«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ ДЛЯ ВОЙНЫ НА РЕКАХ»

Все эти дни, чем бы ни приходилось заниматься, не оставляли мысли о Пинске», - так вспоминает июльские дни 1944 года вице-адмирал В. В. Григорьев, бывший командующий Днепровской военной флотилией. Наступавшие советские войска могли штурмовать этот город, окруженный реками и непроходимыми болотами, только с востока и северо-востока. По воде же можно было выйти к нему с юга и ударить по врагу с тыла.

Командование Днепровской флотилии предложило штабу 61-й армии, готовившейся к штурму, смелый план: кораблям флотилии, скрытно углубившись в расположение противника на 18 - 20 км, внезапно ворваться в пределы города и высадить стрелковый полк прямо в Пинске. Белорусские партизаны должны были заранее снять все немецкие дозоры и посты боевого охранения вдоль маршрута следования кораблей. Артподготовку решили не проводить.

В ночь на 12 июля семь бронекатеров и пять катеров ПВО с первой волной десанта двинулись в путь и через три часа появились прямо у причалов гражданского порта. Фашисты в буквальном смысле слова проспали высадку десанта и открыли разрозненную стрельбу только через 10-12 минут, когда десантники уже продвинулись в глубь города. Через 40 минут на берегу был уже весь полк, а бронекатера, заняв позицию на реке, присоединились к кораблям артиллерийской поддержки.

Однако к утру, перебросив в город два полка мотопехоты, гитлеровцы снова оттеснили десант к берегу. В примыкавшем к порту парке завязался ожесточенный бой. Требовалась срочная помощь, и командование флотилии решается на дневной прорыв...

Три бронированных катера № 2, 43 и 92, каждый с 90-95 солдатами на борту, вышли к Пинску. «За последним поворотом показался город, - вспоминает один из участников прорыва И. Плехов, - и в тот же момент совершенно неожиданно открыли огонь вышедшие на берег самоходки. Катера не могли ни свернуть, ни прибавить хода. Мы прекрасно видели развернувшиеся «лбами» к нам «фердинанды», но орудия наши были бессильны против их 200-мм брони...»

БКА № 92 принял на себя главный удар. Вражеские снаряды буквально изрешетили корабль, но он все же выполнил задачу: дошел до причала в центре города и сел на грунт, а десантникам пришлось прыгать прямо в воду. Сел на грунт и БКА № 2, лишь № 43 высадил подкрепление на причал и остался невредимым. Поддержка подоспела вовремя: под прикрытием кораблей флотилии десант смог удержать свои позиции на плацдарме вплоть до соединения с частями армии, штурмовавшими Пинск с суши. Спустя десять дней в освобожденном городе на собрании личного состава флотилии, как вспоминал В. В. Григорьев, говорилось, что здесь, на берегу Пины, обязательно будет стоять памятник морякам и десантникам, павшим при освобождении города. Такой памятник был сооружен - им стал поднятый на пьедестал геройский бронекатер № 92. Этот корабль - представитель славного, не имевшего аналогов в иностранных флотах семейства речных катеров, заслуживших у участников Великой Отечественной войны ласковые прозвища - «броняшки», «бычки», «букашки» и т. д.

Потребность в таких «речных танках» со всей очевидностью проявилась еще в 1929 году во время вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге. Но первое задание на проектирование было выдано одному из проектных КБ лишь в конце 1934 года. Военно-морские силы хотели получить двухбашенный артиллерийский катер с противопульной броней. Таким кораблям предстояло нести службу в верховьях Днепра и на его притоках, что ограничивало осадку корабля всего полуметром. Остальные размерения следовало выбирать с учетом возможности перевозить БКА по железной дороге.

Работая над заданием, главный конструктор Ю. Ю. Бенуа очень скоро убедился, что катер с двумя башнями и осадкой 0,5 м неосуществим, и это побудило его разработать два примерно одинаковых по компоновке катера - большой и малый. В обоих проектах подбашенные отсеки, машинные отделения, топливные цистерны и радиорубка размещались в бронированной цитадели. Над ней в бронированной же рубке располагался пост управления. В носу и в корме от цитадели находились жилые и хозяйственные помещения.

Первоначально предполагалось вооружать бронекатера 45-мм пушками в башнях танка Т-26, потом их заменили короткоствольными горными 76-мм пушками в башнях танков Т-28 и Т-35, состоявших в то время на вооружении Красной Армии. Такое решение позволяло снабжать катера боеприпасами с армейских складов, а это было немаловажным достоинством, ведь в боевых условиях военные флотилии должны были подчиняться армейскому командованию. Поскольку танковые башни имели угол возвышения орудий всего 26°, это исключало возможность стрельбы по самолетам; для борьбы с воздушным противником устанавливались пулеметы. В конце 1936 года на испытания поступили два головных катера: большой двухбашенный (проект 1124) и малый однобашенный (проект 1125). На базе этих проектов в 1937 году по срочному заказу Главного управления погранвойск был разработан проект еще одного однобашенного - С-40 для Амударьи - реки со стремительным течением и большим количеством песка и ила в воде. После успешных испытаний началась серийная постройка больших и малых кораблей, предназначенных для плавания на стесненных речных фарватерах в непосредственной близости от занятого противником берега. К началу Великой Отечественной войны в строю Днепровской, Пинской и Дунайской военных флотилий находилось 85 катеров обоих типов, и еще 68 строились.

«Нужду в бронекатерах мы ощутили в первые же месяцы войны, - вспоминал адмирал Н. Г. Кузнецов, бывший в годы войны наркомом ВМФ. - На их строительство было переключено несколько заводов, но возникли трудности с башнями и броней. Крайняя нужда в танках не позволила выделить флоту хотя бы какую-то часть брони, которую вырабатывали наши заводы». Чтобы не задерживать выпуск необходимых фронту кораблей, моряки стали вооружать готовые корпуса старыми, списанными с флота зенитными 76-мм пушками Лендера, создав таким образом на базе проекта 1124 (127) и 1125 неплохие катера ПВО.

Тем временем Н. Г. Кузнецов снова и снова напоминал о нуждах флота наркому танковой промышленности В. А. Малышеву. «Могу выделить только в случае перевыполнения плана, - отбивался нарком. - За танки отвечаю головой». Но несмотря на такой не очень-то обнадеживающий ответ, флот вскоре начал получать отличные башни от знаменитых танков Т-34 с 76-мм орудием. Они устанавливались как на больших, так и на малых катерах (128).

В годы войны башни были не единственной новинкой. Так, кораблестроители заменяли закаленную броню гомогенной, которую можно было сваривать; вместо моторов отечественного производства ставили поступавшие по ленд-лизу американские «холл-скоты» и «паккарды»; снабжали палубы рельсами для постановки минных заграждений; усиливали противовоздушную оборону установкой дополнительных пулеметов и 37-мм зенитных автоматов (129); даже втискивали в рубки железные печки-«буржуйки», чтобы экипаж не замерзал при остановленных двигателях во время плаваний в битом льду.

В 1944 году был разработан новый проект бронекатера с двумя 85-мм пушками в башнях с углом возвышения 85°. Броня толщиной 12,7 мм защищала не только цитадель, но и всю ватерлинию, что существенно повысило способность кораблей преодолевать ледяные поля. В 1945 году опытный образец успешно прошел испытания, но участвовать в боевых действиях ему уже не довелось...

«Во всех речных флотилиях, тесно взаимодействовавших с армейскими частями, самыми удобными во всех отношениях кораблями оказались именно бронекатера, - писал адмирал Н. Г. Кузнецов. - Эти мелкосидящие и в то же время бронированные корабли отлично решали свои задачи при непосредственном сопровождении армии вдоль речных путей или при переправах войск через реки. К довольно мощной артиллерии мониторов на практике обращались реже, чем к 76-мм орудиям в башнях бронекатеров и их крупнокалиберным пулеметам, рассчитанным на действия в непосредственной близости от берега. В операциях на реках очень нужны были эти своего рода «речные танки» - небольшие подвижные корабли, способные бить наземные танки на берегу и выдерживать их огонь. От орудий крупного калибра бронекатера успешно уклонялись с помощью маневра; они могли подойти близко к цели и почти в упор бить по ней. Словом, это были универсальные корабли для войны на реках». И опыт боевых действий дал примеры, блестяще подтверждающие слова наркома ВМФ.

Так, именно эти корабли Дунайской военной флотилии высадили на вражеский берег первый морской десант Великой Отечественной. 24 июня 1941 года в 2.30 ночи орудия советских мониторов и сухопутной батареи открыли огонь по румынскому берегу Дуная и одновременно приступили к боевым действиям четыре БКА с отрядом десантников. В 2.45 артиллерия перенесла огонь в глубь берега; по целям на участке высадки ударили пулеметы и пушки бронекатеров, десантники стали прыгать на мелководье и выбираться на берег. Через полчаса бой затих, десантники захватили первых пленных и трофеи. Задача была решена: прицельный огонь вражеской артиллерии по Измаилу прекратился.

Спустя два дня на другом участке советско-германского фронта отличились три бронекатера Пинской военной флотилии. В ночь на 26 июня 1941 года монитор «Смоленск» и БКА № 202, 204 и 205 скрытно углубились в расположение вражеских войск на 12 км, высадили корректировочный пост и метким артиллерийским огнем уничтожили немецкую переправу через Березину, по которой фашистское командование перебрасывало подкрепления против перешедшей в контрнаступление советской 21-й армии.

23 июля 1942 года 15 бронекатерам Волжской военной флотилии, вооруженным старыми 76-мм зенитками Лендера, было поручено конвоирование транспортов. За месяц они отбили более 190 воздушных атак, провели 128 караванов, не дав потопить ни одного судна! Так был сорван замысел фашистского командования, вознамерившегося с помощью авиации вывести из строя важнейшую стратегическую магистраль - реку Волгу, по которой шло около 60% всех внутренних перевозок.

Позднее этим кораблям доводилось ходить в разведку, обстреливать цели на занятой врагом территории, высаживать и снимать десанты. Но больше всего им пришлось поработать на волжских переправах. Захватив господствующие над Сталинградом высоты, гитлеровцы взяли под прицел волжские фарватеры, и вся тяжесть снабжения советских войск, сражавшихся на улицах города, легла на БКА, малые размеры, высокая скорость и бронирование которых сделали их поистине незаменимыми в сложившихся условиях. По ночам, освещаемые фашистскими прожекторами и осветительными ракетами, обстреливаемые артиллерией противника, они делали по 8-10 рейсов, переправляли через Волгу продовольствие и боеприпасы, оружие и подкрепления. В редкие ночи, когда враг почему-либо не оказывал противодействия, большие катера принимали на борт по 200 бойцов с оружием, малые - по 100.

Много позднее, оценивая вклад катерников Волжской флотилии в оборону Сталинграда, командарм прославленной 62-й армии В. И. Чуйков писал: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия».

В летописи Великой Отечественной навечно останется героический прорыв 24 однобашенных бронекатеров Днепровской флотилии через мелководный Западный Буг в сентябре - октябре 1944 года. На путь, который в обычных условиях занимал 5-6 часов, они затратили почти три недели. Но удивляться этому не приходится, кораблям с осадкой 0,6 м надо было преодолеть 92 переката, где глубина порой не превышала 0,35 - 0,4 м!

«Чего только не пробовали, какие только фантастические способы не предлагались и не применялись. Пытались строить запруды. Углубляли фарватер, взрывали. Выписали из Киева гидромониторы для размыва грунта. Разыскали старичка, который плетеными щитами регулировал течение так, что оно само размывало песок по стержню. Однако и по сие время никто не может назвать автора самого дельного предложения: протаскивать бронекатера волоком», - вспоминает один из участников этой героической эпопеи. Сначала воротами, а потом тракторами проволокли днепровцы свои корабли, и 19 октября участвовали в бомбардировании и взятии Сероцка - укрепившиеся там гитлеровцы преграждали нашей армии путь на запад. А весной 1945 года силы Днепровской флотилии перенесли свои боевые действия на территорию Германии...

12 апреля 1945 года «речные танки» флотилии выдвинулись вместе с другими артиллерийскими кораблями на огневые позиции на Кюстринском плацдарме, «получили цели», высадили корректировочные посты. И в грандиозной битве за Берлин они тоже сказали свое веское слово.

Прошли годы, и во многих городах нашей Родины стали на пьедесталы «речные танки» - корабли, сражавшиеся на всех фронтах Великой Отечественной от первого до последнего дня.

Г. СМИРНОВ, И. ЧЕРНИКОВ



Бронекатер проекта 1124, СССР, 1943 г. Модификация военных лет, созданная на базе проекта 1124. Водоизмещение 47,3 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 21 узел. Длина наибольшая 25,3 м, ширина 4,06 м, среднее углубление 0,76 м. Бронирование цитадели и рубки 5-8 мм. Вооружение: два 76-мм орудия в башнях танка Т-34, два 12,7-мм пулемета.



127. Бронекатер ПВО, проект 1124, СССР, 1942 г. Модификация катера проекта 1124, созданного в 1936 году. В ходе войны из-за дефицита штатных танковых башен на корпусах бронекатеров стали устанавливать старые зенитные пушки Лендера. Водоизмещение 47,3 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 21 узел. Длина наибольшая 25,3 м, ширина 4,06 м, среднее углубление 0,76 м. Бронирование цитадели и рубки 5 - 8 мм. Вооружение: две 76-мм зенитные пушки Лендера, два 12,7-мм пулемета.



128. Малый бронекатер, проект 1125, СССР, 1943 г. Модификация катера проекта 1125, созданного в 1936 году. Водоизмещение 29,3 т, мощность бензинового мотора 850 л. с., скорость хода 17 узлов. Длина наибольшая 22,65 м, ширина 3,55 м, среднее углубление 0,56 м. Бронирование цитадели и рубки 4-7 мм. Вооружение: одно 76-мм орудие в башне танка Т-34, три 7,6-мм пулемета.



129. Большой бронекатер, проект 1124, СССР, 1944 г. Модификация бронекатера проекта 1124 с башнями танка Т-34. Водоизмещение 49,3 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 21 узел. Длина наибольшая 25,3 м, ширина 4,06 м, среднее углубление 0,81 м. Бронирование цитадели 5-8 мм. Вооружение: два 76-мм орудия в башнях танка Т-34, два 12,7-мм пулемета, один 37-мм зенитный автомат.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №7
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100