ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ МОСКИТНОГО ФЛОТА
РАКЕТЫ

Как ни парадоксально, но ракета как вид вооружения имеет еще более долгую историю, чем артиллерия. Реактивные “огненные стрелы”, известные уже в Древнем Китае, неоднократно пытались применить и на флоте. Однако несмотря на очевидное преимущество — легкость пусковой установки по сравнению с пушкой,— ракеты обладали и серьезным недостатком: низкой точностью стрельбы. Поэтому составить конкуренцию артиллерийскому снаряду они не смогли до тех пор, пока не появились системы, управляющие их полетом.

Первыми противокорабельными ракетами (ПКР) стали разработанные в годы второй мировой войны немецкие реактивные снаряды класса “воздух — корабль”. Любопытно, что единственным случаем успешного применения этого оружия стало уничтожение корабля своего бывшего союзника. В 1943 году ракетой, выпущенной с самолета, был потоплен итальянский линкор “Рома”, шедший сдаваться англичанам на Мальту.

В марте 1945 года начались испытания первой советской крылатой ракеты 10Х, оснащенной пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и предназначенной для вооружения бомбардировщика Пе-8. Данный вид оружия пытались совершенствовать и после войны: в 50-е годы в США создали “воздушную торпеду” “Раскол”, а в Швеции — ракету “Робот” Rb-315, которой впервые вооружили надводный корабль — эсминец “Халланд”.

Прототипом нового поколения самонаводящихся ПКР следует признать японские самолеты-снаряды “Бака” (“Ока”) класса “воздух — корабль”, созданные в самом конце второй мировой войны. “Система самонаведения” этих маленьких самолетиков с ракетными двигателями была решена в традиционно самурайском духе: ею являлся... летчик-смертник. Впрочем, несмотря на внешне грозные характеристики, реактивные камикадзе не причинили серьезного вреда американскому флоту.

В 50-е годы в связи с развитием электроники, кибернетики и вычислительной техники возникли предпосылки для создания полностью автономных систем управления. Первым из осуществленных проектов стала система радиолокационного самонаведения ракет. Принцип ее действия заключается в следующем. Учитывая, что в море корабль всегда представляет собой контрастную для локатора цель, в головке ракеты разместили приемник, реагирующий на отраженное от цели эхо. При отклонении от курса за счет разнесенных по сторонам головки приемников возникал сигнал рассогласования, управлявший горизонтальными рулями и направлявший ракету на корабль противника. Такая система может быть активной (когда излучающий радар размещен на самой ракете) или полуактивной (когда цель облучается с корабля-носителя или вертолета). Впервые подобные ПКР испытали в СССР. Несмотря на позднюю реабилитацию кибернетики, именно нашим ученым и инженерам принадлежит приоритет в разработке нового типа морского оружия. За рубежом лихорадочные работы по созданию ПКР развернулись лишь после потопления египетскими катерами израильского эсминца “Эйлат” (см. “М-К” № 7 за 1988 г.).

Поначалу на Западе пытались приспособить в качестве противокорабельных уже имеющиеся ракеты других классов. Так, в США на базе авиационной противорадиолокационной ракеты “Стандарт” ARM создали вариант класса “корабль — корабль”, в Италии ту же операцию проделали с зенитной “Спэрроу”, более чем скромные данные которой решили замаскировать рекламным названием “Си Киллер” — “Морской убийца”, а во Франции для катеров использовали противотанковые снаряды SS-12. Увы, все переделанные ракеты оказались малоэффективными: они несли небольшой заряд ВВ и имели явно недостаточную дальность полета. Правда, этих недостатков была лишена шведская ПКР того же типа — Rb-08A, созданная на базе французской реактивной мишени СТ-20. Но она получилась настолько громоздкой и неуклюжей, что об оснащении ею боевых катеров не могло быть и речи. В результате Rb-08A поступила на вооружение лишь двух эсминцев да нескольких береговых батарей, заменив собой устаревшую Rb-315.

Первыми зарубежными ПКР специальной разработки стали французская “Экзосет”, израильская “Габриэль” и норвежская “Пингвин”, принятые на вооружение в 1970—1971 годах. Наиболее совершенной из них оказалась французская: ныне ею оснащено более 250 кораблей и катеров почти тридцати стран мира, а в КНР на ее базе спроектирована собственная ПКР С-801.

Известны пять модификаций ракеты “Экзосет”, хотя на катерах используются только две из них — ММ-38 и ММ-40. Обе ракеты разработаны фирмой “Аэроспасьяль”. У ММ-40 крылья и хвостовое оперение складные (последнее позволило пусковую установку-контейнер сделать более компактной). В носовом отсеке ПКР располагается активная радиолокационная моноимпульсная головка самонаведения массой около 30 кг, способная захватить цель средних размеров (фрегат, эсминец) на дальности 24 км. Запуск ракеты осуществляется с помощью твердотопливного стартового ускорителя, работающего всего 2,4 с, после чего включается маршевый двигатель, также твердотопливный. Высота полета контролируется радиовысотомером и составляет в среднем 10—15 м, на конечном участке траектории 2—3 м. Полубронебойная боевая часть массой 165 кг, оснащенная контактным и неконтактным взрывателями, способна вывести из строя практически любой корабль водоизмещением до 3000—4000 т — достаточно вспомнить гибель эсминца “Шеффилд” в ходе англо-аргентинского конфликта и тяжелые повреждения американского фрегата “Старк” в Персидском заливе — в обоих случаях удар по кораблям был нанесен авиационной модификацией ракеты “Экзосет” АМ-39.



Устройство ракеты «Экзосет» ММ-38: 1 — кормовой приборный отсек, 2 — стартовый ускоритель, 3 — маршевый твердотопливный двигатель, 4 — заряд ВВ, 5 — блок логики, 6 — гироскоп с коррекцией вертикали, 7 — радиовысотомер, 8 — блок обработки команд наведения, 9 — головка самонаведения с инерциальной системой, 10,12 — антенны радиовысотомера, 11 — осевой гироскоп.

Израильская ПКР “Габриэль” поступила на вооружение катеров типа “Саар” в 1970 году. Первый ее вариант — Мк-1 — имел дальность 20 км и оснащался инерциальной и полуактивной радиолокационной системами самонаведения. В 1973 году появилась модификация Мк-2, дальность полета которой удалось увеличить вдвое. Ракета в принципе получилась удачной и, что важно, недорогой. Поэтому ее охотно закупали страны третьего мира, а на Тайване и в ЮАР даже наладили ее производство по лицензиям — под названиями “Сюнфэн” и “Скорпион” соответственно. Правда, система наведения, оставшаяся такой же, как и на “Габриэль” Мк-1, требовала постоянной подсветки цели радаром с катера-носителя, что иногда снижало эффективность ракеты. В итоге в 1982 году появилась усовершенствованная ПКР — Мк-3 с активной радиолокационной головкой самонаведения, что лишило систему “Габриэль” ее главного достоинства— дешевизны.

Ракета “Пингвин” разработана норвежской фирмой “Конгсберг вапенфабрик” к конструктивно напоминает “Габриэль”, но выполнена по схеме “утка”. Ее особенность — инфракрасная система самонаведения, реагирующая на тепловое излучение корабля противника. Дальность захвата цели средних размеров составляет около 1000 м, а сектор обзора — 45°. Еще одна специфическая черта ракеты — возможность лететь по сложной, заранее запрограммированной траектории. Для катеров создано две модификации, причем последняя — “Пингвин” Мк-2, появившаяся в 1973 году,— имеет стартовую массу 340 кг и дальность полета 30 км.

Второе поколение ПКР, разработанных в середине 70-х — начале 80-х годов, в первую очередь отличает применение нового типа двигателя — турбореактивного. Дело в том, что твердотоплнвные двигатели, несмотря на свою дешевизну, имеют ряд недостатков; основной из них — изменение тяги по мере горения топлива. Поэтому необходимость увеличения дальности стрельбы потребовала новых силовых установок.

Первая такая ракета — “Отомат” — совместное производство итальянской фирмы “ОТО-Мелара” и французской “Матра” (от их наименований и произошло название системы). ПКР запускается с помощью двух твердотопливных стартовых ускорителей, после чего включается турбореактивный двигатель “Арбизон-3” (фирмы “Турбомека”). На конечном участке траектории ракета делает горку и пикирует на цель. В настоящее время выпускаются модернизированные ракеты “Отомат” Мк-2 и Мк-3 с усовершенствованными головками самонаведения, а также разрабатывается новый сверхзвуковой вариант под названием “Отомах”.

Американская ПКР “Гарпун” характеризуется дальнейшим развитием принципов, заложенных в системе “Отомат”. Ее турбореактивный двигатель при собственной массе всего 44 кг развивает тягу 273 кгс, что позволило при небольших размерах ракеты довести ее боевой заряд до 225 кг, а дальность — до 120 км. Благодаря совершенным техническим данным “Гарпун” стал одной из самых распространенных на Западе систем, несмотря на то, что цена серийной ракеты превышает миллион долларов.

Последняя из принятых на вооружение ПКР — шведская RBS-15 — также оснащена турбореактивным двигателем. Она заметно тяжелее “Гарпуна”, однако, как отмечают зарубежные специалисты, имеет головку самонаведения высокой помехозащищенности.

Говоря о ракетах, нельзя оставить без внимания и важнейшую составную часть любого ракетного комплекса — средства обнаружения и управления огнем. Центральное место в электронной “начинке” корабля-носителя занимают боевые информационно-управляющие системы (БИУС), без которых, учитывая скоротечность современного боя, немыслимо обеспечить требующуюся мгновенную реакцию оружия на угрозу со стороны противника. Неудивительно, что стоимость электронного оборудования современного ракетного катера приближается к 80% общих расходов на его постройку.

В принципе разработанных за рубежом катерных БИУС еще меньше, чем типов ракет,— пожалуй, их можно пересчитать по пальцам. Наиболее распространены здесь французская система “Вега”, голландская WM20-28, шведская 9LV200 и итальянская NA-10 “Арго”.

БИУС “Вега” создана фирмой “Томсон-КСФ” и обычно работает в комплексе с радиолокационными станциями (РЛС) “Тритон” и “Поллукс” (первая служит для обнаружения целей, вторая — для управления огнем). Данной системой оснащены западногерманские ракетные катера типа “Тигр”, эквадорские типа “Кито”, перуанские типа “Веларде”, а также многочисленные катера семейства “Ла Комбаттант”, поставлявшиеся в Грецию, Ливию, Нигерию и другие страны.

Близкие между собой БИУС WM20, 22, 27 и 28 спроектированы фирмой “Голландзе Сигиаал”. Внешний отличительный признак систем этой серии — своеобразный сферический обтекатель РЛС управления огнем. WM20 установлена на западногерманских катерах типа “Цобель”, аргентинских “Интерпида”, WM27 — на западногерманских “Альбатрос”, WM28 — на турецких “Доган”, иранских “Каман” и т. д.

Система 9LV200 шведской фирмы “Филипс электроник индустриер” разработана по модульному принципу и состоит на вооружении шведских ракетных катеров “Стокгольм”, “Хугин”, “Норчепинг”, датских “Виллемоэс”, малайзийских “Хандалан”, югославских “Раде Конкар”, а модификация 9LV228 — на кувейтских типа “Машувах”. РЛС системы имеют повышенную помехоустойчивость благодаря наличию быстрой перестройки по частоте.



Блок-схема БИУС 9LV200 шведского ракетного катера «Хаук»: 1 — РЛС обнаружения целей, 2 — ракета «Пингвин», 3 — РЛС управления огнем с лазерным дальномером, 4,6 — пульты управления огнем, 5 — 57-мм артустановка «Бофорс», 7 — ЭВМ, 8 — блок РЛС обнаружения, 9 — пульт тактической обстановки и управления ракетным оружием.

Итальянские катера на подводных крыльях “Спарвьеро”, венесуэльские “Конститусьон”, тайваньские “Лунцзян” оснащены системой NA-10 “Арго” итальянской фирмы “Электроника Сан-Джорджио”. Эту же БИУС приобрели и ВМС США для своих катеров на подводных крыльях типа “Пегасус”, лишь вместо итальянской РЛС “Орион-10Х” американцы взяли радар от голландской БИУС WM28.

Следует отметить, что электронная военная продукция по своим качествам зачастую далека от того, какой ее рисует реклама западных фирм-изготовителей. Одной из версий причины уничтожения иранского аэробуса в июле 1988 года является утверждение представителей Пентагона, будто БИУС американского крейсера “Винсеннес” “спутала” пассажирский лайнер с истребителем. В связи с этим многие специалисты высказывают тревогу, считая”. что возможный отказ в одной из цепей системы может спровоцировать самопроизвольный пуск ракеты. Последствия такого инцидента трудно предсказать...



ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ РАКЕТ

Наименование (страна, год разработки)

Масса, кг: ракеты/боевой части

Размеры, м: длина х диаметр х размах крыла

Дальность стрельбы, км

Скорость, число М

Система наведения*

Страны, принявшие ракету на вооружение

S8-12M (Франция; 1967)

75/26

2,3х0,18х0,53

6

0,5

РК по проводам

Греция, Тунис, Марокко

“Экзосет” ММ-38 (Франция, 1871)

735/165

5,21х0,35х1,0

40

0,9

И+АР

Франция, ФРГ, Англия, Греция, Бельгия, Бразилия, Аргентина и др.

“Экзосет” MM-40 (Франция, 1980)

825/165

5,65х0,35х1,1

70

0,9

И+АР

Франция, Эквадор, Колумбия, Оман, Тунис м др.

“См Киллер” Мк-1 (Италия, 1969)

166/50

3,73х0,20х0,85

10

1,5

РК

Италия, Иран

“Си Киллер” Мк-2 (Италия, 1972)

300/70

4,7х0,21х1,0

25

0,85

РК

Италия

“Отомат” Мк-1 (Франция - Италия, 1975)

770/210

4,46х46х1,35

80

0,9

И+АР

Италия, Египет, Венесуэла, Перу, Ливия, м др.

“Стандарт” ARM (США, 1969)

816/-

4,57х0,3х1,09

25

1,5

ПАР

США, Южная Корея, Иран

“Гарпун” RGM-84A (США, 1977)

520/225

3,84х34х0,91

120

0,85

И+АР

США, Англия, Австралия, Япония, Южная Корея и др.

“Пингвин” Мк-1 (Норвегия, 1970)

330/120

3,0х0,28х1,4

20

0,7

И+ИК

Норвегия, Швеция, Греция, Турция

“Габриэль”, Мк-2 (Израиль, 1973)

500/150

3,42х0,34х1,38

40

0,7

РК+ПАР

Израиль, ЮАР, Чили, Сингапур, Таиланд, Кения и др.

RBS-15 (Швеция, 1985)

780/200

4,35х0,50х1,4

100

1,0

И+АР

Швеция

* РК - радиокомандная, И - инерциальная, АР - активная радиолокационная, ПАР - полуактивная радиолокационная, ИК - инфракрасная.

Б. КОЛЧАНОВ, инженер



Источник: "Моделист-Конструктор" 1989, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100