УНИВЕРСАЛЬНАЯ СТЕРЕОНАСАДКА

Фотография все шире входит в нашу жизнь, даже такие довольно сложные ее виды, как цветная съемка, стереофотография. Это и понятно: диапозитивы доносят до нас естественные, почти без искажений цвета, а стереосъемка в сочетании с диапроекцией создает почти полный эффект присутствия, выявляя и пространственную структуру объекта. Более того, варьируя при съемке и проецировании такими параметрами, как базис, глубина резкости, фокусное расстояние, мы можем получать интересные и неожиданные эффекты.

Обычно стереосъемку производят специальными стереоаппаратами (например, «Спутником»), двумя аппаратами одновременно или одной камерой с помощью стереонасадки. Сравнительно малый выпуск стереоаппаратов и насадок вынуждает фотолюбителей призывать на помощь свою смекалку.

Мы предлагаем несложную складную универсальную стереонасадку, которая может крепиться к любому фотоаппарату с фокусным расстоянием от 40 до 60 мм. Она может использоваться и как стереоскоп — при рассматривании стереопарных отпечатков. Существенные достоинства насадки — малые размеры в сложенном состоянии и возможность получить переменный базис съемки: от 75 до 140 мм (известно, что чем больше расстояние до объекта съемки, тем больше должен быть базис).

На рисунках показана схема насадки (одной из двух симметричных половин), общий вид и чертежи деталей.

Каждая половина приспособления строит изображение объекта на своей части фотокадра. Разворот больших зеркал при неподвижных малых позволяет выполнить конвергирование, то есть получить через один объектив два стереоизображения одного объекта на пленке. На качество стереопар (в частности, на четкость границы раздела полукадров) влияют расстояние S и величина диафрагмирования. Чем больше S и меньше действующее отверстие объектива, тем четче линия раздела кадров, но больше габариты. Оптимальная величина S равна 35-40 мм при полностью выдвинутом объективе. На эти параметры и рассчитана наша конструкция. Размер В-базиса равен расстоянию между центрами больших зеркал и определяет стфреоэффект.

Большие и малые зеркала жестко закреплены клеем БФ-2 на зеркалодержателях. Последние способны перемещаться в пазах и фиксируются винтами в рабочем или сложённом положении. Разнесение больших зеркал в стороны определяет величину стереоэффекта. При рассматривании стереопар малые зеркала разводятся на величину глазного базиса, 60-70 мм.

Кронштейн крепления насадки к аппарату легко рассчитать самому, исходя из приведенных выше рекомендаций и типа фотоаппарата. Используйте, к примеру, металлическую пластину, которая будет крепиться к аппарату штативным винтом, а к насадке — винтами М2 — М3. Первоначальную юстировку стереонасадки (то есть правильную установку) для зеркальных аппаратов лучше проводить по матовому стеклу в кадровом окне. Угол α должен обеспечить правильное конвергирование; окончательно его лучше выставить при сборке. Малые зеркала надо крепить так, чтобы при максимально сближенных зеркало-держателях совместить кромки зеркал в одну линию. При этом малые зеркала должны быть строго сориентированы относительно оптической оси объектива.

Лучше использовать зеркала с наружным покрытием. Для этой цели вполне подойдут обычные дамские прямоугольные зеркальца. Острые стыковочные кромки у них можно получить после обработки на мелкозернистом наждачном круге.

Материал остальных деталей — листовой алюминий или дюралюминий толщиной 0,5;-1 мм. Их надо покрыть темной матовой эмалью.

После съемки стопорные (фиксирующие) винты зеркал отпускают, малые створки прижимают к корпусу, затем укладывают большие. Вложив насадку в полиэтиленовый чехол, можно носить ее в кармане или в кофре с фотоаппаратом.

В. ГАВРИЛОВ, Л. МАСАНИН, И. СОЛОЖЕНЦЕВ, г. Минск



Стереонасадка в сборе (левая половина): 1 — зеркала, 2 — зеркалодержатели, 3 — стопорный винт, 4 — паз, 5 — винт крепления к кронштейну, 6 — корпус, 7 — стенки кронштейна.

Оптическая схема стерернасадки: 1, 2 — зеркала, 3 — объектив, 4 — фотопленка.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1980, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100