КОРАБЛИ МОРСКИХ САПЕРОВ

В то и говорить, тральщики в иерархии современных флотов занимают весьма скромное место. И служба на них для непосвященного человека кажется непрестижной. Зато среди моряков профессия "флотских саперов" всегда вызывала уважение. Еще бы, они-то знают, что тральщики — это единственные корабли ВМФ, которым в мирное время доводится выполнять не только учебные, но и боевые задачи, идти подчас на смертельный риск, не имея права на ошибку.

...Тральщик "Сахалинский комсомолец" находился в самом центре минного поля, когда его внезапно окружили четыре израильских катера. Они непрерывно пересекали курс советского корабля, имитируя столкновение и пытаясь оттеснить его на близлежащую коралловую отмель, но тральщик невозмутимо продолжал следовать боевым курсом. Ситуация обострилась до предела: на катерах расчехлили пулеметы, а один из них, резко сбавив ход, остановился прямо на пути следования тральщика. Расстояние между кораблями неуклонно сокращалось. Вот до борта израильского катера осталось десять метров, девять... Что же дальше — международный инцидент? Но тут нервы командира катера не выдержали, он резко дал полный ход и убрался восвояси. Очередной раунд "игры на нервах" выиграли советские моряки.

Этот эпизод был далеко не единственным в период, когда с июля по ноябрь 1974 года отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота оказывал помощь Арабской Республике Египет в уничтожении минных полей в Суэцком заливе. Советские тральщики успешно выполнили свою работу: на ходовой рубке "Сахалинского комсомольца" рядом с эмблемой отличного корабля появились три красные звезды — по числу уничтоженных им мин.

Опасность минной угрозы была полностью осознана руководством советского ВМФ еще в годы Великой Отечественной войны, и после ее окончания тральные силы продолжали развиваться достаточно быстрыми темпами. Советский противоминный флот уверенно выходил на первое место в мире, и в зарубежных военно-морских справочниках один за другим появлялись новые типы наших кораблей с весьма странными наименованиями...

Традиция называть корабли и самолеты неприятеля кличками, обычно женскими или мужскими именами, пришла в страны НАТО от американских морских летчиков, участвовавших в боях на Тихом океане. Действительно, система марок и названий японских самолетов была очень запутанной, и гораздо проще было выпалить в микрофон краткое "Бетти!" вместо "двухмоторный морской бомбардировщик типа "Ноль" фирмы "Мицубиси". После войны этот принцип был перенесен и на корабли "вероятного противника", поскольку чаще всего натовским специалистам были неизвестны ни номера проектов наших кораблей, ни их названия. На долю советских тральщиков достались, в частности, русские мужские и женские имена — во всяком случае, то, что казалось таковыми западным морским экспертам. Впрочем, первые две послевоенные серии советских тральщиков таких кличек получить еще не успели.

Корабли типа Т-43, постройка которых началась с конца 40-х годов, вобрали в себя лучшие черты как наших кораблей военного времени, так и немецких морских тральщиков, значительное число которых попало в Советский Союз в качестве трофеев. Удачная конструкция обеспечила им долгую жизнь не только в нашем флоте, но и в ВМС Алжира, Болгарии, Индонезии, Сирии, Китая и ряда других стран. Пришлось им побывать и в настоящих морских боях. Один из сирийских кораблей этого типа, "Хит-тине", в 1973 году погиб в бою с израильскими катерами у города Да-миетта.

За кораблями типа Т-43 последовали морские тральщики типа Т-58, строившиеся в конце 50-х — середине 60-х годов. Они оказались самыми крупными из советских тральщиков (по зарубежным данным, их полное водоизмещение достигало 900 т) и отличались высокой скоростью хода и мощным вооружением (четыре 57-мм автомата и реактивные бомбометы). Однако слишком большая масса стального корпуса и значительная осадка снижали их возможности в связи с резко возросшей чувствительностью современных неконтактных взрывателей мин. По данным западных экспертов, в конце 70-х годов большая часть этих кораблей была переоборудована в суда воздушного наблюдения с установкой на них зенитных ракет.

На последующих сериях были приняты все меры по снижению физических полей: размеры кораблей уменьшились, а их корпуса начали делать из немагнитных материалов. Первыми морскими тральщиками с корпусами из алюминиевых сплавов стали корабли, получившие натовскую кличку "Юрка". На их долю выпало немало работы в самых разных уголках земного шара...

Первый экзамен корабли этого типа сдали в 1972 году, когда правительство Республики Бангладеш обратилось за помощью к Советскому Союзу. Более двух лет — с апреля 1972-го по май 1974 года — отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота трудился по очистке порта Читтагонг — главных морских ворот вновь образовавшейся республики — от мин и затонувших судов, оставшихся там после индо-пакистанской войны 1971 года. Экспедиция работала в очень сложных условиях: при высокой температуре, мутной воде и сильных течениях. Тем не менее фарватер длиной 30 миль и обширная акватория порта были успешно протралены. Действия наших кораблей получили высокую оценку в Бангладеш. В частности, министр коммуникаций этой страны отметил: "Советские моряки в самый критический момент не дали умереть республике с голоду — восстановили ворота жизни".

Следующим испытанием советских тральщиков стала работа в Суэцком заливе, когда с июля по ноябрь 1974 года группа советских кораблей прошла с тралами более 17000 миль, очистив 1250 км2 акватории. "Сахалинский комсомолец" и другие советские корабли показали не только хорошую боевую выучку, но и отменную живучесть. Один из тральщиков в результате взрыва донной мины у самого борта получил тяжелые повреждения; вода залила оба машинных отделения. Однако аварийные партии справились со столь тяжелыми последствиями, и корабль был спасен. Кстати, в этой операции участвовали и советские вертолеты противоминной обороны, базировавшиеся на крейсере "Ленинград".

Дальнейшим развитием советских морских тральщиков стала серия кораблей, получившая в НАТО неудобоваримое обозначение "Натя" (что оно должно обозначать, вряд ли знают сами западные специалисты). Они оказались способными не только тралить мины, но и противостоять угрозе с моря и воздуха, выполняя роль кораблей эскорта. Им пришлось сдавать экзамен в этой роли совсем недавно — в Персидском заливе.

Последняя боевая операция советских тральщиков по обеспечению безопасности судоходства в этом взрывоопасном районе затянулась надолго. В разное время там действовали "Контр-адмирал Хорошкин", "Курский комсомолец", "Снайпер","Зенитчик", "Турбинист" и ряд других кораблей.

В результате ирано-иракской войны с 1980 года в Персидском заливе сложилась очень сложная обстановка. Обе стороны активно использовали мины, ракеты, быстроходные катера, экипажи которых составляли одетые в белое смертники, готовые в любой момент пустить в ход оружие. Жертвами боевых действий стали несколько сотен кораблей разных стран. В их числе оказались и два советских торговых судна: в мае 1987 года "Маршал Чуйков" подорвался на мине, а "Иван Каротеев" получил повреждения от атаки скоростных катеров. В этих условиях корабли нашего флота были вынуждены конвоировать транспортные суда, проводя их за тралами и охраняя от нападения с моря и воздуха. В результате принятых мер ни одно из советских судов более не попало на мину и не подверглось атаке.

Менее бурные "биографии" имели небольшие по размерам базовые и рейдовые тральщики. Быстро выяснилось, что они приобретают все большее значение. Основной угрозой стали различные донные мины, которые могут выставляться лишь на небольших глубинах, а значит — вблизи от берега. Для их обнаружения и траления необходимы корабли с малой осадкой.

Первыми послевоенными базовыми тральщиками стали стальные корабли, получившие на Западе обозначение "Саша" и ставшие развитием знаменитых "стотонников". Этих 250-тонных кораблей с гладкопалубным корпусом было построено относительно немного, зато следующая серия (ласково названная в штабе НАТО "Ваня") оказалась очень многочисленной. Эти тральщики имели деревянный корпус и все отличительные особенности искателей мин. Они же, по западным данным, могут служить кораблями управления для радиоуправляемых рейдовых тральщиков, экипажи которых с началом боевого траления покидают свои суда.

Следующая большая серия современных тральщиков-искателей (за рубежом обозначаемых как тип "Соня") появилась, по западным данным, в начале 70-х годов. Водоизмещение по сравнению с "Ванями" резко возросло, а корпус изготавливался из композитных материалов на основе дерева и стеклопластика. Корабли этого типа служат во флотах Кубы, Болгарии, Сирии, Вьетнама.

Третья "ветвь", по которой пошло развитие наших послевоенных тральщиков, имеет свои исторические "корни" в катерных тральщиках времен Великой Отечественной войны. Это малые рейдовые корабли, имеющие водоизмещение менее 100 т. Начиная с середины 70-х годов западные справочники обогатились последовательно 50-тонными "Олями", 85-тонными "Илюшами" (которые могут, в частности, служить радиоуправляемыми тральщиками) и, наконец, современными искателями мин типа "Евгения". Эти удачные корабли с корпусами из стеклопластика имеют современное тральное оборудование, включая гидроакустическую станцию и телевизионную систему поиска.

Советские тральщики получили широкое распространение и в странах Варшавского Договора. Только Польша и ГДР строили корабли по своим собственным проектам. 12 польских тральщиков типа "Орлик" очень сильно напоминали несколько уменьшенные Т-43, но имели итальянские дизели фирмы ФИАТ. Немецкие корабли были более оригинальными, хотя и в них четко проглядывается их "прародитель" — германский тральщик типа М-40. После того как были построены первые 6 кораблей типа "Хабихт", выяснилась необходимость в более мощном радиолокационном оборудовании, и на следующих 6 единицах корпус был удлинен примерно на 7 м и введена мощная решетчатая мачта, на которой расположились антенны радаров. Серия из 10 тральщиков типа "Краке" явилась дальнейшим развитием "Хабихтов": новые корабли были на 150 т больше, имея ту же скорость и вооружение.

К началу 70-х годов все эти корабли устарели как физически, так и морально: требовались небольшие противоминные искатели с корпусами из немагнитных материалов. Большинство "Краке" и "Хабихтов" было выведено из состава флота ГДР или переклассифицировано во вспомогательные суда, а их место заняли базовые "Кондоры". Новые тральщики строились в двух сериях — как учебные и как боевые, несколько отличаясь водоизмещением и вооружением ("настоящие" тральщики имели на четыре 25-мм автомата больше).

В целом страны Варшавского Договора сегодня располагают мощными противоминными силами. Всего в составе их флотов, по данным зарубежной печати, около 600 тральщиков, из них более 420 — советские. Это примерно в 2,5 раза больше, чем у стран НАТО. Однако подобный дисбаланс Западу не угрожает: ведь тральщик — это корабль обороны, а не нападения. Корабль, роль которого в будущем должна возрасти еще больше.

П. БОЖЕНКО, В. КОФМАН

Статья подготовлена по материалам иностранной печати. Технические данные советских кораблей . заимствованы из английского справочника "Джейн'с файтинг шипс".



МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК "КОНТР-АДМИРАЛ ХОРОШКИН", СССР, 70-е ГГ. Водоизмещение полное 790 т, мощность дизелей 10 000 л. с., скорость хода 19 узлов. Длина наибольшая 61 м, ширина 10 м, среднее углубление 3,5 м. Вооружение: четыре 30-мм и четыре 25-мм автомата, 2 РБУ, до 10 мин. Обозначение НАТО: "Натя".



69. Морской тральщик "Сахалинский комсомолец", СССР, 50-е гг. Водоизмещение полное 580 т, мощность дизелей 2200 л. с., скорость хода 15 узлов. Длина наибольшая 58 м, ширина 8,4 м, среднее углубление 2,1 м. Вооружение: четыре 37-мм автомата, восемь 12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, до 16 мин. Обозначение НАТО: Т-43.



70. Базовый тральщик "Коломенский комсомолец", СССР, 70-е гг. Водоизмещение 450 т, мощность дизелей 2200 л. с., скорость хода 15 узлов. Длина наибольшая 48 м, ширина 8,8 м, среднее углубление 2 м. Вооружение: два 30-мм и два 25-мм автомата. Обозначение НАТО: "Соня".



71. Рейдовый тральщик, СССР, 70-е гг. Водоизмещение полное 90 т, мощность дизеля 850 л. с., скорость хода 11 узлов. Длина наибольшая 26 м, ширина 6,1 м, среднее углубление 1,5 м. Вооружение: два 25-мм автомата. Обозначение НАТО: "Евгения".



72. Морской тральщик "Орлик", Польша, 1964 г. Водоизмещение 500 т, скорость хода 16 узлов. Длина наибольшая 58 м, ширина 7,5 м, среднее углубление 2,5 м. Вооружение: шесть 25-мм автоматов. Всего построено 12 единиц.



73. Базовый тральщик "Кондор", ГДР, 1968 г. Водоизмещение полное 320 т, мощность дизелей 4000 л. с., скорость хода 21 узел. Длина наибольшая 52 м, ширина 7,2 м, среднее углубление 2 м. Вооружение: два 25-мм автомата. Всего построено 62 единицы в двух немного различающихся сериях.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1990, №8
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100