Архив журнала Моделист-Конструктор
РАКЕТЫ |
Устройство ракеты «Экзосет» ММ-38: 1 кормовой приборный отсек, 2 стартовый ускоритель, 3 маршевый твердотопливный двигатель, 4 заряд ВВ, 5 блок логики, 6 гироскоп с коррекцией вертикали, 7 радиовысотомер, 8 блок обработки команд наведения, 9 головка самонаведения с инерциальной системой, 10,12 антенны радиовысотомера, 11 осевой гироскоп.
Израильская ПКР “Габриэль” поступила на вооружение катеров типа “Саар” в 1970 году. Первый ее вариант — Мк-1 — имел дальность 20 км и оснащался инерциальной и полуактивной радиолокационной системами самонаведения. В 1973 году появилась модификация Мк-2, дальность полета которой удалось увеличить вдвое. Ракета в принципе получилась удачной и, что важно, недорогой. Поэтому ее охотно закупали страны третьего мира, а на Тайване и в ЮАР даже наладили ее производство по лицензиям — под названиями “Сюнфэн” и “Скорпион” соответственно. Правда, система наведения, оставшаяся такой же, как и на “Габриэль” Мк-1, требовала постоянной подсветки цели радаром с катера-носителя, что иногда снижало эффективность ракеты. В итоге в 1982 году появилась усовершенствованная ПКР — Мк-3 с активной радиолокационной головкой самонаведения, что лишило систему “Габриэль” ее главного достоинства— дешевизны.
Ракета “Пингвин” разработана норвежской фирмой “Конгсберг вапенфабрик” к конструктивно напоминает “Габриэль”, но выполнена по схеме “утка”. Ее особенность — инфракрасная система самонаведения, реагирующая на тепловое излучение корабля противника. Дальность захвата цели средних размеров составляет около 1000 м, а сектор обзора — 45°. Еще одна специфическая черта ракеты — возможность лететь по сложной, заранее запрограммированной траектории. Для катеров создано две модификации, причем последняя — “Пингвин” Мк-2, появившаяся в 1973 году,— имеет стартовую массу 340 кг и дальность полета 30 км.
Второе поколение ПКР, разработанных в середине 70-х — начале 80-х годов, в первую очередь отличает применение нового типа двигателя — турбореактивного. Дело в том, что твердотоплнвные двигатели, несмотря на свою дешевизну, имеют ряд недостатков; основной из них — изменение тяги по мере горения топлива. Поэтому необходимость увеличения дальности стрельбы потребовала новых силовых установок.
Первая такая ракета — “Отомат” — совместное производство итальянской фирмы “ОТО-Мелара” и французской “Матра” (от их наименований и произошло название системы). ПКР запускается с помощью двух твердотопливных стартовых ускорителей, после чего включается турбореактивный двигатель “Арбизон-3” (фирмы “Турбомека”). На конечном участке траектории ракета делает горку и пикирует на цель. В настоящее время выпускаются модернизированные ракеты “Отомат” Мк-2 и Мк-3 с усовершенствованными головками самонаведения, а также разрабатывается новый сверхзвуковой вариант под названием “Отомах”.
Американская ПКР “Гарпун” характеризуется дальнейшим развитием принципов, заложенных в системе “Отомат”. Ее турбореактивный двигатель при собственной массе всего 44 кг развивает тягу 273 кгс, что позволило при небольших размерах ракеты довести ее боевой заряд до 225 кг, а дальность — до 120 км. Благодаря совершенным техническим данным “Гарпун” стал одной из самых распространенных на Западе систем, несмотря на то, что цена серийной ракеты превышает миллион долларов.
Последняя из принятых на вооружение ПКР — шведская RBS-15 — также оснащена турбореактивным двигателем. Она заметно тяжелее “Гарпуна”, однако, как отмечают зарубежные специалисты, имеет головку самонаведения высокой помехозащищенности.
Говоря о ракетах, нельзя оставить без внимания и важнейшую составную часть любого ракетного комплекса — средства обнаружения и управления огнем. Центральное место в электронной “начинке” корабля-носителя занимают боевые информационно-управляющие системы (БИУС), без которых, учитывая скоротечность современного боя, немыслимо обеспечить требующуюся мгновенную реакцию оружия на угрозу со стороны противника. Неудивительно, что стоимость электронного оборудования современного ракетного катера приближается к 80% общих расходов на его постройку.
В принципе разработанных за рубежом катерных БИУС еще меньше, чем типов ракет,— пожалуй, их можно пересчитать по пальцам. Наиболее распространены здесь французская система “Вега”, голландская WM20-28, шведская 9LV200 и итальянская NA-10 “Арго”.
БИУС “Вега” создана фирмой “Томсон-КСФ” и обычно работает в комплексе с радиолокационными станциями (РЛС) “Тритон” и “Поллукс” (первая служит для обнаружения целей, вторая — для управления огнем). Данной системой оснащены западногерманские ракетные катера типа “Тигр”, эквадорские типа “Кито”, перуанские типа “Веларде”, а также многочисленные катера семейства “Ла Комбаттант”, поставлявшиеся в Грецию, Ливию, Нигерию и другие страны.
Близкие между собой БИУС WM20, 22, 27 и 28 спроектированы фирмой “Голландзе Сигиаал”. Внешний отличительный признак систем этой серии — своеобразный сферический обтекатель РЛС управления огнем. WM20 установлена на западногерманских катерах типа “Цобель”, аргентинских “Интерпида”, WM27 — на западногерманских “Альбатрос”, WM28 — на турецких “Доган”, иранских “Каман” и т. д.
Система 9LV200 шведской фирмы “Филипс электроник индустриер” разработана по модульному принципу и состоит на вооружении шведских ракетных катеров “Стокгольм”, “Хугин”, “Норчепинг”, датских “Виллемоэс”, малайзийских “Хандалан”, югославских “Раде Конкар”, а модификация 9LV228 — на кувейтских типа “Машувах”. РЛС системы имеют повышенную помехоустойчивость благодаря наличию быстрой перестройки по частоте.
|
Блок-схема БИУС 9LV200 шведского ракетного катера «Хаук»: 1 РЛС обнаружения целей, 2 ракета «Пингвин», 3 РЛС управления огнем с лазерным дальномером, 4,6 пульты управления огнем, 5 57-мм артустановка «Бофорс», 7 ЭВМ, 8 блок РЛС обнаружения, 9 пульт тактической обстановки и управления ракетным оружием.
Итальянские катера на подводных крыльях “Спарвьеро”, венесуэльские “Конститусьон”, тайваньские “Лунцзян” оснащены системой NA-10 “Арго” итальянской фирмы “Электроника Сан-Джорджио”. Эту же БИУС приобрели и ВМС США для своих катеров на подводных крыльях типа “Пегасус”, лишь вместо итальянской РЛС “Орион-10Х” американцы взяли радар от голландской БИУС WM28.
Следует отметить, что электронная военная продукция по своим качествам зачастую далека от того, какой ее рисует реклама западных фирм-изготовителей. Одной из версий причины уничтожения иранского аэробуса в июле 1988 года является утверждение представителей Пентагона, будто БИУС американского крейсера “Винсеннес” “спутала” пассажирский лайнер с истребителем. В связи с этим многие специалисты высказывают тревогу, считая”. что возможный отказ в одной из цепей системы может спровоцировать самопроизвольный пуск ракеты. Последствия такого инцидента трудно предсказать...
|
|
Наименование (страна, год разработки) |
Масса, кг: ракеты/боевой части |
Размеры, м: длина х диаметр х размах крыла |
Дальность стрельбы, км |
Скорость, число М |
Система наведения* |
Страны, принявшие ракету на вооружение |
S8-12M (Франция; 1967) |
75/26 |
2,3х0,18х0,53 |
6 |
0,5 |
РК по проводам |
Греция, Тунис, Марокко |
“Экзосет” ММ-38 (Франция, 1871) |
735/165 |
5,21х0,35х1,0 |
40 |
0,9 |
И+АР |
Франция, ФРГ, Англия, Греция, Бельгия, Бразилия, Аргентина и др. |
“Экзосет” MM-40 (Франция, 1980) |
825/165 |
5,65х0,35х1,1 |
70 |
0,9 |
И+АР |
Франция, Эквадор, Колумбия, Оман, Тунис м др. |
“См Киллер” Мк-1 (Италия, 1969) |
166/50 |
3,73х0,20х0,85 |
10 |
1,5 |
РК |
Италия, Иран |
“Си Киллер” Мк-2 (Италия, 1972) |
300/70 |
4,7х0,21х1,0 |
25 |
0,85 |
РК |
Италия |
“Отомат” Мк-1 (Франция - Италия, 1975) |
770/210 |
4,46х46х1,35 |
80 |
0,9 |
И+АР |
Италия, Египет, Венесуэла, Перу, Ливия, м др. |
“Стандарт” ARM (США, 1969) |
816/- |
4,57х0,3х1,09 |
25 |
1,5 |
ПАР |
США, Южная Корея, Иран |
“Гарпун” RGM-84A (США, 1977) |
520/225 |
3,84х34х0,91 |
120 |
0,85 |
И+АР |
США, Англия, Австралия, Япония, Южная Корея и др. |
“Пингвин” Мк-1 (Норвегия, 1970) |
330/120 |
3,0х0,28х1,4 |
20 |
0,7 |
И+ИК |
Норвегия, Швеция, Греция, Турция |
“Габриэль”, Мк-2 (Израиль, 1973) |
500/150 |
3,42х0,34х1,38 |
40 |
0,7 |
РК+ПАР |
Израиль, ЮАР, Чили, Сингапур, Таиланд, Кения и др. |
RBS-15 (Швеция, 1985) |
780/200 |
4,35х0,50х1,4 |
100 |
1,0 |
И+АР |
Швеция |
* РК - радиокомандная, И - инерциальная, АР - активная радиолокационная, ПАР - полуактивная радиолокационная, ИК - инфракрасная. Б. КОЛЧАНОВ, инженер
|