ПЕРВЫЙ В СВОЕМ РОДЕ

Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина

Русско-японская война 1904-1905 годов убедительно показала, что корабли с торпедным вооружением представляют грозную силу. Однако для действий в составе эскадры в открытом море миноносцы оказались малопригодными из-за недостаточной мореходности, небольших скоростей и дальности плавания. Это учли все морские державы: в конце первого десятилетия XX века началось строительство кораблей с. торпедным вооружением, водоизмещение которых в два-три раза превышало тоннаж старых эсминцев. Резкое возрастание размеров существенно улучшило их мореходность и заметно увеличило дальность плавания, а применение турбин позволило «перешагнуть» рубеж скорости в 30 узлов.

Были улучшены и боевые качества самих торпед. В артиллерийском вооружении наметилась тенденция к уменьшению числа пушек за счет возрастания их калибра.

Германские эсминцы, вступившие в строй к началу первой мировой войны, имели водоизмещение от 570 до 650 т и могли развить скорость до 32 узлов. Их вооружение состояло из двух 88-мм пушек и двух двухтрубных торпедных аппаратов для торпед калибра 500 мм.

Серия эсминцев типа «Трайбл» (11) была построена в Англии перед первой мировой войной. Они имели водоизмещение 870 т, длину 82,5 м, ширину 7,9, осадку 2,5 м и обладали скоростью 33 узла. Вооружены они были пятью 76-мм орудиями и двумя однотрубными торпедными аппаратами для торпед калибра 533 мм.

В отличие от зарубежных строителей русские инженеры и моряки не ограничились увеличением тоннажа и некоторым усилением вооружения, а создали принципиально новый тип эсминцев. В разработке проекта участвовали выдающиеся ученые-кораблестроители — А. Н. Крылов (впоследствии академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии), И. Г. Бубнов и другие.

При проектировании были учтены последние достижения науки и техники. Так, для улучшения мореходности корабль снабдили полубаком — высокой надстройкой борта в носовой части, обеспечивающей хорошую всхожесть на волну. Для уменьшения сопротивления воды движению корабля отношение длины корпуса к его ширине увеличили до 10, прежде оно равнялось 7-8. Котлы работали на нефти (на большинстве зарубежных эсминцев стояли угольные или смешанные котлы).

Проектом предусматривалось оснащение корабля приборами управления артиллерийской и торпедной стрельбой (в других флотах таких приборов на эсминцах не было). Кроме того, решили оборудовать корабль устройствами для размещения и постановки мин заграждения; на иностранных эсминцах они появились только в середине первой мировой войны.

В августе 1910 года на стапеле Путиловского завода в Петербурге был заложен первый эскадренный миноносец нового типа — «Новик» (12).

Русские заводы в тот период еще не имели опыта изготовления турбин. Поэтому чертежи, созданные отечественными инженерами, были переданы в Германию. Там машины изготовили с отступлениями от нормативов и, как полагают, не без умысла, что, естественно, несколько снизило их характеристики.

В июле 1911 г. эскадренный миноносец «Новик» был спущен на воду, а в сентябре 1913 г. он вошел в состав Балтийского флота. На ходовых испытаниях он развил (несмотря на то, что турбины отличались от проекта) скорость 37,3 узла. Так быстро в то время не плавал, ни один корабль в мире!

Эсминец имел три винта, приводившиеся в движение тремя турбинами общей мощностью 40 000 л. с. (немцы впоследствии сделали турбины для себя точно по чертежам и получили общую мощность 42 475 л. с.). Дальность плавания экономическим ходом 1764 мили.

Главные размерения «Новика» были следующие: водоизмещение 1260 т, длина 102,4, ширина 9,5, осадка 3,0 м. Экипаж — 130 человек.

Вооружение (в тот период): четыре 102-мм пушки, четыре пулемета и четыре двухтрубных палубных наводящихся торпедных аппарата. Кроме того, он мог принять на палубу 50 мин заграждения.

Эскадренный миноносец «Новин» к началу первой мировой войны был не только самым быстроходным, но и самым мощным кораблем своего класса.

Военно-морское ведомство России, стремясь быстрее построить серию эсминцев типа «Новик», часть заказов разместило на заводах Германии. К началу войны их не успели выполнить, и, достроенные позднее, эти эсминцы вошли в состав германского флота, получив обозначения В-97, В-98, V-99 (13), V-100, В-109, В-110, В-111 и В-112. Это были лучшие немецкие корабли своего класса. Из-за того, что эсминцы строились на разных заводах, тактико-технические данные имеют незначительные расхождения. Для V-99 и V-100 они следующие: водоизмещение 1313 т, длина 99 м, ширина 9.36, осадка 2,81 м, общая мощность турбин 42 475 л. с, наибольшая скорость 35,5 узла, дальность плавания 2250 миль, вооружение — четыре 105-мм пушки, восемь пулеметов, два двухтрубных и два однотрубных торпедных аппарата для торпед калибра 500 мм.

17 августа 1915 года «Новик», находившийся в дозоре в Рижском заливе на подходах к Ирбенскому проливу, встретил эсминцы V-99 и V-100. В коротком бою артиллерийским огнем ом нанес тяжелые повреждения эсминцу V-99, вынудил его отойти на русское минное поле, где тот подорвался и затем выбросился на берег. Значительные повреждения получил и эсминец V-100.

В ночь на 18 мая 1916 года «Новик» и однотипные с ним «Гром» и «Победитель» атаковали в Норчепингской бухте германский конвой и, впервые в истории применив залповую стрельбу торпедами по площади, потопили вспомогательный крейсер «Герман» водоизмещением 4000 т и два сторожевых корабля.

Эскадренный миноносец «Новик», переименованный в 1920 году в «Яков Свердлов», в Великую Отечественную войну принимал активное участие в боевых действиях на Балтике, сопровождая транспорты, ставя мины и поддерживая огнем наши сухопутные части.



11. «Трайбл» (Англия, 1909 г.).



12. «Новик» (Россия, 1911 г.).



13. «V-99» (Германия, 1915 г.)



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100