«СЕРЕБРЯНЫЙ» МОТОПЛУГ

Широкую популярность у создателей малогабаритной сельскохозяйственной техники приобрел проводимый редакцией журнала «Моделист-конструктор» Всесоюзный конкурс «Малая механизация». Многие из представленных его участниками конструкций были награждены (см. «М-К» № 4 за 1987 г.), а ряд разработок — рекомендован редакцией для показа на Центральной выставке-ярмарке НТТМ-87, где их авторы стали лауреатами и отмечены дипломами и медалями.

Сегодня мы знакомим читателей с универсальным мотоплугом «Сокол», принесшим своему конструктору одну из высших наград — серебряную медаль ВДНХ СССР.

Рассказывает о его устройстве сам автор, лауреат НТТМ-87, инженер из Подмосковья Б. В. Соколов.

* * *

Самодельный мотоплуг — за четыре дня. Мыслимо ли? И однако уже несколько лет маленькая машина, построенная именно за столь короткий срок, помогает мне обрабатывать землю на приусадебном участке. «Скоростная» сборка мотоплуга объясняется тем, что в его конструкцию заложен максимум серийных узлов и деталей. Двигатель и колеса — мотороллерные, плуг и ручки управления — от конского плуга, промежуточный редуктор — от ручной тали на 2 т.

Все крепления узлов — болтовые, что позволило обойтись без сварочных работ, вести всю сборку дома, а регулировку — в полевых условиях. Мотоплуг надежен в эксплуатации. На вспашку десяти соток земли уходит около 1 часа, при этом затрачивается 5-6 л бензина.

Общая стоимость основных узлов и агрегатов, приобретаемых в магазине, — 270 рублей.

Мотоплуг представляет собой одноосную двухколесную самоходную машину весом 65 кг, оснащенную двухтактным двигателем Т-200, способную передвигаться со скоростями от 3 до 12 км/ч.

Важный узел конструкции — промежуточный редуктор, назначение которого не только снизить скорость мотоплуга до 3 км/ч, но и передать максимальные усилия на колеса при устойчивых оборотах двигателя. Я использовал редуктор с передаточным числом 11, но практически пригодны и другие с передаточным числом 10 — 20; например, червячные. В этом случае колеса необходимо оснастить обгонными муфтами, размещенными в тормозных барабанах колес.

Крутящий момент с выходной звездочки двигателя передается на промежуточный редуктор, а со звездочки его выходного вала на звездочку ведущей оси колес. Все детали (звездочки и цепи) — мотороллерные. По ходу трансмиссии звездочки выходного вала двигателя и редуктора имеют по 17 зубьев, а на оси колес — 40 зубьев.

Для лучшего сцепления с почвой колеса усилены цепями, длиной по 400 мм каждая. Они охватывают покрышку и крепятся крайними звеньями с противоположных сторон диска болтом М6х35 мм.

Основанием для установки двигателя, промежуточного редуктора, аккумулятора, топливного бака, плуга и ручек управления служит стальная площадка размером 800X185X4 мм. К ней снизу через боковые швеллеры № б и опорные подшипники на болтах М8 крепится ведущая ось из стального прутка Ø40 мм. Размер колеи 650 мм продиктован необходимостью движения агрегата над грядкой при окучивании.

Двигатель Т-200 доработкам не подвергался. Он установлен в передней части площадки на двух пластинах-стойках толщиной 4 мм, которые закреплены на основании через приваренные к ним уголки 30x30 мм болтами М8. Перед установкой промежуточного редуктора его выходной вал обтачивают под размер привариваемой к нему звездочки. Редуктор крепится к основанию с помощью двух уголков болтами М8, Аккумулятор и топливный бак, расположенные над редуктором фиксируются двумя П-образными стальными стойками и болтами М8. Бак несколько приподнят над двигателем, поскольку топливо поступает в карбюратор самотеком.

В задней части пластины-основания закрепляются на уголках 70x70x5 мм ручки управления и фиксируемое болтами М12 между двух уголков 95Х45Х6 мм дышло плуга. Это обеспечивает жесткость соединения и в то же время позволяет в больших пределах регулировать глубину вспашки и ширину захвата перестановкой двух болтов в дополнительные отверстия площадки и уголков.

Установка и крепление плуга имеют очень важное значение, так как при нарушении равновесия действующих сил рабочий орган начнет зарываться или выходить из почвы.

Предлагаю простой и надежный способ регулировки положения плуга. На ровной поверхности приподнимаем всю конструкцию на бруски толщиной, разной требуемой глубине вспашки, например 250 мм; зафиксировав площадку-основание с агрегатами в горизонтальном положении, регулируем установку плуга. Самое устойчивое положение — по осевой линии площадки с разворотом на 2°-3° против часовой стрелки. Чтобы при движении мотоблок не опрокидывался вперед, центр тяжести всей конструкции относительно оси колес необходимо сместить на 50 мм в сторону плуга.

В транспортном положении на ползун плуга надевается двухколесная тележка, поднимающая лемех над поверхностью.

Б. СОКОЛОВ, инженер



Рис. 1. Мотоплуг: 1 — лемех, 2 — регулировочная пластина, 3 — дышло, 4 — ручки управления, 5 — промежуточный редуктор, 6 — П-образная стойка (в сборе), 7 — аккумулятор, 8 — топливный бак, 9 — фильтр, 10 — двигатель Т-200, 11 — звездочка выходного вала двигателя, 12 — площадка-основание, 13 — грунтозацепы из цепей, 14 — звездочка редуктора, 15 — уголок крепления редуктора, 16 — уголок крепления плуга.



Рис. 2. Рама мотоплуга: 1 — лемех, 2 — дышло, 3 — ручка управления, 4 — кронштейн ручки, 5 — уголки крепления плуга, 6 — кронштейны, 7 — швеллер, 8 — корпус опорного подшипника, 9 — диск колеса, 10 — площадка-основание, I! — уголок крепления редуктора.



Рис. 3. Шасси мотоплуга: 1 — ось, 2 — узел крепления оси, 3 — ступица колеса.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №10
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100