ОДНОКОЛЕСНЫЙ «КРОТ»

Множество писем, получаемых редакцией, свидетельствуют об огромном интересе читателей к проводимому журналом совместно с ЦС ВОИР конкурсу «Малая механизация». И это не случайно. Поскольку выпускаемой промышленностью техники пока не хватает, то садоводы и владельцы приусадебных участков изготавливают мотоблоки своими силами.

Иногда получаются на удивление простые и удобные конструкции. Например, может ли старый конный плуг передвигаться с помощью маленького мопедного двигателя, и при этом еще и распахивать огород! А ведь именно Д-6 является силовой установкой мотоплуга Н. Гагарина из села Щелкун Свердловской области. Весь секрет — в нетрадиционной компоновочной схеме, благодаря которой мотоплуг (а это действительно плуг с мотором) получился легким, компактным и маневренным.

Впрочем, предоставим слово автору.

* * *

Однажды я нашел на свалке старый конный плуг, выпущенный еще до революции. Очень он мне понравился своей простотой, продуманностью и, если хотите, изяществом. Принес домой, но поскольку лошади у меня нет, то плуг провалялся во дворе до тех пор, пока не появилась идея поставить его на колеса, точнее на колесо, и оснастить мотором. Иначе говоря, я задумал построить небольшой мотоплуг, мысленно придумав и название — «Крот».

Мой «Крот» отличается от традиционных конструкций своей компоновочной схемой: основанием для установки всех узлов и деталей служит сам плуг. Сверху, в передней части расположен двигатель Д-6, соединенный цепной передачей через промежуточный вал с рабочим колесом, которое находится в нижней части за лемехом. Благодаря такому расположению конструкция получилась достаточно легкой (вес всего 40 кг). При движении мотоплуга в борозде наползающий на лемех пласт служит балластом, обеспечивающим надежное сцепление рабочего колеса с грунтом.

Большинство деталей — промышленного изготовления, взяты от мопедов и мотоциклов, но кое-какие узлы пришлось изготовить самостоятельно. Естественно, и сам конный плуг подвергся доработке: обрезал дышло, к котором/ цеплялись постромки, уменьшил на 100 мм ширину захвата подрезающего ножа. Для удлинения ручек управления использовал обрезанные части мопедного руля вместе с рычагами сцепления и тормоза. К последнему подсоединил тросик «газа».

Рабочее колесо устанавливается в заплужном пространстве на приваренных к корпусу плуга кронштейнах. Правый и левый отличаются по форме и вырезаются из листовой стали толщиной соответственно 5 и 8 мм. В качестве рабочего колеса я использовал ступицу от мотоцикла «Иж-Юпитер К». Для увеличения его площади с правой стороны обода приварил кольцо, выгнутое из уголка 15X10X1,5 мм, а слева к ступице — ведущую звездочку Z=28 под цепь СЗА. Чтобы увеличить сцепление с грунтом, к ободу приварены девять грунтозацепов из уголков 20X20X2 мм.

Подмоторная рама выгнута из стальной трубы Ø27 мм. К ее горизонтальной части приварен фланец с овальными отверстиями под болты М14, они соединяют корпус плуга с несущей балкой и фланцем рамы. Отверстия несущей балки также имеют продолговатую форму. Сделано это для регулировки натяжения цепей.

С левой стороны пятки несущей балки приварен корпус промежуточного вала с кронштейном. Корпус выполнен из трубы с внутренним Ø40 мм. В него на подшипниках М203 посажена ось шатунов дорожного велосипеда. Подшипники запрессованы со значительным усилием и в дополнительной фиксации не нуждаются. С левой стороны промежуточного вала закреплена штатная велосипедная звездочка Z=48 с шатуном и педалью — для удобства при запуске двигателя. Справа устанавливается обрезанный шатун с приваренной к нему звездочкой Z = 13. Кронштейн промежуточного вала изготовлен из трубы прямоугольного сечения 60X30 мм с толщиной стенок 3 мм.

Топливный бак взят от мопеда и устанавливается на обрезок трубы, приваренный к стяжке ручек управления. Топливо поступает самотеком.

Для охлаждения двигателя разработана, но еще не испытана, автономная система охлаждения, состоящая из электромотора на 6 В мощностью 15 Вт с четырехлопастной крыльчаткой, мотоциклетного аккумулятора ЗМТ-8, амперметра, предохранителя на 3 А и выключателя. Электродвигатель потребляет ток 2,5 А. Емкости батареи хватает на 2,5-3 ч непрерывной работы, после чего аккумулятор необходимо подзарядить. Двигатель с крыльчаткой фиксируется болтами М6 к проушинам кожуха, взятого от старого пылесоса. Для установки системы охлаждения к моторной раме с фланцем необходимо приварить дугу и кронштейны из стальной пластины сечением 30X4 мм; к ним на болтах М6 крепится кожух вентилятора. Аккумулятор расположен на правой несущей балке и закреплен хомутами.

В работе мотоплуг показал хорошую маневренность, устойчивость в борозде, и главное — оказался удобным в эксплуатации. Для запуска двигателя необходимо приподнять мотоплуг за ручки управления так, чтобы рабочее колесо оторвалось от земли, и раскрутить педаль промежуточного вала. Еще одно замечание: натяжение цепей осуществляется перемещением силовых узлов относительно друг друга с последующей надежной фиксацией болтами М14. Благодаря такой системе регулировка натяжения производится один раз за сезон, перед первой распашкой участка.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОТОПЛУГА «КРОТ»

Длина, мм — 1300
Ширина, мм — 700
Высота, мм — 850
Ширина захвата, мм — 180
Двигатель — Д-6
Скорость, км/ч — 4
Вес, кг – 40



Мотоплуг «Крот»: 1 — рама двигателя, 2 — двигатель Д-6, 3 — лемех плуга, 4 — топливный бак, 5 — рычаг «газа», 6 — рычаг сцепления, 7 — штатные ручки конного плуга, 8 — звездочка Z = 48, 9 — колесо с грунтозацепами. 10 — звездочка Z = 28, 11 — левый кронштейн колеса, 12 — подрезающий нож, 13 — корпус плуга, 14 — глушитель.

Шасси мотоблока: 1 — подрезающий нож, 2 — несущая балка, 3 — подмоторная рама с фланцем. 4 — ручки управления, 5 — звездочка Z — 28, 6 — втулка промежуточного вала, 7 — болт М14, 8 — корпус плуга, 9 — лемех, 10 — колесо с грунтозацепами, 11 — левый кронштейн колеса, 12 — правый кронштейн колеса.

Рабочее колесо с осью: 1 — шайба, 2 — войлочный сальник, 3 — звездочка Z = 28, 4 — стопорное кольцо, 5 — ступица, 6 — внутренняя распорка, 7 — подшипник № 203, 8 — гайка ступицы, 9 — втулка, 10 — ось (из оси переднего колеса мотоцикла «Иж-Юпитер К»), 11 — ограничитель заглубления (кольцо из уголка 15X10X1,5 мм), 12 — грунтозацеп (уголок 20X20X2 мм).



Промежуточный вал с кронштейном: 1 — велосипедная звездочка Z = 48 с шатуном и педалью, 2 — подшипник № 203, 3 — колпачок, 4 — корпус промежуточного вала, 5 — звездочка Z = 13, 6 — промежуточный вал. 7 — кронштейн. А — вид сбоку на корпус промежуточного вала с кронштейном.

Система охлаждения двигателя: 1, 2 — кронштейны кожуха вентилятора, 3 — фланец подмоторной рамы, 4 — кронштейн глушителя, 5 — вентилятор в кожухе.

Вентилятор в кожухе: 1 — фланец крепления кожуха, 2 — проушины кожуха, 3 — электродвигатель, 4 — кожух.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100