БАЛТИЙСКИЕ ЭСМИНЦЫ

«Новик» может стать еще лучше! К такому выводу пришли военно-морские специалисты вскоре после вступления корабля в строй. В проект внесли изменения, и в результате появились семь модификаций миноносца.

Для Балтийского флота на отечественных верфях было заложено 37 кораблей этого типа, имевших четыре разновидности. К первой относился сам прототип — «Новик». Вторая модификация (головной корабль — эсминец «Лейтенант Ильин» (14), строившаяся самой большой серией, включала 22 корабля; третья, с головным эсминцем «Изяслав» (15), насчитывала пять, и четвертая («Гогланд») — девять эсминцев.

Строительство большинства из них завершилось уже в ходе войны. Постройка же 17 кораблей (6 второй, 2 третьей и все 9 четвертой модификаций) так и не была завершена.

Новые эсминцы принимали активное участие в боевых действиях в Рижском заливе, в постановке минных заграждений в южной и центральной Балтике и в набеговых операциях. «Гром», «Победитель», «Забияка», «Константин», «Изяслав» и «Самсон» совместно с канонерской лодкой «Храбрый» и броненосцами «Слава» и «Гражданин» в начале октября 1917 года у Моонзунда участвовали в тяжелых боях с превосходящими силами германского флота, пытавшимися прорваться в Финский залив. Все попытки противника были сорваны с большими для него потерями. 1(14) октября «Гром» повторил бессмертный подвиг «Стерегущего».

В тот день на Кассарском плесе в дозоре находились четыре русских эсминца типа «Новик» и канонерская лодка «Храбрый». Примерно в полдень они обнаружили большой отряд германских кораблей, намеревавшихся прорваться в пролив Соэло-зунд, и вступили в бой. В «Гром» попал снаряд немецкого линкора, и он потерял ход. Когда «Храбрый» взял его на буксир, появилось еще 13 вражеских миноносцев. Наши корабли артиллерийским огнем нанесли тяжелые повреждения двум германским миноносцам и вынудили врага отступить. Но несколько неприятельских снарядов попало и в «Гром», корабль загорелся. На «Громе» кончились боезапасы, и «Храброму» пришлось снять с наполовину затонувшего эсминца экипаж. В последний момент минный старшина Ф. Е. Семенчук прыгнул назад на свой корабль. Когда один из германских миноносцев типа «G-7» (16) стал подходить к «Грому», чтобы взять его на буксир, старшина выстрелил последней торпедой и потопил вражеский корабль. Затем, опасаясь захвата «Грома» противником, Семенчук взорвал корабль. Федор Евдокимович Семенчук чудом остался в живых и позднее за мужество и героизм, проявленные в бою с превосходящими силами кайзеровского флота, Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красного Знамени.

Экипажи эсминцев Балтийского флота принимали активное участие в Октябрьском вооруженном восстании и в защите завоеваний революции. Так, «Самсон» и «Забияка» вечером 25 октября (7 ноября) 1917 года вошли в Неву и высадили в помощь восставшим десант революционных моряков. Посланцы экипажей обоих кораблей находились в рядах штурмовавших Зимний дворец.

18 мая 1919 года эсминец «Гавриил», которым командовал молодой офицер, перешедший на сторону революции, Владимир Владимирович Севастьянов, прикрывал тральщики, производившие минную разведку в Каперской губе. Неожиданно появились четыре английских эсминца типа «Виттори» (17), рассчитывавшие на легкую и быструю победу. Искусно маневрируя, командир «Гавриила» в течение часа отвлекал огонь противника на себя, а комендоры вели успешную стрельбу по кораблям интервентов.

4 июня 1919 года эсминец «Азард» под командованием Николая Николаевича Несвицкого, уклонившись от торпед английской подводной лодки, сам атаковал ее. Снаряд, выпущенный из носового орудия комендором С. Боговым, попал в рубку лодки, на мгновение показавшуюся над водой. Как потом выяснилось, «Азард» потопил новейшую английскую подводную лодку «L-55».

Эсминцы типа «Новик» участвовали и в Великой Отечественной войне. Верткие, быстроходные, получившие дополнительное зенитное вооружение, они приводили в ярость фашистских летчиков. «Азард», переименованный в 20-х годах в «Артем», поддерживал огнем наши сухопутные части при обороне Моонзундского архипелага. Противник сбросил на него более 250 бомб, но безрезультатно. Зато зенитчики корабля сбили два самолета.

Все балтийские модификации в отличие от «Новика» имели вместо трех две турбины общей мощностью: 30000 л. с. — «Лейтенант Ильин», 32 700 л. с. — «Изяслав», позволявшие кораблям развивать скорость до 35 узлов. Увеличение запасов топлива (за счет отказа от одной турбины и обеспечивающих ее котлов) дало возможность резко увеличить дальность плавания: к примеру, вместо 1764 миль у «Новика» она у «Лейтенанта Ильина» равнялась 2800 милям.

Водоизмещение у эсминцев второй модификации, как и у «Новика», составляло 1260 т, а у третьей и четвертой — 1350 т. Отличались и основные размерения. Так, если у «Новика» длина равнялась 102,4 и ширина 9,5 м, то у «Лейтенанта Ильина» — 98,0 и 9,3 м, у «Изяслава» — 107,1 и 9,4 м, а у «Гогланда» — 99,1 и 9,4 м соответственно.

Артиллерийское вооружение всех эсминцев балтийской модификации было одинаковым. А вот в торпедном имелись различия: на «Новике» стояли четыре двухтрубных палубных наводящихся торпедных аппарата, на остальных же — три трехтрубных аппарата, трубы которых можно было устанавливать под углом друг к другу, образуя веер. На «Изяславе» вместо третьего торпедного аппарата имелась пятая пушка (на полубаке).

Экипажи всех кораблей были одинаковыми — по 150 человек (у «Новика»--130),

Германские эсминцы типа «G-7», спущенные на воду в 1911 году, имели следующие данные: водоизмещение 760 т, длина 75,5 м, ширина 7,5, осадка 3,2 м, скорость 30,5 узла, вооружение — две 105-мм пушки, два пулемета, один однотрубный и один двухтрубный палубные торпедные аппараты, экипаж 84 человека.

Эсминцы типа «Виттори» сходили со стапелей в 1917-1918 годах. Они имели следующие данные: водоизмещение 1107 т, длина 95,0 м, ширина 8,9, осадка 3,5 м, скорость до 34 узлов, вооружение — четыре 102-мм пушки, одна 76-мм (зенитная) пушка, пять пулеметов, два трехтрубных торпедных аппарата, могли нести до 20 мин заграждения, экипаж 110 человек.

И. ЧЕРНЫШЕВ



14. Эскадренный миноносец «ЛЕЙТЕНАНТ ИЛЬИН» (Россия, 1914 г.). Длина 98 м, ширина 9,3, осадка 1,0 м.



15. «ИЗЯСЛАВ» (Россия, 1914 г.).



16. G-7 (Германия, 1911 г.).



17. «ВИТТОРИ» (Англия, 1918 г.).



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100