МИНЗАГИ ВСТУПАЮТ В БОЙ

Ранним утром 8 мая 1940 года перегруженные войсками немецкие корабли медленно вползали в Осло-фьорд. Операция “Везерюбунг” приближалась к решающей стадии. Вскоре последовал приказ: “Разделиться в соответствии с планом”. Основные силы во главе с тяжелым крейсером “Блюхер” двинулись к узкости у Дробака, где немецкого флагмана ждали норвежские снаряды и торпеды, а “группа 5” в составе эсминцев “Альбатрос”, “Кондор” и малых тральщиков R-17 и R-21 повернула к военно-морской базе Хортен. По сведениям немецкого командования серьезного сопротивления здесь не ожидалось: в базе не было ни одного крупного корабля.

Головной “Альбатрос” направился в узкий канал, ведущий во внутреннюю гавань. И вдруг впереди замелькали вспышки выстрелов. Эсминец был тут же накрыт меткими залпами. Он попал в то тактическое положение, которое называют “охватом головы”,— по еще невидимому противнику могло стрелять только носовое орудие. Эсминец дал задний ход и, уже поврежденный, вышел из канала, развернулся бортом и вступил в артиллерийскую дуэль. Но норвежский минный заградитель “Олаф Триггвасон”, несмотря на полную внезапность нападения сумевший дать столь неожиданный для немцев отпор, продолжал поражать вражеского флагмана огнем своих 120-мм пушек. Немецкий эсминец быстро оседал в воду и вскоре затонул на мелководье.

Заградитель оказался единственным норвежским кораблем, давшим бой оккупантам и достигшим при этом успеха. Надо сказать, что он был вполне достойным противником не только для устаревшего корабля, каким являлся “Альбатрос”, но и для любого современного ему эсминца. “Триггвасон” был в определенном смысле уникальным боевым кораблем. Единственный среди специальных минзагов всех стран, он нес мощное артиллерийское вооружение и два спаренных торпедных аппарата. Приличная скорость, большой запас мин — и все это при водоизмещении эсминца! Неудивительно, что, захватив его на следующий день после яростных атак авиации и обстрела с берега, немцы немедленно включили трофей в состав своего флота. Сгоряча нацисты совершили явную оплошность, назвав “Триггвасон” именем того корабля, который он только что потопил,— “Альбатрос”. Нелепость подобного “увековечивания памяти” сразу же стала очевидной, и заградитель вскоре получил название потопленного в той же Норвежской операции “Бруммера”, став третьим кораблем с этим названием.

В конце войны лучший корабль норвежского довоенного флота, находившийся в Киле, был тяжело поврежден американскими самолетами и затоплен в доке.

Тяжелая судьба была уготована всем норвежским минным силам, которые, помимо прекрасного “Триггвасона”, включали 3 устаревших минзага: “Фрейя” (600 т), “Гломмен” и “Лауген” (по 330 т) — все постройки 1916 года, а также 7 “антиков” — канонерских лодок типа < Гор” постройки 1874—1878 годов (250—290 т). Использовать это старье норвежцев побудил пример Голландии, нашедшей такое же применение своим допотопным канлодкам. Все они были захвачены немцами в первые дни апреля. Впрочем, канонерку “Уллер” постигла быстрая кара за бесчестье: в последний день мая она была атакована норвежским самолетом в Сонге-фьорде, который, увидев немецкий флаг, пустил ее ко дну. Захвачены немцами и включены в состав их флота были и оба норвежских тральщика специальной постройки “Отра” и “Раума” (370 т).

Вторая жертва “Везерских учений”, Дания, державшая в своих руках проливы Скагеррак и Каттегат — ключи к Балтике, имела еще больше оснований для создания мощного минно-заградительного флота, нежели Норвегия. Датчане обзавелись своими первыми минзагами еще в начале века, и к моменту немецкого вторжения в строю еще находились 185-тонные “Сикстус” и “Квинтус” и 630-тонный “Лоссен”, построенные до и во время первой мировой войны. В конце 30-х годов правительству в Копенгагене стало ясно, что Дании вряд ли удастся остаться вне грядущего мирового конфликта. Было принято решение об усилении флота; практически все заложенные новые корабли были так или иначе связаны с минной войной. В их число вошли минзаги “Лааланд” и “Лоуген” (350 т), не законченные постройкой, и больший по размерам “Линдормен” (615т, 14 узлов, два 75-мм и три 20-мм орудия, 150 мин), который был спущен на воду незадолго до немецкого вторжения. В 1938—1942 годах один за другим вступали в строй 6 тральщиков типа “Шобьернен”. Как и многие другие корабли этого класса в малых странах, они были весьма универсальными. При водоизмещении корабля 270 т одновинтовая турбинная установка позволяла ему развивать скорость до 18 узлов. Имея по два 75-мм орудия и два 20-мм автомата, тральщики могли брать и мины.

Датчанам принадлежит заслуга в разработке еще одного типа универсальных кораблей, формально названных миноносцами. Это были заказанные в 1939 году “Наяден” и “Нимфен”, имевшие проектное водоизмещение 800 т, длину 86 м, ширину 8,4 м и осадку 3,4 м. Две турбины общей мощностью 24 000 л. с. позволили бы им развить высокую скорость 35 узлов. Мощным для таких небольших кораблей было и вооружение; непонятно, что было главным его видом — то ли артиллерия (два 105-мм орудия и девять 40-мм и 20-мм автоматов), то ли торпеды (шесть 533-мм труб) или те 120 мин, которые могли выставить на пару столь боевые “Наяда” и “Нимфа”. В любом случае, если бы эти корабли были закончены в срок, то они могли бы стать первыми в ряду малых универсальных боевых единиц флота типа корветов сегодняшних дней. Однако из-за немецкой оккупации их постройка затянулась на долгие годы, и они вошли в строй только в 1947 году под новыми названиями “Виллемоэс” и “Витфельд” и с другим вооружением.

Все остальные датские минно-тральные силы постигла одинаковая и печальная судьба. Практически не сопротивлявшейся в 1940 году Дании немцы вначале предоставили некоторые послабления; в частности, на кораблях флота оставались прежние команды, хотя сами корабли были наглухо пришвартованы к пирсам Копенгагена. Но в августе 1943 года фашисты отбросили остатки лицемерия. Поступил приказ о захвате всех боевых судов. Датские моряки, “прозевавшие” свой флот в 1940 году, спустя три года сделали все, чтобы затопить все до единого минзаги, тральщики и старые боевые корабли. Впрочем, это не помешало немцам быстро поднять и ввести их в состав своего флота. После войны минные корабли были возвращены датчанам; только самые старые “Лоссен”, “Квинтус” и “Сикстус”, находившиеся в плачевном состоянии, были переданы ГДР и стали одними из первых кораблей ее молодого флота.

Пристрастие немцев к захваченным в оккупированных ими странах минзагам вполне объяснимо: помимо учебно-артиллерийских заградителей “Бруммер” и “Бремзе” (к тому же потопленных в начале войны), в Германии в 1939 году не было построено ни одного специализированного корабля минной войны. “Кригсмарине” пришлось пойти по уже известному пути переоборудования. До войны и в ходе ее минзагами стали свыше 40 пароходов различных размеров, в основном среднего водоизмещения (2—3 тыс. т). Среди них попадались такие любопытные экземпляры, как бывший французский пассажирский лайнер “Кот д'Азур”, имевший приличную скорость (23 узла), и вспомогательный крейсер неудачливого союзника — фашистской Италии — “Рамб-111”, ставший заградителем “Кибитц”. Большинство “эрзац-кораблей” могли принимать от 100 до 300 мин. Но всего этого набора мобилизованных пароходов было недостаточно, поэтому немцы столь внимательно присматривались к специализированным минзагам Скандинавских стран.

Самой крупной из них, Швеции, обладавшей к тому же одним из наиболее мощных “малых” флотов в Европе, удалось избежать участи своих соседей. Немцы готовились и здесь повторить “Везерские учения”, но уже не хватало сил, да и все средства были брошены на Восточный фронт и подводную войну... Однако шведский флот до самого падения фашистской Германии находился в постоянном напряжении, день ото дня ожидая вторжения. Минные силы по традиции составляли значительную его часть. Шведы пошли по пути, избранному большими флотами: все их эсминцы довоенного времени принимали по 20 мин, а новые большие “Эланд” и “Уппланд” могли брать по 60. Одновременно не были забыты и заградители специальной постройки. Они отличались уникальной долговечностью. Так, построенные в 1879—1904 годах маленькие прибрежные 100-тонные “Ми-13” — “Ми-19” прослужили до конца 50-х годов, причем рекордсменом стал “Ми-13”, сданный на слом в 75-летнем “возрасте”. Долго находился в строю и “Клас Флеминг” — первый специализированный минзаг средних размеров с явно выраженными качествами боевого корабля; в этот масс впоследствии вошли норвежский “Олаф Триггвасон”, голландский “Ван-дер-Заан”, польский “Гриф”— типичные “крейсера-заградители малых флотов”. Шведский первенец был основательно модернизирован в смутное время начала второй мировой войны. Значительно изменился силуэт корабля, но наибольший интерес представляла новая машинная установка:

патентованная система фирмы “Гетаверкен” состояла из дизелей, работавших в качестве своеобразных компрессоров и поставлявших горячий сжатый воздух для вращения валов. В перестроенном виде “Клас Флеминг” просуществовал еще 20 лет и был исключен из списков шведского флота только в 1960 году.

Шведы вообще были любителями оригинальных кораблей. Минный заградитель “Эльвснаббен”, спущенный на воду в 1943 году, безусловно, может быть отнесен к таковым: в корпусе типичного парома с одновинтовой дизельной установкой помещено почти крейсерское вооружение из новых 152-мм орудий. “Эльвснаббен” прославился числом модернизаций — он возвращался на верфь в 1951, 1961, 1966 и 1972 годах. Уже с 1953 года его использовали в основном в качестве учебного судна, а после 1959-го он окончательно сменил в этой роли еще одного “оригинала” 30-х годов — крейсер-гидроавиатранспорт “Готланд”.

Непосредственно в годы немецкой угрозы вступили в строй и 13 тральщиков типа “Архольма”. И здесь шведам удалось добиться хорошего сочетания боевых качеств: водоизмещение всего в 370 т позволило, однако, разместить два 105-мм зенитных орудия, 2 бомбомета и мины; 2 турбины Лаваля обеспечивали скорость в 17 узлов.

Еще за 9 месяцев до доблестного боя “Олафа Триггвасона” в сражение с фашистами вступил и другой отличный заградитель — польский “Гриф”. Построенный французской фирмой “Огюстэн Норман”, этот самый крупный корабль довоенного флота Польши должен был сочетать в себе свойства минного заградителя, учебного судна и государственной яхты президента Пилсудского. По мнению иностранных специалистов, стремление вместить слишком много вооружения и оборудования в корабль, едва превосходящий размерами эсминец, привело к слишком большой тесноте в машинных отделениях. Как и голландский “Ван-дер-Заан”, “Гриф” был одним из немногих судов, имевших к началу второй мировой войны на вооружении прекрасные спаренные 40-мм автоматы фирмы “Бофорс”, хотя и не в столь совершенной установке.

В первый же день войны, сразу после появления немецких самолетов-разведчиков над Гдыней, “Гриф” был быстро приведен в боевое состояние и вышел в море. В 17.30 фашистская авиация обнаружила и атаковала его. Корабль получил повреждения — не смертельные, но требовавшие ремонта. Минзаг ввели в плавучий док, расположив таким образом, чтобы он мог стрелять из своих 120-мм орудий. Ему вместе с эсминцем “Вихер” на следующий день удалось выдержать артиллерийскую дуэль с немецкими эсминцами “Зенкер” и “Маас” и даже повредить один из них, но против авиабомб неподвижные корабли оказались бессильными. С затонувшего корабля удалось снять 2 кормовых орудия и “Бофорсы”, которые усилили героический гарнизон Хелы. 120-мм и 40-мм орудийные установки “Грифа” в настоящее время занимают почетное место в польском военном музее в Гдыне.

В. КОФМАН



МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ “ГРИФ”, ПОЛЬША, 1936 г. Заложен в 1934 г. на верфи французской фирмы •Огюстэи Норманн, спущен на воду в• 1936 г., вступил в строй в 1938 г. Водоизмещение стандартное 2210 т, мощность машин 6000 л. с„ скорость хода 20 узлов. Длина наибольшая 101,2 м, ширина 11,2 м, среднее углубление 1,6 м. Вооружение: шесть 120-мм и четыре 40-мм орудия (все фирмы “Бофорс”), от 100 до 600 французских мин типа SM-S. После падения Хелы корпус корабля был поднят немцами, не затем затоплен ими на мелководье в Гданьском залива. После войны использовался как мишень для учебных стрельб.



56. Минный заградитель “Олаф Триггвасон”, Норвегия, 1933 г. Заложен в Хортене в 1931 г., вступил а строй в 1934 г. Водоизмещение стандартное 1600 т, полное 1925 т, мощность двух турбин Лаваля 6000 л. с. и двух дизелей для экономического хода 1400 л. с., скорость хода 23 узла. Длина наибольшая 97 м, ширина 11,5 м, среднее углубление 3,6 м. Вооружение: четыре 120-мм орудия, одна 76-мм и две 47-мм зенитки, два спаренных 457-мм торпедных аппарата, 250 мин.



57. Минный заградитель “Эльвснаббен”, Швеция, 1943 г. Водоизмещение стандартное 4250 т, мощность одновальной дизельной установки 3000 л. с., скорость хода 14 узлов. Длина наибольшая 102 м, ширина 13,6 м, среднее углубление 4,9 м. Вооружение: четыре 152-мм орудия, восемь 40-мм и шесть 20-мм автоматов, мины. В 1972 г. оставлены только два 152-мм орудия; легкое зенитное вооружение заменено на два 57-мм автомата. Исключен из списков флота в 1981 г.



58. Вспомогательный минный заградитель “Кибитц”, Германия, 1943 г. Бывший итальянский вспомогательный крейсер “Рамб-III”. Построен в Генуе в 1938 г., в июле 1940 г. мобилизован, в сентябре 1943 г. захвачен немцами в Триесте и переоборудован в минзаг. Водоизмещение стандартное 5182 т, мощность машин 7200 л. с., скорость хода 19,5 узла. Длина наибольшая 123,6 м, ширина 15 м, среднее углубление 4,95 м. Вооружение: два 120-мм орудия, один 37-мм и пять 20-мм автоматов, 240 мин. В ноябре 1944 г. потоплен в Фиуме американской авиацией. В 1950 г. поднят и введен в состав флота Югославии в качестве учебного корабля “Галеб”. До недавнего времени все еще находился в строю.



59. Тральщик “Мева”, Польша, 1935 г. Водоизмещение стандартное 183 т, мощность дизельной установки 1040 л. с., скорость хода 17,5 узла. Длина наибольшая 45 м, ширина 5,5 м, среднее углубление 1,5 м. Вооружение: одно 75-мм орудие, 2 пулемета, до 20 мин. Всего в 1934—1938 гг. на верфях в Модлине и Гдыне построено 6 единиц. Все они после героического сопротивления были потоплены или повреждены в сентябре 1939 г.; позже 4 из них использовались немцами, а по окончании войны возвращены Польше. Последние из оставшихся в строю исключены из списков флота а конце 60-х годов.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1990, №5
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Rambler's Top100