Архив журнала Моделист-Конструктор
ОДНОКОЛЕСНЫЙ «КРОТ»Множество писем, получаемых редакцией, свидетельствуют об огромном интересе читателей к проводимому журналом совместно с ЦС ВОИР конкурсу «Малая механизация». И это не случайно. Поскольку выпускаемой промышленностью техники пока не хватает, то садоводы и владельцы приусадебных участков изготавливают мотоблоки своими силами.
Иногда получаются на удивление простые и удобные конструкции. Например, может ли старый конный плуг передвигаться с помощью маленького мопедного двигателя, и при этом еще и распахивать огород! А ведь именно Д-6 является силовой установкой мотоплуга Н. Гагарина из села Щелкун Свердловской области. Весь секрет в нетрадиционной компоновочной схеме, благодаря которой мотоплуг (а это действительно плуг с мотором) получился легким, компактным и маневренным.
Впрочем, предоставим слово автору.
* * *
Однажды я нашел на свалке старый конный плуг, выпущенный еще до революции. Очень он мне понравился своей простотой, продуманностью и, если хотите, изяществом. Принес домой, но поскольку лошади у меня нет, то плуг провалялся во дворе до тех пор, пока не появилась идея поставить его на колеса, точнее на колесо, и оснастить мотором. Иначе говоря, я задумал построить небольшой мотоплуг, мысленно придумав и название «Крот».
Мой «Крот» отличается от традиционных конструкций своей компоновочной схемой: основанием для установки всех узлов и деталей служит сам плуг. Сверху, в передней части расположен двигатель Д-6, соединенный цепной передачей через промежуточный вал с рабочим колесом, которое находится в нижней части за лемехом. Благодаря такому расположению конструкция получилась достаточно легкой (вес всего 40 кг). При движении мотоплуга в борозде наползающий на лемех пласт служит балластом, обеспечивающим надежное сцепление рабочего колеса с грунтом.
Большинство деталей промышленного изготовления, взяты от мопедов и мотоциклов, но кое-какие узлы пришлось изготовить самостоятельно. Естественно, и сам конный плуг подвергся доработке: обрезал дышло, к котором/ цеплялись постромки, уменьшил на 100 мм ширину захвата подрезающего ножа. Для удлинения ручек управления использовал обрезанные части мопедного руля вместе с рычагами сцепления и тормоза. К последнему подсоединил тросик «газа».
Рабочее колесо устанавливается в заплужном пространстве на приваренных к корпусу плуга кронштейнах. Правый и левый отличаются по форме и вырезаются из листовой стали толщиной соответственно 5 и 8 мм. В качестве рабочего колеса я использовал ступицу от мотоцикла «Иж-Юпитер К». Для увеличения его площади с правой стороны обода приварил кольцо, выгнутое из уголка 15X10X1,5 мм, а слева к ступице ведущую звездочку Z=28 под цепь СЗА. Чтобы увеличить сцепление с грунтом, к ободу приварены девять грунтозацепов из уголков 20X20X2 мм.
Подмоторная рама выгнута из стальной трубы Ø27 мм. К ее горизонтальной части приварен фланец с овальными отверстиями под болты М14, они соединяют корпус плуга с несущей балкой и фланцем рамы. Отверстия несущей балки также имеют продолговатую форму. Сделано это для регулировки натяжения цепей.
С левой стороны пятки несущей балки приварен корпус промежуточного вала с кронштейном. Корпус выполнен из трубы с внутренним Ø40 мм. В него на подшипниках М203 посажена ось шатунов дорожного велосипеда. Подшипники запрессованы со значительным усилием и в дополнительной фиксации не нуждаются. С левой стороны промежуточного вала закреплена штатная велосипедная звездочка Z=48 с шатуном и педалью для удобства при запуске двигателя. Справа устанавливается обрезанный шатун с приваренной к нему звездочкой Z = 13. Кронштейн промежуточного вала изготовлен из трубы прямоугольного сечения 60X30 мм с толщиной стенок 3 мм.
Топливный бак взят от мопеда и устанавливается на обрезок трубы, приваренный к стяжке ручек управления. Топливо поступает самотеком.
Для охлаждения двигателя разработана, но еще не испытана, автономная система охлаждения, состоящая из электромотора на 6 В мощностью 15 Вт с четырехлопастной крыльчаткой, мотоциклетного аккумулятора ЗМТ-8, амперметра, предохранителя на 3 А и выключателя. Электродвигатель потребляет ток 2,5 А. Емкости батареи хватает на 2,5-3 ч непрерывной работы, после чего аккумулятор необходимо подзарядить. Двигатель с крыльчаткой фиксируется болтами М6 к проушинам кожуха, взятого от старого пылесоса. Для установки системы охлаждения к моторной раме с фланцем необходимо приварить дугу и кронштейны из стальной пластины сечением 30X4 мм; к ним на болтах М6 крепится кожух вентилятора. Аккумулятор расположен на правой несущей балке и закреплен хомутами.
В работе мотоплуг показал хорошую маневренность, устойчивость в борозде, и главное оказался удобным в эксплуатации. Для запуска двигателя необходимо приподнять мотоплуг за ручки управления так, чтобы рабочее колесо оторвалось от земли, и раскрутить педаль промежуточного вала. Еще одно замечание: натяжение цепей осуществляется перемещением силовых узлов относительно друг друга с последующей надежной фиксацией болтами М14. Благодаря такой системе регулировка натяжения производится один раз за сезон, перед первой распашкой участка.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОТОПЛУГА «КРОТ»
Длина, мм 1300
|
Мотоплуг «Крот»: 1 рама двигателя, 2 двигатель Д-6, 3 лемех плуга, 4 топливный бак, 5 рычаг «газа», 6 рычаг сцепления, 7 штатные ручки конного плуга, 8 звездочка Z = 48, 9 колесо с грунтозацепами. 10 звездочка Z = 28, 11 левый кронштейн колеса, 12 подрезающий нож, 13 корпус плуга, 14 глушитель.
Шасси мотоблока: 1 подрезающий нож, 2 несущая балка, 3 подмоторная рама с фланцем. 4 ручки управления, 5 звездочка Z 28, 6 втулка промежуточного вала, 7 болт М14, 8 корпус плуга, 9 лемех, 10 колесо с грунтозацепами, 11 левый кронштейн колеса, 12 правый кронштейн колеса.
Рабочее колесо с осью: 1 шайба, 2 войлочный сальник, 3 звездочка Z = 28, 4 стопорное кольцо, 5 ступица, 6 внутренняя распорка, 7 подшипник № 203, 8 гайка ступицы, 9 втулка, 10 ось (из оси переднего колеса мотоцикла «Иж-Юпитер К»), 11 ограничитель заглубления (кольцо из уголка 15X10X1,5 мм), 12 грунтозацеп (уголок 20X20X2 мм).
|
Промежуточный вал с кронштейном: 1 велосипедная звездочка Z = 48 с шатуном и педалью, 2 подшипник № 203, 3 колпачок, 4 корпус промежуточного вала, 5 звездочка Z = 13, 6 промежуточный вал. 7 кронштейн. А вид сбоку на корпус промежуточного вала с кронштейном.
Система охлаждения двигателя: 1, 2 кронштейны кожуха вентилятора, 3 фланец подмоторной рамы, 4 кронштейн глушителя, 5 вентилятор в кожухе.
Вентилятор в кожухе: 1 фланец крепления кожуха, 2 проушины кожуха, 3 электродвигатель, 4 кожух.
Чертежи для печати
|