Архив журнала Моделист-Конструктор
|
Достоинства и технические возможности промысловых судов обоих типов сочетает в себе сейнер-траулер “Альпинист”. Он одинаково успешно может вести промысел и кошельковым неводом, и тралом. “Альпинист” — однопалубное судно с развитым баком и просторной промысловой площадкой в корме. Главные размерения его следующие: наибольшая длина 49,2 м, длина по конструктивной ватерлинии 56,0, ширина 10,5, высота борта 6,0, средняя осадка 4,22 м. Судно имеет конструктивный дифферент на корму: его величина составляет 0,8 м. Движитель сейнера-траулера —трехлопастный гребной винт регулируемого шага, расположенный в стационарной направляющей насадке. Гидравлический механизм позволяет поворачивать лопасти, изменяя тем самым шаг винта. При этом скорость движения меняется — и это при постоянной частоте вращения валов винта и главного двигателя. Повышению маневренности судна, необходимой и при работе с неводом, и при швартовных операциях, способствуют располагающиеся в носу и корме судна подруливающие устройства типа “винт в трубе”. С их помощью “Альпинист” может двигаться лагом и даже разворачиваться на месте. В средней части корпуса имеются скуловые кили высотой 300 мм и протяженностью в половину его длины. Форма носа, а точнее — его подводной части, спроектирована бульбообразной, что существенно снижает сопротивление движению. С той же целью, а также для улучшения устойчивости на курсе и сглаживания сильных ударов в кормовую оконечность при волнении нижняя часть обводов транцевой кормы выполнена с предельно возможной V-образностью. Для работы с тралом предназначен слип, представляющий собой аппарель с гидравлическим приводом. Когда необходимости в слипе нет — при промысле с помощью кошелькового невода, аппарель закрывают с нормы до уровня фальшборта, а на палубе устанавливают специальный закладной щит. Рулевая (она же тралмейстерская) рубка, расположенная в носовой части, совмещена со штурманской, в ней также оборудован пост управления сейнерно-траловой лебедкой. Судном можно управлять и с верхнего навигационного мостика, где установлены дистанционные посты винта регулируемого шага и руля. Главный промысловый механизм “Альпиниста” — сейнерно-траловая лебедка с электроприводом и линейным расположением барабанов. Основные барабаны предназначены для выбирания ваеров и стяжного троса. Последние проводятся через направляющие палубные ролики на блоки, подвешенные к переносной нот-балке. Для слива улова из кошелькового невода используется погружаемый рыбонасос с гидроприводом: диаметр его приемного шланга 300 мм. Грузовое устройство состоит из двух электролебедок и двух грузовых стрел грузоподъемностью по 1,5 т. Швартовка и буксировка судна осуществляется промысловой лебедкой. По-этому в состав швартовного устройства входят только кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и швартовные тросы. Для работы с кошельковым неводом, для связи с другими судами и с берегом “Альпинист” комплектуется мотоботом, оснащенным буксирным битенгом гидравлическим шпилем, промысловым прожектором и средствами радиосвязи. Спасательные устройства сейнера-траулера — шесть надувных плотов в пластмассовых контейнерах и спасательные круги. Для спуска плотов на воду предусмотрены автономные сбрасыватели. Согласно классификационным требованиям Федерации судомодельного спорта СССР модель можно построить в масштабах, приведенных в таблице.Окраска: корпус ниже ватерлинии, перо руля, стационарная насадка, скуловые кили — темно-красный; палубы бака, рубки, площадки мостиков — темно-серый; надводный борт до фальшборта на бане, вентиляционные головки, палубные люки, прожекторы, антенны радиопеленгатора и радиолокатора, компас, пульты управления, сейнерно-траловая лебедка, грузовая лебедка, неводовыборочная машина — светло-серый; мачты, грузовые стрелы, стрела мотобота, балка силового блока — цвет “слоновой кости”; рубки, служебные помещения, фальшборт, стойки, леерное ограждение, кожух дымовой трубы — белый; якоря, клюз-ниша, барабаны швартовных и промысловых устройств. блоки, кнехты, название на борту — черный; ватерлиния, марка на рубке, название судна на рубке — красный; спасательные плоты, спасательные круги — ярко-оранжевый; верхняя и нижняя полисы на марке трубы, эмблема (серп и молот) — желтый крон. Промысловая палуба в корме покрыта деревянным настилом (расчертить и покрыть лаком). В. КОСТЫЧЕВ |
I — бульбообразная носовая оконечность, 2 — подруливающее устройство, 3 — скуловой киль, 4 — конструктивная ватерлиния, 5 — привальный брус, 6 — якорь Холла, 7 — клюз-ниша, 8 — киповая планка с роликами, 9 — фальшборт, 10 — шкартовный клюз, 11 — круглый иллюминатор, 12 — антенна радиопеленгатора, 13 — антенна радиолокатора, 14 — трехопорная мачта, 15 — радиоантенна, 16 — снижение антенны, 17 — грузовая балка, 18 — бортовой отличительный огонь, 19 — ветрозащитное устройство, 20 — ходовая рубка, 21 — штыревая радиоантенна, 22 — промысловый прожектор, 23 — сигнальный прожектор, 24 — тифон, 25 — кожух дымовой трубы, 26 — грузовая стрела, 27 — Л-образная мачта с салингом, 28 — силовой блок, 29 — фальшборт главной палубы, 30 — флагшток, 31—кронштейн, 32 — предохранительный зуб ахтерштевня, 33 — перо руля, 34 — стационарная направляющая насадка с гребным винтом, 35 — мостик, 36 — кормовой слип, 37 — кнехт, 39 — вьюшка, 40 — грузовая лебедка, 41 —люк, 42-рыбонасос с водоотделителем, 43 — грузовой люк, 44 — траловые доски, 45 — палубные ролики, 46 — запасной якорь, 47 - мотобот, 48 — стрела для мотобота, 49 — вспомогательная площадка, 50 — спасательные плоты в контейнерах, 51 — спасательный круг, 52 — пульт управления подруливающими устройствами, 53 — крылья ходового мостика, 54 — компас, 55 — вьюшка для кабеля, 56 — люк провизионной шахты, 57 — вентиляционная головка, 58 — якорное устройство, 59 — буксирный кнехт, 60 — вьюшка буксирного троса, 61 — люк форпика, 62 — судовой колокол, 63 — лебедка, 64 — аварийный люк, 65 — машинный телеграф, 66 — пульт управления винтом регулируемого шага, 67 — навигационный мостик, 68 — площадка радиолокатора, 69 — сейнерно-траловая лебедка, 70 — нот-балка, 71 — световой люк машинного отделения, 72 — люк для слива рыбы, 73 — неводовыборочная машина, 74 — люк трюма укладки невода, 75 — место установки пот-балки при работе с тралом, |
ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ МОДЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ МАСШТАБОВ |
Основные размерения моделей |
Масштабы |
|||
1 :25 |
1 :50 |
1:75 |
1 : 100 |
|
Наибольшая длина, мм |
1968 |
984 |
656 |
492 |
Длина по КВЛ, мм |
1840 |
920 |
514 |
460 |
Ширина, мм |
420 |
210 |
140 |
105 |
Высота борта, мм |
240 |
120 |
80 |
60 |
Средняя осадка, мм |
168 |
84 |
56 |
42 |
Допустимая осадка самоходной модели, измеренная по миделю при ходовых соревнованиях, мм |
184 |
92 |
61 |
46 |
Коэффициент пересчета, на который умножаются размеры на общем виде судна |
6 |
3 |
2 |
1,5 |
Чертежи для печати
|