НА ПРОМЫСЛЕ “АЛЬПИНИСТ”

Продовольственной программой СССР, принятой на майском (1982 года) Пленуме ЦК КПСС, определены меры по увеличению добычи рыбы и морепродуктов за счет повышения производительности промысла и роста эффективности использования флота рыбной промышленности. Немаловажную роль при этом играет модернизация рыболовного флота нашей страны, основу которого составляют сейнеры и траулеры.

Первые ведут промысел с помощью кошельковых неводов — сетчатых прямоугольников, длина которых достигает 600 м при ширине 15 м. Верхняя подбора (канат сетного полотна) оснащена поплавками, удерживающими невод на поверхности, а нижняя — грузами и уздечками с кольцами, через которые пропущен стяжной трос. Такой сетью обметывают (окружают) косяк, затем боковые ее стороны соединяют, а низ невода стягивают тросом. Образуется как бы кошель, удерживающий улов.

Траулеры — суда с кормовым слипом — используют другой способ промысла. Они ведут активное “процеживание” района, в котором предполагается наличие косяка, при этом орудия лова буксируются двумя длинными тросами—ваерами. Для раскрытия трала служат две траловые распорные доски, закрепленные на ваерах и расходящиеся от набегающего водного потока.

Оба способа имеют свои достоинства и недостатки и в принципе взаимно дополняют друг друга. Это означает, что в одних условиях наибольшим эффект приносит использование сейнера, а в других — траулера.



Достоинства и технические возможности промысловых судов обоих типов сочетает в себе сейнер-траулер “Альпинист”. Он одинаково успешно может вести промысел и кошельковым неводом, и тралом.

“Альпинист” — однопалубное судно с развитым баком и просторной промысловой площадкой в корме. Главные размерения его следующие: наибольшая длина 49,2 м, длина по конструктивной ватерлинии 56,0, ширина 10,5, высота борта 6,0, средняя осадка 4,22 м. Судно имеет конструктивный дифферент на корму: его величина составляет 0,8 м.

Движитель сейнера-траулера —трехлопастный гребной винт регулируемого шага, расположенный в стационарной направляющей насадке. Гидравлический механизм позволяет поворачивать лопасти, изменяя тем самым шаг винта. При этом скорость движения меняется — и это при постоянной частоте вращения валов винта и главного двигателя.

Повышению маневренности судна, необходимой и при работе с неводом, и при швартовных операциях, способствуют располагающиеся в носу и корме судна подруливающие устройства типа “винт в трубе”. С их помощью “Альпинист” может двигаться лагом и даже разворачиваться на месте.

В средней части корпуса имеются скуловые кили высотой 300 мм и протяженностью в половину его длины. Форма носа, а точнее — его подводной части, спроектирована бульбообразной, что существенно снижает сопротивление движению. С той же целью, а также для улучшения устойчивости на курсе и сглаживания сильных ударов в кормовую оконечность при волнении нижняя часть обводов транцевой кормы выполнена с предельно возможной V-образностью.

Для работы с тралом предназначен слип, представляющий собой аппарель с гидравлическим приводом. Когда необходимости в слипе нет — при промысле с помощью кошелькового невода, аппарель закрывают с нормы до уровня фальшборта, а на палубе устанавливают специальный закладной щит.

Рулевая (она же тралмейстерская) рубка, расположенная в носовой части, совмещена со штурманской, в ней также оборудован пост управления сейнерно-траловой лебедкой. Судном можно управлять и с верхнего навигационного мостика, где установлены дистанционные посты винта регулируемого шага и руля.

Главный промысловый механизм “Альпиниста” — сейнерно-траловая лебедка с электроприводом и линейным расположением барабанов. Основные барабаны предназначены для выбирания ваеров и стяжного троса. Последние проводятся через направляющие палубные ролики на блоки, подвешенные к переносной нот-балке.

Для слива улова из кошелькового невода используется погружаемый рыбонасос с гидроприводом: диаметр его приемного шланга 300 мм.

Грузовое устройство состоит из двух электролебедок и двух грузовых стрел грузоподъемностью по 1,5 т.

Швартовка и буксировка судна осуществляется промысловой лебедкой. По-этому в состав швартовного устройства входят только кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и швартовные тросы.

Для работы с кошельковым неводом, для связи с другими судами и с берегом “Альпинист” комплектуется мотоботом, оснащенным буксирным битенгом гидравлическим шпилем, промысловым прожектором и средствами радиосвязи.

Спасательные устройства сейнера-траулера — шесть надувных плотов в пластмассовых контейнерах и спасательные круги. Для спуска плотов на воду предусмотрены автономные сбрасыватели.

Согласно классификационным требованиям Федерации судомодельного спорта СССР модель можно построить в масштабах, приведенных в таблице.

Окраска: корпус ниже ватерлинии, перо руля, стационарная насадка, скуловые кили — темно-красный; палубы бака, рубки, площадки мостиков — темно-серый; надводный борт до фальшборта на бане, вентиляционные головки, палубные люки, прожекторы, антенны радиопеленгатора и радиолокатора, компас, пульты управления, сейнерно-траловая лебедка, грузовая лебедка, неводовыборочная машина — светло-серый; мачты, грузовые стрелы, стрела мотобота, балка силового блока — цвет “слоновой кости”; рубки, служебные помещения, фальшборт, стойки, леерное ограждение, кожух дымовой трубы — белый; якоря, клюз-ниша, барабаны швартовных и промысловых устройств. блоки, кнехты, название на борту — черный; ватерлиния, марка на рубке, название судна на рубке — красный; спасательные плоты, спасательные круги — ярко-оранжевый; верхняя и нижняя полисы на марке трубы, эмблема (серп и молот) — желтый крон. Промысловая палуба в корме покрыта деревянным настилом (расчертить и покрыть лаком).

В. КОСТЫЧЕВ



I — бульбообразная носовая оконечность, 2 — подруливающее устройство, 3 — скуловой киль, 4 — конструктивная ватерлиния, 5 — привальный брус, 6 — якорь Холла, 7 — клюз-ниша, 8 — киповая планка с роликами, 9 — фальшборт, 10 — шкартовный клюз, 11 — круглый иллюминатор, 12 — антенна радиопеленгатора, 13 — антенна радиолокатора, 14 — трехопорная мачта, 15 — радиоантенна, 16 — снижение антенны, 17 — грузовая балка, 18 — бортовой отличительный огонь, 19 — ветрозащитное устройство, 20 — ходовая рубка, 21 — штыревая радиоантенна, 22 — промысловый прожектор, 23 — сигнальный прожектор, 24 тифон, 25 — кожух дымовой трубы, 26 — грузовая стрела, 27 — Л-образная мачта с салингом, 28 — силовой блок, 29 — фальшборт главной палубы, 30 — флагшток, 31—кронштейн, 32 — предохранительный зуб ахтерштевня, 33 — перо руля, 34 — стационарная направляющая насадка с гребным винтом, 35 — мостик, 36 — кормовой слип, 37 — кнехт, 39 — вьюшка, 40 — грузовая лебедка, 41 —люк, 42-рыбонасос с водоотделителем, 43 — грузовой люк, 44 — траловые доски, 45 — палубные ролики, 46 — запасной якорь, 47 - мотобот, 48 — стрела для мотобота, 49 — вспомогательная площадка, 50 — спасательные плоты в контейнерах, 51 — спасательный круг, 52 — пульт управления подруливающими устройствами, 53 — крылья ходового мостика, 54 — компас, 55 — вьюшка для кабеля, 56 — люк провизионной шахты, 57 — вентиляционная головка, 58 — якорное устройство, 59 — буксирный кнехт, 60 — вьюшка буксирного троса, 61 — люк форпика, 62 — судовой колокол, 63 — лебедка, 64 — аварийный люк, 65 — машинный телеграф, 66 — пульт управления винтом регулируемого шага, 67 — навигационный мостик, 68 — площадка радиолокатора, 69 — сейнерно-траловая лебедка, 70 — нот-балка, 71 — световой люк машинного отделения, 72 — люк для слива рыбы, 73 — неводовыборочная машина, 74 — люк трюма укладки невода, 75 — место установки пот-балки при работе с тралом,







ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ МОДЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ МАСШТАБОВ

Основные размерения моделей

Масштабы

1 :25

1 :50

1:75

1 : 100

Наибольшая длина, мм

1968

984

656

492

Длина по КВЛ, мм

1840

920

514

460

Ширина, мм

420

210

140

105

Высота борта, мм

240

120

80

60

Средняя осадка, мм

168

84

56

42

Допустимая осадка самоходной модели, измеренная по миделю при ходовых соревнованиях, мм

184

92

61

46

Коэффициент пересчета, на который умножаются размеры на общем виде судна

6

3

2

1,5

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100