Архив журнала Моделист-Конструктор
С ВОДОЙ В... КОЛЕСАХОригинальные и практичные конструкции винничанина Олега Андреевича Остапенко явно пришлись по душе читателям нашего журнала. После передачи Центрального телевидения «Это вы можете», в которой редакция принимает деятельное участие, и публикации в «Фотопанораме» (см. «М-К» № 1 за 1986 г.) некоторых разработок самодеятельного конструктора в наш отдел писем поступило множество запросов об особенностях этих машин. Вот почему в № 4 журнала за этот год мы поместили описание и чертежи мотоблока-буксира, а сейчас предоставляем страницы номера для рассказа о трехколесном тракторе-универсале, приспособленном для работы в условиях сложного рельефа.
* * *
Главное, пожалуй, что отличает все мои машины, способность работать в условиях пересеченной местности. И на участке, и за его пределами по просекам да тропкам, поодаль от наезженных дорог, куда нашей технике, как известно, путь заказан. Трудиться им приходится нередко на склонах крутизной чуть ли не до 25°.
Вот почему и мой трехколесный трактор-тягач, о котором здесь пойдет речь, обладает свойствами вездехода. Его передние управляемые колеса от мотороллера, а заднее, ведущее широкопрофильный пневматик размером 450X250 мм. Снабженный грунтозацепами 48 стальных конических шипов высотой 40 мм, расположенных на покрышке в четыре ряда в шахматном порядке, он обеспечивает превосходное сцепление даже с размокшим грунтом.
Подвеска всех колес независимая, на шести пружинно-гидравлических амортизаторах. Поэтому водителя нисколько не трясет на ухабах. Тем более, что его «кавалерийское» сиденье (оно лучшее, что можно придумать для такой машины, форма его, отработанная веками, очень удобна и хорошо фиксирует тело) тоже имеет независимую подвеску с аналогичным амортизатором.
Для увеличения поперечной устойчивости и повышения сцепления с почвой в камеры колес залита вода (до 85% их объема) с последующей подкачкой воздухом до 1 кгс/см2 в передние и до 3 кгс/см2 в заднее. И все же, если на пути встречаются склоны крутизной более 25 °, я предпочитаю спешиться и преодолевать опасные участки рядом с тягачом, двигающимся на первой передаче.
Кроме буксирования со скоростью до 30 км/ч тележки с грузом до 600 кгс, трактор выполняет ряд других задач. Например, работает с передним ножом бульдозерного типа, косым снегопахом, механическими вилами для подхвата и перемещения копен сена, косилкой с захватом 1200 мм, трехрядным окучником-культиватором, плугом.
Тяговую мощность машине обеспечивает двигатель Т-200 с принудительным воздушным охлаждением. Крутящий момент от выходной звездочки двигателя (12 зубьев) цепью передается на промежуточный вал (30 и 13 зубьев), а от него звездочке заднего колеса (46 зубьев), посаженной на тормозной барабан от мотороллера.
Рама тягача изготовлена из труб прямоугольного сечения и металлических полос, широко использованы готовые узлы и детали. Ее конструкция на первый взгляд кажется сложной. Однако это не так. Передние подвески взяты от мотороллера «Электрон». Единственная доработка к ним приварены рулевые рычаги длиной по 140 мм: к вилке правой подвески назад по ходу тягача, к левой вперед. Рычаги тягами соединены с качалкой, прикрепленной к рулевому валу. Последний вращается в колонке в упорных шарикоподшипниках. Руль с рычагами управления, осветительными и контрольными приборами целиком взят от мотороллера.
Двигатель располагается на нижней балке рамы на трех кронштейнах с продолговатыми отверстиями, которые позволяют слегка перемещать его и тем самым изменять натяжение ведущей цепи. Питание осуществляется из мопедного топливного бака, размещенного «по-мотоциклетному» на верхней балке рамы.
Стакан промежуточного вала приварен снаружи заднего подкоса нижней балки. Вал в нем вращается в подшипниках № 206; на него надеты блок звездочек (на шпонке) и проушины (на бронзовых втулках) маятниковой вилки. Последние стянуты шпилькой M12. На второй шпильке M12 собирается остальная часть маятниковой вилки, составляемая на сварке из втулок-проставок и двух отрезков стальной полосы 50X15 мм, к которым болтами крепится буксирная скоба. Места сварки должны быть очень надежны, так как на них приходятся большие нагрузки.
Ось заднего колеса фиксируется в проушинах маятниковой вилки, позволяющих регулировать натяжение ведомой цепи. Оно остается неизменным при вертикальных колебаниях колеса, поскольку оси качания вилки и вращения промежуточного вала совпадают.
Буксирная скоба представляет собой дугу из стальной полосы, усиленной по бокам двумя наварными накладками. Сзади, в ее утолщенной части, запрессован стальной штифт Ø14 мм. За него зацепляются водила сменных рабочих органов, в том числе грузовой тележки.
Тележка состоит из Т-образной рамы, сваренной из стальных профилей 50X50 мм, концы которых снабжены кронштейном водила и цапфами; двух пневматиков (их можно заменить сдвоенными мотоциклетными колесами) и кузова из листового железа. Последний установлен на раме так, чтобы центр тяжести груза располагался впереди колес. Тем самым несколько догружается заднее колесо тягача, что улучшает его сцепление с почвой.
Остается добавить, что конические шипы, которыми снабжено заднее колесо тягача, хороши прежде всего для мягкого грунта. При движении по каменистой поверхности лучше использовать шипы, изготовленные из бракованных шарикоподшипников: у них хорошая закаленная сталь, и шипы послужат надежно и долго.
О. ОСТАПЕНКО, г. Винница
|
Рис. 1. Общий вид рамы с узлами ходовой части: 1 рулевая качалка, 2 регулируемая рулевая тяга, 3, 26 рулевые рычаги, 4, 14 амортизаторы, 5 вилка колеса, 6 вилка подвески, 7 корпус цапфы подвески, 8, 24 боковые тяги, 9 проушины, 10 стяжные шпильки М12, 11, 17 половины маятниковой вилки, 12 буксирная скоба, 13 буксирный штифт, 15 задняя стяжка, 16 кронштейн амортизаторов, 18 блок звездочек промежуточного вала, 19 кронштейны крепления двигателя, 20 подножка, 21 нижняя балка, 22 верхняя балка, 23 колонка с рулевым валом, 25 нерегулируемая рулевая тяга, 27 поперечина, 28 кронштейн навески бульдозерного ножа.
Рис. 3. Тележка: 1 водило, 2 кронштейн водила, 3 рама тележки, 4 колесо, 5 кузов.
Рис. 4. Схема установки сиденья: 1 сиденье, 2 верхняя балка рамы, 3 трубка-кронштейн, 4 амортизатор, 5 кронштейн крепления амортизатора и двигателя.
|
Рис. 5. Конический шип: 1 шип, 2 винт М10, 3 покрышка, 4 шайбы.
Рис. 6. Шариковый шип: 1 шарик Ø20 мм, 2 -болт М8, 3 кольцо шарикоподшипника, 4 покрышка.
Чертежи для печати
|