“КАПИТАН ПРАТТ” И “АДМИРАЛ ГРАУ”

В строю перуанского флота вот уже более ста лет всегда значится корабль с названием “Адмирал Грау”. Столь же долго существуют чилийские корабли “Капитан Пратт”. Согласно военно-морской традиции именно так увековечена память о двух известных участниках чилийско-перуанской войны. А началась она из-за спора между Чили и Боливией, не поделивших богатую селитрой провинцию на границе этих государств. Боливию поддержало Перу, в ответ чилийцы блокировали перуанский порт Икике.

В мае 1879 года командующий чилийской эскадрой адмирал Рибоделло получил сведения о появлении в море перуанских кораблей. Он тут же поспешил на перехват, оставив у Икике два тихоходных шлюпа — “Эсмеральду” и “Ковандонгу”. Однако противники разошлись в тумане, и перуанская эскадра благополучно прибыла в порт Арику. Там-то и выяснилось, что в Икике осталось всего два чилийских корабля, и туда немедленно отрядили монитор “Гуаскар” и броненосную батарею “Индепенденция”.

Командир “Эсмеральды” капитан Артуро Пратт обнаружил вражеские корабли на рассвете 21 мая. Понимая, что шлюпы обречены, Пратт тем не менее приказал изготовиться к бою — тарану, и пушкам решено было противопоставить особую тактику...

Еще до появления противника Пратт распространил в городе слухи, будто вокруг чилийских кораблей в изобилии набросаны мины. Когда это дошло до губернатора блокированного города, тот поспешил уведомить об этом капитана Грау. Расчет Пратта оправдался — опасение подорваться на мине сильно сковывало действия перуанского монитора. К тому же Пратт поставил “Эсмеральду” так близко к береговой черте, что ядра пушек “Гуаскара” неизбежно попадали бы в городские здания.

Перуанцы быстро нашли “противоядие” хитрости Пратта: по “Эсмеральде”, стоявшей всего в 300 метрах от берега, открыла огонь полевая батарея. Ядра ее пушек сразу же вывели из строя два котла на шлюпе. “Эсмеральде” пришлось покинуть мелководье и двинуться навстречу монитору. В этот момент единственная из сорока бомб, выпущенных “Гуаскаром”, пробила борт шлюпа и взорвалась в машинном отделении.

В 10.30 “Гуаскар” решил таранить “Эсмеральду”, но удар оказался скользящим. Пратт скомандовал “На абордаж!” и перепрыгнул на монитор, однако приказ его не был услышан в грохоте боя, и он оказался на вражеском корабле один. Отказавшись сдаться в плен, он продолжав отчаянно сражаться: застрелил подбегавшего к нему перуанца, и в тот же миг пуля сразила его...

Гуаскар” снова и снова таранил шлюп. Когда он ударил в третий раз, “Эсмеральда” пошла на дно. Что же касается “Ковандонги”, то ей удалось не только уйти от преследования, но и заманить броненосную батарею на рифы, после чего перуанцам оставалось только сжечь свой новый могучий корабль.

А через полгода — 8 октября 1879 года — “Ковандонга”, участвуя в операции по захвату перуанского монитора, вновь встретилась с “Гуаскаром”, которым командовал все тот же Грау, однако уже в чине адмирала, полученном за потопление “Эсмеральды”. Настигнутый двумя цитадапьными броненосцами “Бланио Энкалада” и “Альмиранте Корхен”, “Гуаскар” через полтора часа губительной канонады захватили в плен. Адмирал Грау, руководивший боем, погиб, разорванный взрывом снаряда из орудия “Альмиранте Корхена”. А исковерканный ядрами и бомбами “Гуаскар” был отбуксирован в Вальпараисо, отремонтирован и включен в состав чилийского флота. Этому кораблю за полтора десятилетия существования пришлось сражаться с “Шахом” и “Аметистом” (см. “М-К 4 за 1978 г.), “Эсмеральдой”, “Альмиранте Кархеном” и “Бланке Энкаладой”, а также участвовать в операциях чилийской междоусобной войны... Он стал, пожалуй, самым знаменитым из всех мониторов, построенных в Англии по заказам других стран.

Как уже говорилось в предыдущих выпусках “Морской коллекции”, после знаменитого сражения на Гемптонском рейде во всем мире началось повальное увлечение мониторами. При этом малые государства предпочитали заказывать корабли в Англии. Вслед за Данией, для которой там построили монитор “Рольф Краке” (1863 г.), на британских верфях в 1865 году сооружается “Гуаскар” (15) для Перу, в 1866-м— “Люфти Джелиль” (16) и “Хивзи Рахман” для Турции, в 1868-м — “Аддер”, “Хейлигерлее”, “Тийгер” и “Крокодил” для Голландии (эта страна с 1869 года начала самостоятельно строить броненосцы и до 1878-го ввела еще 9 единиц).

В самой же Англии первыми мониторами, включенными в состав британского флота, оказались, как это ни парадоксально, корабли, построенные по заказу Конфедерации южных штатов. Южане не располагали развитым машиностроением и после сражения на Гемптонском рейде заказали три броненосца в Англии. Но до окончания гражданской войны в Америке сдан был лишь один — монитор “Стонвелл Джонсон”, да и тот после войны был продан Японии, где получил название “Адзумакан”. Два же других (в британском флоте “Скорпион” и “Уиверн”) купило английское правительство.

В этих кораблях мало что осталось от идеи Эриксона, считавшего главным в мониторе малую высоту борта. Англичане делали ставку на принцип размещения артиллерии в башнях. И это понятно — прежде всего их беспокоили качества, необходимые для действий в открытом море. Заказ южан, пожелавших иметь корабли с мореходностью высокобортных крейсеров и науязвимостью мониторов, оживил давнюю, всеми отвергнутую идею капитана Кольза. Он предлагал проект океанского башенного броненосца с низким бортом и полным парусным вооружением. Правоту Кольза относительно выгодности башенного расположения артиллерии в полной мере подтвердил успех мониторов в США. И в 1862 году адмиралтейство поручает ему переоборудовать “Ройал Соверен” (17) — старый деревянный линейный корабль с паровой машиной — в башенный броненосец береговой обороны.

Кольз срезал две палубы корабля из трех, а оставшийся борт высотой 3 и обшил железной броней толщиной 114 мм. В четырех поворачиваемых вручную железных башнях собственной конструкции он установил пять 229-мм орудий — два в носовой и по одному в трех остальных. Сразу же за первой башней находилась высокая дымовая труба и боевая рубка, обшитая тонкой броней.

Ройал Соверен” испытывался в 1864 году и показал неплохие результаты, хотя, по мнению Кольза, недостаточные для убедительной демонстрации его идей. Он добивается постройки железного башенного броненосца береговой обороны — “Принц Альберт”. От своего предшественника этот корабль отличался тем, что в каждой из четырех его башен размещалось лишь по одному 229-мм орудию. При водоизмещении 3880 т и мощности силовой установки 2130 л. с. “Принц Альберт” развивал скорость 11,65 узла и имел осадку 6 м.

Этот успех Кольза оказался для него последним. Получив подтверждение правильности одной своей идеи — башенного броненосца, он решает проверить правильность другой — низкобортного броненосца с полным парусным вооружением и получает разрешение на постройку такого корабля. Им стал злосчастный “Кептен”, который во время шквала перевернулся и унес на дно Бискайского залива весь экипаж и своего создателя.

Многочисленные выступления Кольза в печати пробудили интерес общественности к проблемам береговой обороны. Адмиралтейство утверждает специальный Комитет защиты берегов Великобритании, призванный рассматривать различные, даже самые экзотические, проекты. Некоторые из них реализовали и неизмеримое количество отвергли. В том числе, например, круглый корабль — шаровой сегмент с водометным движителем, направлявшим судно в любую сторону, известного кораблестроителя Дж. Элдера. Хотя комитет не принял этот проект, причем совершенно обоснованно, тем не менее десять лет спустя русского адмирала Попова не раз упрекали в том, что идею круглых броненосцев он позаимствовал у англичан. В действительности русский корабль ничего общего, кроме очертания в плане, не имел с проектом Элдера.

В конце 1860-х годов Попову поручили спроектировать броненосцы для защиты Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана и вооружить их орудиями, по мощности соизмеримыми с самыми крупными крепостными. Толщина бронирования предполагалась не меньшей, чем у современных иностранных броненосцев, а осадка не должна была превышать 4,3 м. Расчеты и анализ вариантов привели адмирала к единственному решению — цилиндрическому судну с 280—305-мм орудиями, 229—356-мм броневым поясом и 60 — 75-мм броневой палубой. Чтобы проверить ходовые качества столь необычного корабля, Попов строит круглую деревянную шлюпку диаметром 7,3 м с паровой машиной в 32 л. с. Не удовлетворившись удачными ее испытаниями, Попов проводит ряд экспериментов в опытовом бассейне Фруда в Англии: они дали необходимые для проектирования круглого корабля цифры.

Первые черноморские броненосцы-“поповки” “Новгород” и “Киев” (впоследствии — “Вице-адмирал Попов”) заложили 17 декабря 1871 года в Николаеве. Они вступили в строй соответственно в 1874 и 1876 годах.

Появление этих кораблей не могло пройти незамеченным. В русской и мировой печати развернулись бурные дебаты относительно конструкции “поповок”, выражались сомнения в их мореходности, реальном водоизмещении, устойчивости... Хотя спуск кораблей на воду прошел благополучно, окончательно разрешить все споры мог только боевой опыт.

Но русско-турецкая война 1877— 1878 годов не дала возможности провести такую проверку. Когда вражеская эскадра в июле 1877 года появилась перед Одессой, оба броненосца немедленно вышли на рейд... Однако турецкие корабли через три часа скрылись за горизонтом, и “поповнам” не довелось продемонстрировать мощь своих орудий и крепость брони. Но все же роль их оказалась огромной: турецкий флот так и не рискнул приблизиться к нашим берегам.

В 1971 году известный советский историк кораблестроения Н. Залесский объяснил недоверие к кораблям Попова тем, что руководители флота “стали забывать, что “поповки” не мореходные броненосцы, какими они никогда не были и быть не могли, а броненосцы береговой обороны с довольно ограниченной задачей служить, по существу, плавучими фортами...”.

Г. СМИРНОВ, В. СМИРНОВ, инженеры



ТРЕХБАШЕННЫЙ ФРЕГАТ “АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ”, РОССИЯ, 1867 г. Дальнейшим развитием линии отечественных броненосных лодок типа “Смерч”, “Русалка” и “Чародейка” стали двухбашенные фрегаты “Адмирал Спиридов” и “Адмирал Чичагов” и трехбашенные фрегаты “Адмирал Лазарев” и “Адмирал Грейг”. Если лодки предназначались для действий в шхерах, то фрегаты — для защиты рейдов и поддержки шхерного флота. “Адмирал Лазарев” заложен на Балтийском заводе в Петербурге и спущен на воду 9 сентября 1867 года, вступил в строй в 1869-м. Водоизмещение: 3779 т, мощность паровой машины 2004 л. с., скорость хода 11 узлов. Длина наибольшая 77,4 м, ширина 13,1, среднее углубление 5,4 м. Бронирование: бортовой пояс 76—114, башни 152 мм. Вооружение: первоначально 6 229-мм орудий, впоследствии замененных на 3 280-мм, 5 47-мм, 2 37-мм и 2 десантные пушки. В 1892 году все три фрегата перечислены в броненосцы береговой обороны.



15. Монитор “ГУАСКАР”, Перу — Чили, 1865 г. Строился в Англии по заказу правительства Перу. Водоизмещение 2030 т, мощность паровой машины 1050 л. с., скорость хода 12 узлов. Длина между перпендикулярами 58 м, ширина 11, среднее углубление 4,7 м. Бронирование: бортовой пояс 114 мм, башня 138, палуба 36 мм. Вооружение: 2 254-мм орудия, 2 40-фунтовые пушки, 1 2-фунтовая пушка, 1 пулемет (картечница Р. Гатлинга).



16. Монитор “ЛЮФТИ ДЖЕЛИЛЬ”, Турция, 1866 г. Строился в Англии по заказу турецкого правительства. Водоизмещение: 2500 т, мощность паровой машины примерно 1500 п. с., скорость хода 12 узлов. Длина между перпендикулярами 69 м, ширина 9,8, среднее углубление 5,35 м. Бронирование: бортовой пояс 88, башня 127 мм. Вооружение: 2 150-фунтовых орудия, 2 40-фунтовые пушки, 1 32-фунтовая пушка. По заказу Турции построено два однотипных монитора: “Люфти Джелиль” и “Хивзи Рахман”. Оба они участвовали в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, “Люфти Джелиль” затонул 29 апреля 1877 года на Дунае. В перестрелке с русскими береговыми батареями в него попали два снаряда, которые, пробив небронированную палубу, проникли внутрь монитора и вызвали сильнейший взрыв. “Хивзи Рахман” был сильно поврежден снарядом русской шхуны “Ворон” 28 сентября 1877 года.



17. Башенный броненосец “РОЙАЛ СОВЕРЕН”, Англия, 1864 г. Переделан в башенный броненосец из старого трехдечного парусно-парового линейного корабля. Водоизмещение: 5079 т, мощность паровой машины 2463 л. с., скорость хода 11 узлов. Длина между перпендикулярами 73,5 м, ширина 19, среднее углубление 7 м. Бронирование: бортовой пояс 114, башни 127 — 254 мм. Вооружение: 5 229-мм орудий в 4 башнях.

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100