СНОВА ПОИСК

После первой мировой войны военно-морские специалисты сделали вывод, что эсминцы стали универсальными силами флота, которые решают широкий круг задач. Действительно, к их прежним «обязанностям» добавились: эскортирование крупных кораблей и судов, разведка, борьба с подводными лодками, вывод и встреча своих лодок, постановка активных минных заграждений, обеспечение высадки десантов, набеговые операции и огневая поддержка сухопутным войскам. Вот почему в 20-е годы все морские державы занялись проектированием новых типов кораблей этого класса.

Решение большинства перечисленных задач было связано с использованием артиллерии. Поэтому создатели новых типов эсминцев уделяли серьезное внимание размещению на них пушек так называемого главного калибра, способных поражать морские и береговые цели, находящиеся на расстоянии нескольких десятков кабельтовых (1 кабельтов равен 0,1 морской мили, или 185,2 м). При этом орудия должны были обладать высокой скорострельностью и стрелять бронебойными фугасными, осколочными и ныряющими (по подводным лодкам) снарядами. Кроме того, всевозрастающая мощь авиации требовала установки на эсминцах зенитной артиллерии.

Торпедное вооружение, хотя и несколько утратило свое значение, все же было сохранено — уж очень эффективен результат торпедного залпа в случае попадания в цель. Оно стало более компактным: число торпедных аппаратов уменьшили с трех-пяти до двух, сохранив прежнее число труб (шесть-восемь). Улучшили тактико-технические данные самих торпед: дальность — до 15 км, скорость — до 45 узлов, вес заряда — до 300 кг.

Все эсминцы снабжались специальными приборами дистанционного управления артиллерийской и торпедной стрельбой, оборудованием для постановки мин, техническими средствами для наблюдения за обстановкой.

Требовалось решить и сложную проблему увеличения дальности плавания при сохранении высокой скорости. Поэтому в качестве главной силовой установки корабелы приняли турбины и высокопроизводительные нефтяные котлы. Все это вызывало увеличение размеров и водоизмещения, что еще больше затрудняло выход эсминцев в торпедную атаку против крупных кораблей противника.

К началу 30-х годов поисковые работы были в основном закончены, и флоты всех стран начали пополняться крупными сериями новых эсминцев.

В состав военно-морского флота США вошли эсминцы типа «Фаррагут» (24) водоизмещением 1800 т, длиной 100,6 м, шириной 10,4 и осадкой 3,0 м. При мощности главной силовой установки 42 800 л. с. они развивали скорость до 37 узлов и имели дальность плавания 15-узловым ходом 6000 миль. Они были вооружены пятью 127-мм и четырьмя зенитными 20-мм орудиями и двумя четырехтрубными торпедными аппаратами. Экипаж насчитывал 162 человека.

Военно-морские силы Англии пополнились эсминцами типа «Геро» (26), имевшими водоизмещение 1500т, длину 93,4 м, ширину 10,1, осадку 2,6 м, мощность главной силовой установки 34000 л. с., дальность плавания 15-узловым ходом 6000 миль, максимальную скорость 35,5 узла. Их вооружение состояло из четырех 120-мм и семи зенитных 40-мм пушек и двух четырехтрубных торпедных аппаратов. Экипаж — 145 человек.

Флот фашистской Германии получил эсминцы типа «Лебрехт Маас» (27), имевшие водоизмещение 1625 т, длину 111,6 м, ширину 11,1, осадку 2,9 м, мощность главкой силовой установки 50 000 л. с., дальность плавания 16-узловым ходом 4000 миль, максимальную скорость 36 узлов. Вооружение было следующим: пять 127-мм и пять 20-мм (зенитных) орудий и два четырехтрубных торпедных аппарата. Экипаж — 142 человека.

В те же годы наши силы на всех флотах пополнились эсминцами типов «Гневный» и «Сторожевой», многоцелевыми кораблями, унаследовавшими все лучшее от «Новиков» и воплотившими новейшие достижения науки и техники.

Эскадренные миноносцы типа «Гневный» (25) имели водоизмещение 1420 т, длину 112,5 м, ширину 10,2, осадку 3,5 м, наибольшую скорость около 39 узлов. Эсминцы типа «Сторожевой» являлись, по сути, модификацией «Гневного»: у них для повышения живучести главной силовой установки вместо линейного расположения котлов и турбин было применено эшелонное, при котором котельные отделения чередовались с машинными. Это обусловило, появление второй дымовой трубы и некоторое удлинение корпуса корабля. Вооружение обеих модификаций состояло из четырех 130-мм, двух 76-мм, двух 45-мм орудий и двух трехтрубных торпедных аппаратов.

Как отечественные, так и иностранные эсминцы имели противолодочное вооружение — глубинные бомбы и устройства для их сбрасывания и оборудование для постановки мин заграждения. Боевая рубка, артиллерийские установки, а на некоторых кораблях и торпедные аппараты, были снабжены противоосколочной броней.

Начало Великой Отечественной войны не позволило завершить намеченную программу строительства Советского Военно-Морского Флота. Тем не менее до 1941 года наши флоты получили от промышленности 312 кораблей (из 533 заложенных), в том числе 37 эсминцев, принявших самое активное участие в борьбе с фашистскими захватчиками.

И. ЧЕРНЫШЕВ



24. «Фаррагут» (США, 1934 г.);



25. «Гневный» (СССР, 1936 г.);



26. «Геро» (Англия, 1936 г.);



27. «Лебрехт Маас» (Германия, 1936 г.).



Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №5
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Rambler's Top100