Архив журнала Моделист-Конструктор
«СЕРЕБРЯНЫЙ» МОТОПЛУГШирокую популярность у создателей малогабаритной сельскохозяйственной техники приобрел проводимый редакцией журнала «Моделист-конструктор» Всесоюзный конкурс «Малая механизация». Многие из представленных его участниками конструкций были награждены (см. «М-К» № 4 за 1987 г.), а ряд разработок рекомендован редакцией для показа на Центральной выставке-ярмарке НТТМ-87, где их авторы стали лауреатами и отмечены дипломами и медалями.
Сегодня мы знакомим читателей с универсальным мотоплугом «Сокол», принесшим своему конструктору одну из высших наград серебряную медаль ВДНХ СССР.
Рассказывает о его устройстве сам автор, лауреат НТТМ-87, инженер из Подмосковья Б. В. Соколов.
* * *
Самодельный мотоплуг за четыре дня. Мыслимо ли? И однако уже несколько лет маленькая машина, построенная именно за столь короткий срок, помогает мне обрабатывать землю на приусадебном участке. «Скоростная» сборка мотоплуга объясняется тем, что в его конструкцию заложен максимум серийных узлов и деталей. Двигатель и колеса мотороллерные, плуг и ручки управления от конского плуга, промежуточный редуктор от ручной тали на 2 т.
Все крепления узлов болтовые, что позволило обойтись без сварочных работ, вести всю сборку дома, а регулировку в полевых условиях. Мотоплуг надежен в эксплуатации. На вспашку десяти соток земли уходит около 1 часа, при этом затрачивается 5-6 л бензина.
Общая стоимость основных узлов и агрегатов, приобретаемых в магазине, 270 рублей.
Мотоплуг представляет собой одноосную двухколесную самоходную машину весом 65 кг, оснащенную двухтактным двигателем Т-200, способную передвигаться со скоростями от 3 до 12 км/ч.
Важный узел конструкции промежуточный редуктор, назначение которого не только снизить скорость мотоплуга до 3 км/ч, но и передать максимальные усилия на колеса при устойчивых оборотах двигателя. Я использовал редуктор с передаточным числом 11, но практически пригодны и другие с передаточным числом 10 20; например, червячные. В этом случае колеса необходимо оснастить обгонными муфтами, размещенными в тормозных барабанах колес.
Крутящий момент с выходной звездочки двигателя передается на промежуточный редуктор, а со звездочки его выходного вала на звездочку ведущей оси колес. Все детали (звездочки и цепи) мотороллерные. По ходу трансмиссии звездочки выходного вала двигателя и редуктора имеют по 17 зубьев, а на оси колес 40 зубьев.
Для лучшего сцепления с почвой колеса усилены цепями, длиной по 400 мм каждая. Они охватывают покрышку и крепятся крайними звеньями с противоположных сторон диска болтом М6х35 мм.
Основанием для установки двигателя, промежуточного редуктора, аккумулятора, топливного бака, плуга и ручек управления служит стальная площадка размером 800X185X4 мм. К ней снизу через боковые швеллеры № б и опорные подшипники на болтах М8 крепится ведущая ось из стального прутка Ø40 мм. Размер колеи 650 мм продиктован необходимостью движения агрегата над грядкой при окучивании.
Двигатель Т-200 доработкам не подвергался. Он установлен в передней части площадки на двух пластинах-стойках толщиной 4 мм, которые закреплены на основании через приваренные к ним уголки 30x30 мм болтами М8. Перед установкой промежуточного редуктора его выходной вал обтачивают под размер привариваемой к нему звездочки. Редуктор крепится к основанию с помощью двух уголков болтами М8, Аккумулятор и топливный бак, расположенные над редуктором фиксируются двумя П-образными стальными стойками и болтами М8. Бак несколько приподнят над двигателем, поскольку топливо поступает в карбюратор самотеком.
В задней части пластины-основания закрепляются на уголках 70x70x5 мм ручки управления и фиксируемое болтами М12 между двух уголков 95Х45Х6 мм дышло плуга. Это обеспечивает жесткость соединения и в то же время позволяет в больших пределах регулировать глубину вспашки и ширину захвата перестановкой двух болтов в дополнительные отверстия площадки и уголков.
Установка и крепление плуга имеют очень важное значение, так как при нарушении равновесия действующих сил рабочий орган начнет зарываться или выходить из почвы.
Предлагаю простой и надежный способ регулировки положения плуга. На ровной поверхности приподнимаем всю конструкцию на бруски толщиной, разной требуемой глубине вспашки, например 250 мм; зафиксировав площадку-основание с агрегатами в горизонтальном положении, регулируем установку плуга. Самое устойчивое положение по осевой линии площадки с разворотом на 2°-3° против часовой стрелки. Чтобы при движении мотоблок не опрокидывался вперед, центр тяжести всей конструкции относительно оси колес необходимо сместить на 50 мм в сторону плуга.
В транспортном положении на ползун плуга надевается двухколесная тележка, поднимающая лемех над поверхностью.
Б. СОКОЛОВ, инженер
|
Рис. 1. Мотоплуг: 1 лемех, 2 регулировочная пластина, 3 дышло, 4 ручки управления, 5 промежуточный редуктор, 6 П-образная стойка (в сборе), 7 аккумулятор, 8 топливный бак, 9 фильтр, 10 двигатель Т-200, 11 звездочка выходного вала двигателя, 12 площадка-основание, 13 грунтозацепы из цепей, 14 звездочка редуктора, 15 уголок крепления редуктора, 16 уголок крепления плуга. |
Рис. 2. Рама мотоплуга: 1 лемех, 2 дышло, 3 ручка управления, 4 кронштейн ручки, 5 уголки крепления плуга, 6 кронштейны, 7 швеллер, 8 корпус опорного подшипника, 9 диск колеса, 10 площадка-основание, I! уголок крепления редуктора. |
Рис. 3. Шасси мотоплуга: 1 ось, 2 узел крепления оси, 3 ступица колеса.
Чертежи для печати
|