Архив журнала Моделист-Конструктор
ТРЕХКОЛЕСНЫЙ УНИВЕРСАЛС детства мечтал я о небольшом тракторе, которым сам мог бы управлять. Дело в том, что отец мой был бригадиром тракторной бригады, и мне часто приходилось ходить с ним на работу, наблюдать за тем, как работают механизаторы. Однако только к 1985 году идея создания небольшой сельскохозяйственной машины начала осуществляться - я приступил к сборке самоходного агрегата собственной конструкции, названного мною «Самотлорцем» - по местности, где я родился.
Несколько слов об его основных технических характеристиках. Мой трактор - трехколесный, с управляемым передним и ведущими задними колесами. Длина его 2,04 м, максимальная ширина - 1,5 м, дорожный просвет (клиренс) - 0,2 м. Масса полностью заправленной машины составляет 350 кг. Минимальный радиус поворота - 1,5 м. Рабочая скорость при обработке почвы 2 км/ч, транспортная - до 25 км/ч.
Основа силового агрегата трактора - четырехтактный восьмисильный двигатель типа УД-25. Коробка передач - от автомобиля ГАЗ-51; соединение ее с коленчатым валом двигателя производится через переходную шайбу. Муфта сцепления «жигулевская»; ведущий диск от ГАЗ-51. Крутящий момент передается от коробки перемены передач к заднему мосту с помощью втулочно-роликовой цепи (шаг цепи 19,06 мм); передаточное число трансмиссии - 1:3.
Задний мост (равно как и задние колеса) - от автомобиля УАЗ-469. Правда, полуоси моста пришлось укоротить.
Переднее управляемое колесо - от мотоколяски типа СЗД. Передача от руля к рулевому механизму производится с помощью карданного вала, а от рулевого механизма к переднему колесу - через зубчатый сектор, сделанный из шестерен коробки передач автомобиля ГАЗ-53. Рулевая колонка от автомобиля УАЗ-469.
Тормоза - механические, дисковые, сделанные по типу «ручника» автомобиля ЗИЛ-130; при этом правое и левое колеса имеют раздельный привод, поэтому система эта может использоваться как для остановки, так и для разворота буквально на месте. Чтобы осуществить такой маневр, приходится пользоваться и рулевым колесом и тормозными рычагами.
Трактор оснащен лебедкой самовытаскивания - ее барабаны смонтированы на дисках задних колес. Трос, располагающийся на барабанах, в критических ситуациях разматывается, закрепляется на двух ввернутых в грунт штопорах, после чего включается нужная передача - и машина вытаскивает сама себя практически из любой лужи или канавы.
Для удерживания трактора на месте предусмотрен ручной (стояночный) тормоз, который задействован на задние колеса.
Мною были изготовлены и различные прицепные и навесные почвообрабатывающие орудия. Многие из них являются активными. К их числу, в частности, относится фреза, привод которой осуществляется через коробку отбора мощности (она крепится на основной коробке перемены передач). Далее вращающий момент с помощью карданного вала передается на редуктор с передаточным числом 1:4, сделанный из шестерен коробки перемены передач УАЗ-469, а затем через еще один карданный вал непосредственно на фрезу. Собственно фреза сделана на базе укороченного заднего моста автомобиля УАЗ-469. К трактору она крепится с помощью двух опор, зафиксированных на его заднем мосту. Подъем и опускание фрезы осуществляется с помощью тросовой лебедки. Рабочие орудия (перья) приводятся во вращение через ступицу (от заднего колеса УАЗ-469). Сделаны они из рессорной стали, общее их количество - 16 штук. Перья изогнуты поочередно вправо и влево. Для обеспечения безопасности во время работы предусмотрен предохранительный щиток на пружинах. Справа и слева на фрезе установлены катки. Глубина «фрезерования» - около 250 мм. Ширина захвата фрезы при обработке почвы - 0,6 м. Производительность в зависимости от свойств грунта - от 8 до 15 соток в час.
Помимо вспашки, мой мини-трактор позволяет сажать, окучивать, культивировать и выкапывать картофель. Для осуществления всех этих операций на трактор навешивается дополнительная рама, на которой и закрепляются все навесные агрегаты. При этом посадка картофеля производится в два ряда, окучивание - в три ряда (кстати, при окучивании скорость 6 - 8 км/ч), культивация - одновременно трех рядов растений, выкапывание - одновременно двух рядов.
Помимо перечисленных работ, с помощью трактора можно очищать площадки от снега или песка с помощью навешенного на раму бульдозерного отвала длиной 1,3 м и высотой 0,6 м. Опускание и подъем этого орудия осуществляются с помощью троса. Крепится бульдозерный отвал в задней части трактора. При необходимости при работе на колеса можно надевать цепи противоскольжения.
Трактор оснащен к тому же таким дополнительным агрегатом, как центробежный насос, чрезвычайно полезный в засушливое время года. Производительность насоса - 10-12 м3/ч; его мощности вполне хватает, чтобы подавать воду по шлангу на расстояние до 150 м, при этом струя воды из поливочного шланга может «лететь» на расстояние до 20 м.
И еще одно, очень полезное дополнение к трактору, позволяющее производить распиловку досок или дров. Исполнительным механизмом при этом служит цепная пила типа «ЗИД». Ее привод осуществляется через коробку отбора мощности на тракторе с использованием промежуточного редуктора. Последний выполнен на базе зубчатых колес шестеренчатого насоса с использованием подшипников № 204. Трансмиссией, соединяющей пилу и редуктор, является гибкий вал. Пульт управления устанавливается на рукоятке пилы. Он позволяет регулировать частоту вращения вала, осуществлять пуск и остановку механизма. Максимальное расстояние от трактора до пильного агрегата составляет 2,5 м.
И последнее приспособление к трактору - это самосвальный прицеп вместимостью до 1,2 т; подъемный кузов оснащен компенсирующей пружиной, облегчающей опрокидывание кузова.
Н. Хохлов, г. Нижневартовск
|
Рис.1. Мини-трактор конструкции Н. Хохлова с фрезой: 1 - фреза, 2 - защитный кожух, 3 - блок тросового подъемного механизма фрезы, 4 - аккумулятор, 5 - сигнальный световой блок (световые сигналы поворота, торможения, а также габаритные огни), 6 - рычаги тормозов правого и левого колес, 7 - стопор подъемного механизма (лебедки) фрезы, 8 - рычаг храповика лебедки, 9 - опорный подшипник, 10 - включатель световых сигналов поворота, 11 - приборный щиток, 12 - тяга регулировки положения воздушной заслонки, 13 - рычаг трансмиссионного тормоза, 14 - рычаг переключения коробки перемены передач, 15 - топливный бак, 16 - коробка перемены передач, 17 - глушитель, 18 - стартер, 19 - сигнал, 20 - реле, 21 - капот двигателя, 22 - двигатель типа УД-25, 23 - реле включения-выключения генератора, 24 - фары, 25 - ось поворота капота двигателя, 26 - зубчатый секторный механизм поворота переднего колеса, 27 - грузы-противовесы, 28 - червячный редуктор (от УАЗ-469), 29 - полувилка переднего колеса, 30 - опорный подшипник, 31 - карданный вал, 32 - педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя, 33 - коробка отбора мощности, 34 - рычаг включения коробки отбора мощности, 35 - тормозной барабан, 36 - вал отбора мощности, 37 - цепная передача привода заднего моста (передаточное число - 1:4), 38 - ведущий задний мост, 39 - редуктор (передаточное число 1:4), 40 - подшипник, 41 - карданный вал привода фрезы, 42 - соединительные элементы, 43 - катки фрезы, 44 - вал фрезы с коническим редуктором, 45 - кожух муфты сцепления, 46 - вентилятор системы охлаждения двигателя, 47 - рама микротрактора. |
Рис. 2. Муфта сцепления микротрактора: 1 - передняя часть картера муфты сцепления, 2 - упругая поворотная муфта ведомого диска, 3 - пружины муфты сцепления, 4 - вал двигателя, 5 - штифт, 6 - маховик, 7 - подшипник, 8 - ведомый диск, 9 - разжимной рычаг, 10 - ось разжимного рычага, 11 - крышка подшипника ведущего вала коробки перемены передач, 12 - ведущий вал коробки перемены передач, 13 - втулка выключения сцепления, 14- упорный подшипник, 15 - задняя часть картера муфты сцепления, 16 - нажимной диск, 17 - кожух муфты сцепления, 18 - переходная шайба.
Рис.3. Промежуточный редуктор привода фрезы: 1 - основание (плита) редуктора, 2 - полумуфта для подсоединения карданного вала привода фрезы, 3 - сальник, 4 - опорный подшипник, 5 - вал-шестерня 1 ступени, б - крышка, 7 - стопорное кольцо, 8 - болт, 9 - крышка, 10 - полумуфта первичного вала, 11 - зубчатое колесо I ступени, 12 - вал-шестерня II ступени, 13 вял зубчатое колесо II ступени, 14 - корпус, 15 - крышка редуктора, 16 - прокладка, 17 - центрующий штифт, 18 - сливная пробка, 19 - сапун.
Рис.4. Рулевой механизм переднего колеса: 1 - червячный редуктор рулевого механизма (от автомобиля УАЗ-469), 2 - бронзовая втулка, 3 - корпус, 4 - полувилка переднего колеса, 5 - крышка подшипники, 6 - упорный подшипник, 7 - зубчатая секторная пара, 8 - соединительная планка.
|
Рис.5. Задний мост с ручным тормозом и лебедкой самовытаскивания: 1 - ступица колеса заднего моста, 2 - ось кулачка, 3 - рычаг ручного тормоза, 4 - крышка тормозного барабана, 5 - кронштейн оси кулачка, 6 - цапфа подшипников с кожухом полуоси, 7 - барабан лебедки, 8 - тормозной барабан, 9 - стопорное кольцо, 10 - полуось, 11 - гайка с контргайкой, 12 - упорная шайба, 13 - подшипник ступицы, 14 - кулачок, 15 - тормозные колодки, 16 - пружина тормозных колодок, 17 - ось тормозной колодки, 18 - накладка, 19 - трос лебедки, 20 - штопор.
Рис. 6. Схема установки окучивателя (А) и культиватора (Б) на навесную раму: 1 - рама для навесного инструмента, 2 - окучиватель (3 шт.), 3 - кронштейн, 4 - груз, 5 - культиватор (3 шт.).
Рис. 7. Фреза: 1 - шестерня, 2 - подшипник дифференциала, 3 - роликовый подшипник ведущей шестерни, 4 - ведущая шестерня, 5 - двухрядный роликовый подшипник, 6 - маслоотбойное кольцо, 7 - сальник, 8 - вал ведущей шестерни, 9 - гайка для фиксации вала, 10 - карданный вал привода фрезы, 11 - фланец вала ведущей шестерни, 12 - коробка дифференциала, 13 - полуось, 14 - кожух полуоси, 15 - корпус фрезы, 16 - нож фрезы, 17 - тяга, 18 - опорный каток, 19 - опорный подшипник, 20 - полуось (пристыкована к полуоси поз. 13 сваркой), 21 - гайка, контргайка и стопорная шайба, 22 - подшипник ступицы, 23 - упорные кольца подшипников, 24 - сальник ступицы, 25 - цапфа подшипников с кожухом полуоси, 26 - опорный подшипник корпуса фрезы, 27 - ведомая шестерня, 28 - шестерня полуоси, 29 - сателлит, 30 - опорная ось, 31 - тяга, 32 - крышка картера, 33 - ось сателлитов, 34 - картер, 35 - крышка с уплотнением, 36 - фланец, 37 - корпус опорного подшипника, 38 - крышка с уплотнением, 39 - распорная втулка, 40 - крышка, 41 - гайка с контргайкой и шайбой, 42 - подшипник катка (№ 204).
Pис. 8. Цепная пила с внешним приводом: I - ручная цепная пила типа «ЗИД», 2 - гибкий вал (от списанного вибратора для уплотнения бетона), 3 - промежуточный редуктор для изменения направления вращения, 4 - карданный вал для подсоединения к коробке отбора мощности микротрактора, 5 - кронштейн для подсоединения к раме микротрактора, 6 - кнопка «стоп», 7 - кнопка «сигнал», 8 - кнопка «пуск», 9 - рычаг управления дроссельной заслонкой карбюратора микротрактора, 10 - соединительная муфта, 11 - подшипник, 12 - корпус подшипника.
|
Рис.9. Поливочное устройство: 1 - водяной центробежный насос, 2 - заливная воронка, 3 - кран, 4 - поливочный шланг, 5 - наконечник, 6 - всасывающий шланг, 7 - заборное устройство, 8 - подшипник, 9 - карданный вал для подсоединения к коробке отбора мощности микротрактора, 10 - втулочно-пальцевая муфта, 11 - корпус подшипника, 12 - сальник, 13 - уплотнительное кольцо, 14 - внутренняя крышка, 15 - стопорное кольцо, 16 - рама трактора.
Рис.11. Навесная рама с устройством для выпахивания картофеля: 1 - рама для навесного инструмента, 2 - «копалки», 3 - кронштейн, 4 - груз.
Рис.10. Прицеп с опрокидывающимся кузовом: 1 - ось прицепа, 2 - кузов, 3 - рама кузова, 4 - рама прицепа, 5 - шарниры откидного заднего борта, 6 - замки откидного заднего борта, 7 - стыковочный узел рамы кузова и рамы прицепа, 8 - световой сигнал-«поворотник», 9 - стоп-сигнал, 10 - компенсирующая пружина, 11 - ось поворота кузова, 12 - стопорный болт, 13 - болт фиксации кузова, 14 - электроразъем световых приборов.
Чертежи для печати
|