сцепление колес с грунтом недостаточное. Трос разматывают, относят к месту, куда необходимо доставить груз, и крепят крюком к дереву. Вращаясь вместе с колесами, катушка наматывает трос, и мотоблок сам себя затаскивает на склон.
Предусмотрено и еще одно средство повышения тяговых характеристик буксира блок из металлических колес с уголковыми грунтозацелами (они хорошо видны на рисунке 1). Конструкция его с такими же шайбами, ступицей, кольцом, звездочкой (но без лебедки).
В качестве силового агрегата использован малогабаритный двигатель бензопилы «Дружба-4» мощностью 4 л. с. У него автоматическое сцепление центробежного типа, включающееся при увеличении оборотов коленвала.
Двигатель подсоединен к корпусу понижающего редуктора (1:16). Картер последнего герметизирован сальниками, заполнен гипоидным маслом и снабжен фланцем (у первичного вала), аналогичным фланцу подсоединения двигателя к бензопиле.
Редуктор прикреплен к раме буксира в трех точках: к П-образной перекладине и переднему кронштейну. Его выходная звездочка находится над ведомой звездочкой колесного блока и соединена с нею цепью.
С противоположного от двигателя хвостовика первичного вала редуктора, закрытого съемной крышкой, можно снимать мощность для привода косилки, циркулярной пилы или насоса для закачки воды в перевозимый бак емкостью 250 л.
Бах склепан из алюминиевых листов и уголков, герметизирован и снабжен откидной крышкой. Он крепится к тележке четырьмя болтами: двумя на стойках рамы, двумя на трубе колес. Бак установлен наклонно для того, чтобы передняя стенка образовывала со стойками и лонжеронами замкнутый силовой треугольник, так как других специальных элементов, усиливающих раму, нет.
Рама тележки сварена из труб прямоугольного сечения. Сзади к законцовкам лонжеронов крепится труба колес, а к задней поперечине на особом кронштейне стальная полоса толщиной 10 мм с сиденьем водителя, подножками и болтами-упорами регулировки высоты сиденья.
Спереди к стойкам параллельно друг другу приварены две фигурно изогнутые трубы Ø25 мм с кронштейнами крепления поворотного узла буксира.
Поворотный узел представляет собой конструкцию, сваренную из труб и полосовых элементов. К раме буксира он крепится в трех точках: к П-образной перекладине и переднему кронштейну.
Поворотная втулка принадлежит к числу самых нагруженных деталей. Она связана с трубами узла широкой стальной полосой и несет в себе два шарикоподшипника: в верхнем гнезде радиально-упорный (№ 446203), в нижнем радиальный (№ 203). В них вставлена ось-шпилька с буртиком для опоры на внутреннее кольцо радиально-упорного подшипника. Двумя горизонтальными серьгами ось-шпилька соединена с кронштейнами изогнутых труб тележки.
Трубы поворотного узла заканчиваются скобой крепления к раме буксира (внизу) и поперечной трубкой рулевой штанги (вверху). Торцы поперечной трубки имеют резьбу, а к середине ее приварена качалка штока пружинного амортизатора рулевой штанги. Последняя предназначена для управления мотоблоком и оборудована всеми необходимыми рычагами и механизмами. К поперечной трубке она подвешивается рогачом с подшипниками № 201. К рогачу приварена собственно штанга с амортизатором, настроенным на вес всех элементов управления, чтобы водитель не ощущал их тяжести.
Конец штанги снабжен зажимной шайбой и винтом регулировки длины под рост водителя. Рычаги газа и тормоза расположены на перекладине.
Рама буксира, пожалуй, самый простой по конструкции узел всей машины. Она сварена из трех стальных полосовых деталей и двух болтов М16Х2. Передний кронштейн имеет три отверстия для подсоединения дуги поворотного узла и редуктора. Последние два продолговатые, служат для натяжения цепи.
П-образная перекладина несет болты и пружины крепления редуктора и скобы поворотного узла. Она приварена к поясу рамы, в котором просверлен ряд отверстий для болта фиксации тормозного диска, оси колесного блока и навески сменных рабочих органов. Последние используются в случае, когда буксир переоборудуют для обработки почвы в огороде. Кроме доставки воды и обработки почвы, мотоблок можно применять также для выкорчевывания пней, уборки с полей валунов. Необходимо только в тележке удалить средний лонжерон и поставить треножник с лебедкой и грейфером. Накатив мотоблок на валун, захватывают его грейфером, поднимают. Подложив решетку или деревянные бруски, кладут на них валун и отвозят на край поля.
О. ОСТАПЕНКО, г. Винница
|
Рис. 1. Общий вид мотоблока: 1 тележка, 2 колесный блок, 3 ось блока, 4 тормозной барабан, 5 рама буксира, в цепь, 7 редуктор, 8 крышка вала отбора мощности, 9 дуга поворотного узла, 10 двигатель, 11 топливный бак, 12 ось-шпилька поворотного узла, 13 поворотный узел, 14 амортизатор, 15 болт крепления трубы колес, 16 труба колес, 17 рулевая штанга, 18 рычаг газа, 19 рычаг тормоза, 20 сиденье, 21 рессора, 22 подножка. |
Рис. 2. Конструкция тележки: 1 стойка, 2. 3 фигурные трубы, 4 кронштейн, 5 передняя поперечина. 6 лонжероны, 7 задняя поперечина, 8 рессора, 9, 12 болты-упоры регулировки высоты сиденья, 10 скоба, 11 законцовка лонжерона.
Рис. 3. Поворотный узел: 1 дуга, 2 кронштейн поворотной втулки, 3 поворотная втулка, 4 качалка, 5 поперечная трубка рулевой штанги, 6 труба поворотного узла, 7 скоба, 8 распорка.
Рис. 4. Рама буксира: 1 передний кронштейн, 2 пояс, 3 П-образная перекладина, 4 болты М16Х2.
Рис. 5. Устройство колесного блока: 1 ступица, 2 болт М10Х1.25 (4 шт.), 3 рукоятка стопора, 4, 10 диски колес, 5 стержень стопора, 6 катушка лебедки, 7 трос, 8 штифт-заклепка, 9 ведомая звездочка, 11 тормозной барабан, 12, 14 шайбы, 13 кольцо.
Рис. 6. Рулевая штанга: 1 подшипники № 201. 2 амортизатор, 3 рогач, 4 штанга, 5 винт регулировки длины штанги, 6 зажимная гайка, 7 шток 8 тросик рычага газа, 9 тросик рычага тормоза, 10 рукоятка.
|
Рис. 7. Применение мотоблока на вывозе валунов: 1, 2, 3 последовательность операций.
Рис. 8. Буксир с плугом: 1 рулевая штанга, 2 дополнительный упор, 3 плуг, 4 носитель плуга, 5 колесный блок, 6 двигатель, 7 рама буксира. 8 багажник, 9 колесо багажника.
Рис. 9. Носитель плуга: 1 дуга, 2 перекладина, 3 балка. 4 болт-упор точной регулировки угла установки плуга.
Чертежи для печати
|