ЧЕРНОМОРСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ «НОВИКА»

Эскадренные миноносцы типа «Новик» были заложены перед первой мировой войной не только для Балтийского флота, но и для Черноморского. Разные обстоятельства привели к появлению в дополнение к четырем балтийским еще трех черноморских модификаций.

Единственным представителем первой серии был эсминец «Счастливый», построенный в 1913 году в Петербурге на Путиловском заводе одновременно с балтийскими эсминцами серки «Лейтенант Ильин».

Вторая черноморская серия (головной корабль «Беспокойный» — 18) включала восемь эсминцев. Причем первые четыре строились в Николаеве, а последние — в Петрограде с последующей сборкой в Херсоне.

Третья серия (головной эсминец «Керчь» — 19) была заложена в Николаеве и состояла также из восьми единиц.

Все 17 кораблей, представлявшие пятую, шестую и седьмую модификации «Новика», вошли в состав Черноморского флота.

Постройка в разных местах при недостатке к тому же нужных механизмов и вооружения обусловила довольно значительные различия и в тактико-технических данных. Так, водоизмещение «Счастливого» оказалось 1110 т (меньше, чем у «Новика»), «Беспокойного» — 1460 т (больше, чем у всех остальных), «Керчи» — 1326 т. Размерения корпусов отличались мало: длина у «Счастливого» и «Беспокойного» — 98,0, у «Керчи» — 92,5 м, ширина у двух первых — 9,3, у третьего — 9,1 м, осадка у всех трех — 3,2 м.

Из-за отсутствия необходимых турбин и котлов черноморские эсминцы имели силовые установки мощностью всего 25 500 л. с. («Счастливый» и «Беспокойный») и 29 тыс. л. с. («Керчь»), вращавшие четыре винта. Вследствие этого эсминцы оказались относительно тихоходными: «Счастливый» — 30,0 узла, «Керчь» — 33,0 узла, а корабли серии «Беспокойный» — от 28,9 до 32,7 узла вместо 34,0 узла по проекту.

Артиллерийское вооружение «Счастливого» и «Беспокойного» состояло из трех 102-мм и двух 47-мм (зенитных) пушек и четырех пулеметов, «Керчи» — из четырех 102-мм пушек и одной 40-мм (зенитной). Торпедное вооружение также имело различия: «Счастливый» и «Беспокойный» несли по пять двухтрубных торпедных аппаратов, «Керчь» — четыре трехтрубных. Экипажи всех черноморских «Новиков» насчитывали по 125 человек.

Находившиеся в то время в составе турецкого флота наиболее сильные эскадренные миноносцы типа «Пейки-Шевкет» (20) значительно уступали новым русским кораблям того же класса. Построенные в Германии в 1907 году, турецкие эсминцы имели водоизмещение 775 т, длину 80,0, ширину 8,4, осадку 4,5 м. Силовая установка общей мощностью 5100 л. с., вращавшая два винта, позволяла развивать скорость до 23 узлов. Вооружение: две 104-мм, шесть 57-мм и две 37-мм пушки, два пулемета, три однотрубных торпедных аппарата (один носовой и два палубных поворотных). Экипаж 105 человек.

Эскадренные миноносцы «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Пронзительный», первыми войдя в строй 29 октября 1914 года, уже 6 ноября установили 240 мин на выходе из Босфора и в самом проливе. На русских минах, поставленных в эту и последующие операции, подорвались канонерская лодка, три минных заградителя и несколько транспортов Турции; получил тяжелые повреждения и вышел на долгое время из строя германский линейный крейсер «Гебен».

Весной 1918 года германская армия по сговору кайзеровского командования с русскими контрреволюционерами и украинскими националистами создала угрозу захвата Севастополя — главной базы Черноморского флота. Советское правительство дало указание перевести корабли в Новороссийск.

Заняв Севастополь, немцы потребовали возвращения туда русского флота, грозя дальнейшим продвижением по Черноморскому побережью. Когда стало ясным, что путей для спасения флота нет, Владимир Ильич дал секретную директиву об уничтожении кораблей, чтобы они не попали в руки врага.

Экипажи некоторых кораблей — линкора «Воля» и шести эсминцев — поддались уговорам предателей из числа бывших офицеров и направились в Севастополь. Наиболее революционно настроенный экипаж эсминца «Керчь» вслед кораблям, уходящим из Новороссийска, поднял сигнал: «Позор изменникам России!»

Основная часть флота, верная революционному долгу, осталась в Цемесской бухте. 18 июня около 15 часов над ней раздался первый взрыв: это команда эсминца «Пронзительный», покинув его, отправила свой корабль на дно. На мачте уходящего под воду эсминца развевался красный флаг и сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!»

Вслед за ним были затоплены линейный корабль «Свободная Россия» и девять эсминцев и миноносцев. Экипаж эсминца «Громкий» затопил свой корабль у Широкой Балки. Последней открыла кингстоны «Керчь». Потопив пятью торпедами линкор и миноносец, эсминец передал по радио: «Всем. Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли погибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец «Керчь».

Моряки потопленных кораблей, погрузив на платформы снятые орудия и боеприпасы, воевали на суше против врагов революции.

После окончания гражданской войны часть затопленных кораблей была поднята, отремонтирована и вошла в состав советского Черноморского флота. Эсминцы «Железняков» (бывший «Корфу») «Дзержинский» («Калиакрия»), «Шаумян» («Левкас»), «Незаможник» («Занте»), «Фрунзе» («Быстрый») в Великую Отечественную войну участвовали во многих операциях, в частности, они доставляли в осажденные Одессу и Севастополь войска, боеприпасы, вооружение, эвакуировали раненых и гражданское население. Эсминцы «Шаумян», «Незаможник» и «Железняков» совместно с крейсерами «Красный Кавказ» и «Красный Крым» в ночь на 29 декабря 1941 года ворвались в порт Феодосию, занятый фашистами, подавили вражеские батареи и высадили прямо на причале передовой отряд крупного десанта, который захватил плацдарм на Керченском полуострове.

За боевые успехи, достигнутые в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами, эскадренные миноносцы Черноморского флота «Железняков» и «Незаможник» были награждены орденами Красного Знамени.

Оригинальная конструкция, отличные боевые, маневренные и мореходные качества, эсминцев типа «Новик» всех семи модификаций позволили этим кораблям долго находиться в строю. Последние из них были в составе нашего Военно-Морского Флота до середины 50-х годов.

И. ЧЕРНЫШЕВ



18. «БЕСПОКОЙНЫЙ» (Россия, 1913 г.).



19. «КЕРЧЬ» (Россия, 1916 г.).



20. «ПЕЙКИ-ШЕВКЕТ» (Турция, 1907 г).



«БЕСПОКОЙНЫЙ». Длина 98 м; ширина 9,3 м; осадка 3,2 м.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №3
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100