Архив журнала Моделист-Конструктор
МОТОПРОПОЛЬЩИКАмброзия... Этот злостный сорняк, распространенный в южных областях нашей страны, доставляет много хлопот земледельцам. Быстро разрастаясь на приволье, он сильно истощает и иссушает землю, на полях заглушает культурные растения. Амброзия частая причина отравления домашних животных, а у человека ее едкая пыльца может вызвать тяжелую болезнь сенную лихорадку.
Неприхотливость и способность к быстрому восстановлению амброзии так велика, что многие химические средства оказываются против нее бессильными, ну а те, которым сорняк «по зубам», к сожалению, не безвредны для других культур. Скашивание также недостаточно эффективно, так как после него растение начинает сильно куститься. Даже культивация не дает желаемого результата.
Одно из решений задачи предложили школьники члены кружка первичной организации ВОИР северской средней школы № 44 Краснодарского края. Они тщательно изучили природу амброзии и, проведя ряд опытов, установили, что единственно надежный способ борьбы с ней выдергивать растение вместе с корнем. Но делать это вручную тяжело. И тогда появился на свет мотопропольщик.
Принцип его работы таков. Небольшой бензиновый двигатель через понижающие коническую и цепные передачи приводит во вращение мотовило. Оно представляет собой две металлические крестовины с установленными между ними на подшипниках четырьмя деревянными рабочими валками. Вал мотовила двойной; вращение через его наружную трубу передается крестовинам, а от внутреннего вала, с помощью двух цепных передач, рабочим валкам. В нижней части рамы на подшипниках монтируется подборочный барабан так, чтобы минимальный зазор между ним и рабочими валками составлял около 1,5 мм. При движении машины по заросшему сорняками полю рабочие валки наклоняют растения, прижимают их стебли к подборочному барабану и выдергивают из земли вместе с корнями.
В конструкции использованы двигатель от бензопилы «Дружба», редукторы (червячный с передаточным отношением 1:40, конический 1:1) и муфта сцепления от списанной сельхозмашины, звездочки и цепи от вело- и мототехники.
Рама сварена из стальных уголков 25X25 мм. Она имеет опоры для монтажа двигателя и редукторов, стойки топливного бака, элементы крепления осей передних и задних колес, промежуточного вала, щитка и подборочного барабана. Наклонные стойки опоры вала мотовила крепятся болтами в продольных пазах рамы. Это позволяет регулировать зазор между рабочими органами.
Наиболее трудоемкая в изготовлении деталь мотовило. К стальной трубе с внутренним Ø40 мм приваривают с обеих сторон 4 стальных полосы толщиной 8 мм. На концах получившихся крестовин в кольцах отрезках стальных труб устанавливают подшипники № 203 опоры рабочих валков. Внутренний вал мотовила вытачивается из стального прутка Ø20 мм. Через два подшипника № 203 он опирается на кронштейны рамы, а еще двумя поддерживает надетую на него трубу вал крестовин. Последние приводятся во вращение цепной передачей от промежуточного вала: со звездочки с Ø = 19 на звездочку с Z= 48, приваренную к трубе.
Другая цепь со звездочки Z=32 на промежуточном валу на звездочку Z=19 вращает внутренний вал. На его противоположном конце жестко закреплены еще две звездочки Z=19. Каждая из них приводит в движение своей цепью по два рабочих валка.
Подборочный барабан и рабочие валки выточены из твердой древесины, оклеены листовой резиной и смонтированы в подшипниковых узлах с помощью металлических фланцев. Чашеобразные фланцы подборочного барабана опираются своими шипами на подшипники, установленные в кронштейнах рамы.
Передаточное отношение трансмиссии и кинематика привода обеспечивают при номинальном режиме двигателя вращение вала мотовила с частотой 30 об/мин, а рабочих валков около 100 об/мин в том же направлении.
Полевые испытания мотопропольщика показали отличные результаты. Он получился надежным и эффективным. Выявились и некоторые недостатки конструкции: слишком длинна база, отсутствие поворотных колес и мотопривода на колеса усложняет управление. Полезно оснастить машину транспортером для удаления выдернутых растений, пружинным амортизатором кронштейна мотовила, поставить ограждения цепей. Надеемся, что те, кто заинтересовался пропольщиком, учтут наш опыт и создадут более совершенный механизм.
Н. ОБРЕЖА, ст. Северская, Краснодарский край
|
Рис. 1. Устройство мотопрополыцика (на виде сверху мотовило, щиток и топливный бак условно не показаны): 1 ручка, 2 двигатель, 3 заднее колесо, 4 топливный бак, 5 щиток, 6 мотовило, 7 рычаг сцепления, 8 поворотная рукоятка «газа», 9 рама, 10 червячный редуктор, 11 конический редуктор, 12 муфта сцепления, 13 промежуточный вал, 14 подборочный барабан, 15 переднее колесо. А цепь привода мотовила, Б цепь привода внутреннего вала мотовила. |
Рис. 2. Мотовило: 1 крестовина, 2 подшипник внутреннего вала № 203, 3 цепной привод рабочих валков, 4 звездочка рабочего вала (Z 10), 5 подшипник № 203, 6 рабочий валок, 7 вал мотовила, 8 внутренний вал, 9 звездочка вала мотовила (Z = 48), 10 звездочка внутреннего вала (Z= 19).
Чертежи для печати
|