НА ЗАЩИТУ РЕВОЛЮЦИИ

Шла к концу последняя зима российского самодержавия. 27 февраля 1917 года царизм в России пал. Однако государственную власть в стране захватило буржуазное Временное правительство. VI съезд партии большевиков, состоявшийся в августе 1917 года, призвал пролетариат к вооруженному восстанию.

В армии и на флоте большевистские агитаторы развернули широкую разъяснительную работу. Уже к сентябрю 1917 года весь Балтийский флот шел за партией Ленина. На кораблях действуют большевистские ячейки. Были они организованы и на миноносцах - «Амурце», «Уссурийце», «Всаднике», «Гайдамаке».

Германский флот тем временем усиливал активность на Балтике. Осенью немецкое командование решило провести десантные операции по захвату Моонзундских островов. Для этого было выделено 10 линейных кораблей, линейный крейсер, 9 легких крейсеров, 57 эскадренных миноносцев, около сотни тральщиков, 11 миноносцев, 6 подводных лодок, 70 охотников за подводными лодками. Всего в этой армаде насчитывалось 320 кораблей - около 70 процентов состава всего немецкого флота.

Грудью встали на защиту Петрограда военные моряки Балтики. Состоявшийся в Гельсингфорсе 11 съезд балтийских моряков заверил, что флот исполнит свой священный долг по защите революции. В обращении съезда говорилось: «...Мы идем в бой не во имя исполнения договоров наших правителей с союзниками, мы идем к смерти с именем великой революции».

Грозному германскому флоту балтийцы могли противопоставить намного меньшие силы. К началу октября в районе Моонзундского архипелага находились устаревшие линейные корабли «Гражданин» и «Слава», 3 крейсера, 33 эскадренных миноносца, 13 тральщиков, 9 сторожевых кораблей, 19 сторожевых катеров, 3 канонерские лодки, 2 минных заградителя, 3 подводные лодки. Вместе с другими миноносцами сражался с германскими кораблями и «Амурец».

Особенно тяжелым был бой 17 октября 1917 года, когда к нашим кораблям, находившимся у базы Куйвасто, приблизился отряд немецкого вице-адмирала Бенка: 2 линейных корабля, 2 крейсера, 11 миноносцев и большое число тральщиков.

Навстречу врагу вышли линейные корабли «Слава» и «Гражданин», крейсер «Баян» и миноносцы. И когда главные силы немецкого флота начали втягиваться на русские минные заграждения, по ним открыли огонь орудия главного калибра линейных кораблей. Третий залп «Славы» оказался удачным - ко дну пошел один из тральщиков, потерял ход другой... Но силы были слишком неравными. Кроме того, артиллерия новейших германских кораблей превосходила русскую по дальнобойности. Линкор «Слава» вскоре получил пробоину, осел и уже не мог пройти через Моонзундский пролив. Наши корабли начали отходить к базе Рогокюль. Последними шли миноносцы «Амурец» и «Туркменец» - они заминировали вход в пролив и взорвали «Славу».

Захват Моонзундских островов дорого обошелся германскому флоту. В этот период красные балтийцы потопили свыше 30 кораблей и транспортов, повредили и вывели из строя 5 линейных кораблей, крейсер, 10 эскадренных миноносцев и тральщиков. Столь серьезные потери вынудили немецкое командование отказаться or наступления с моря на революционный Петроград, где партия большевиков во главе с В. И. Лениным уже готовила народные массы на решающий штурм Зимнего дворца - последнего оплота буржуазного Временного правительства.

Готовились к вооруженному восстанию и моряки Балтики - они направили в Петроград отряд военных кораблей с десантом на борту. По указанию Центробалта коммунист И. Н. Линде повел на штурм Зимнего сформированный им отряд моряков.

Получил задание Центробалта и экипаж миноносца «Амурец» - ему предлагалось оказать помощь трудящимся города Або в революционном перевороте. «Амурец» вошел по заливу в центр города и встал у главного моста. Высаженный на берег отряд моряков занял телеграф, вокзал и другие важные объекты. Уже через двое суток миноносец возвратился к Аландским высотам. Именно там и застала моряков радостная весть о сформировании Советского правительства и избрании В. И. Ленина Председателем Совнаркома.

18 февраля 1918 года германская военщина начала наступление по всему фронту от Балтийского до Черного моря. Вскоре были захвачены Рижский залив и Моонзундские острова, и боевые действия стали приближаться к местам базирования флота - Гельсингфорсу и Ревелю.

По указанию В. И. Ленина коллегия Народного комиссариата по морским делам направила Центробалту директиву о немедленном переводе из Ревеля в Гельсингфорс всех боевых и вспомогательных судов, которые были не в состоянии выходить в море по первому требованию, и подготовить к переходу из Гельсингфорса в Кронштадт все корабли, способные выдержать такой переход в условиях зимней Балтики.

Тяжелым и изнурительным и для кораблей, и для моряков был этот ледовый поход. «Во что бы то ни стало - в Кронштадт! - гремело по кубрикам. - Позор, если хотя бы один корабль достанется врагу!»

В первом отряде шла 2-я бригада линейных кораблей И крейсеры. Толщина льда достигала одного метра. Аврал следовал за авралом. Кораблям приходилось то давать самый полный ход, то отступать назад и вновь таранить неподатливый лед. За ночь корпуса вмерзали в ледяные торосы, а утром; «Полный вперед!», «Полный назад!», и так до тех пор, пока лед не поддавался. И вот наконец 17 марта на горизонте появились очертания Кронштадта. Более пяти суток продолжался 180-мильный переход.

Второй отряд вышел из Гельсингфорса 4 апреля и прибыл в Кронштадт 10 апреля 1918 года. 7 апреля выступил в поход третий отряд, а утром 10 апреля - корабли минной дивизии, и в ее составе - миноносцы «Амурец», «Уссуриец», «Гайдамак».

Всего были спасены 233 боевые единицы - все они своим ходом прибыли а Кронштадт и составили ядро Красного Балтийского флота.

В конце января 1919 года было принято решение выделить из состава флота действующий отряд судов Балтийского моря. В него вошли линейные корабли «Петропавловск» и «Андрей Первозванный», крейсер «Олег», 2 эсминца типа «Новик» и миноносцы «Амурец», «Уссуриец», «Всадник» и «Гайдамак». Кроме того, к отряду были присоединены 2 заградителя, 8 тральщиков, 6 сторожевых кораблей и 3 вспомогательных судна.

Весной 1919 года начался совместный поход Колчака, Деникина и Юденича против Советской России. С моря армию Юденича, наступавшего на Петроград, поддерживали корабли британского флота под командованием контр-адмирала Коуэна. Кроме того, в этот отряд входили корабли морских сил Эстонии и Финляндии.

Значительное превосходство в силах позволило Юденичу в середине мая прорвать фронт 7-й Красной Армии и захватить Ямбург (Кингисепп), Гдов, Псков и выйти на подступы к Гатчине.

В ночь на 13 июня гарнизоны фортов Красная Горка, Серая Лошадь и Обручев, поддавшись контрреволюционной агитации эсеров и меньшевиков, подняли мятеж против Советской власти. В организации этого выступления деятельное участие приняла английская разведка, база которой располагалась неподалеку от фронтов, на противоположном берегу Финского залива, в Терриоках. Одновременно на Нарвском участке фронта войска Юденича перешли в наступление.

Необходимо было как можно скорее подавить мятеж, чтобы не дать врагу воспользоваться благоприятно сложившейся для него обстановкой. Главный удар по Красной Горке решили нанести с моря корабельной артиллерией. 13 и 14 июня корабли флота непрерывно обстреливали мятежные форты.

Орудийный огонь красного Балтийского флота вызвал смятение в рядах мятежников, и около полуночи с 15 на 16 июня мятеж на Красной Горке был ликвидирован. На следующий день выбросили белый флаг контрреволюционеры форта Серая Лошадь. Благодаря этому Красная Армия смогла начать решительное наступление по всей линии Петроградского фронта.

С переходом войск Красной Армии в наступление под Петроградом начались и боевые действия против белофиннов на Межозерном участке фронта. Главной задачей при этом было уничтожение главной базы белофиннов в Видлице, что могло существенно облегчить изгнание «Олонецкой добровольческой армии» из Советской Карелии.

23 июля 1919 года 1-й дивизион сторожевых судов Онежской флотилии, заградитель «Яуза», флагманский корабль

«Петрозаводск» и пароходы с десантом сосредоточились в устье реки Свирь. Сюда же из Шлиссельбурга пришли миноносцы «Амурец» и «Уссуриец», а также сторожевые корабли «Ласка» и «Выдра», выделенные из состава Балтийского флота.

Участие в операции миноносцев значительно усилило огневую мощь кораблей Онежской флотилии. Дело в том, что миноносцы имели весьма мощные 102-мм полуавтоматические орудия с клиновым затвором и длиной ствола в 62 калибра. Масса такого орудия составляла 2,9 т, масса снаряда - 14,1 кг, начальная его скорость 914 м/с. Английские же 102-мм пушки имели длину 45 калибров, массу снаряда 11,2 кг и начальную его скорость 670 м/с. Так что русское орудие было почти в полтора раза дальнобойнее, а снаряд его - на 30 процентов тяжелее. Ну а трубки, взрыватели и приборы управления артиллерийским огнем, установленные на кораблях русского флота, считались и тогда лучшими в мире. Непревзойденной оставалась и меткость стрельбы русской морской артиллерии.

В 3 часа утра 27 июля корабли Онежской флотилии двинулись к Видлице. В 5.25 миноносцы «Амурец» и «Уссуриец», а также заградитель «Яуза» с дистанции 40 кабельтовых открыли интенсивный огонь по батарее в Видлице, На берегу вспыхнул пожар и через некоторое время раздался глухой взрыв. Однако вражеские орудия продолжали энергично отвечать на обстрел. Тем не менее наши корабли упорно приближались к берегу. К 8 часам огонь бело-финских батарей был подавлен. На берег высадился десант.

Видлицкая операция сыграла громадную роль в разгроме белофинской «добровольческой армии». Лишившись базы и штаба, противник откатывался под ударами наших войск, и вскоре фронт под Петрозаводском был ликвидирован.

К осени 1919 года империалисты Антанты организовали новый поход против РСФСР. Вновь полчища Юденича двинулись на Петроград. Петроградский комитет РКП(б) под личным руководством В. И. Ленина с помощью рабочих города создал три рубежа обороны. Причем фланги первого и третьего оборонительных рубежей прикрывались огнем боевых кораблей Балтийского флота.

Утром 21 октября 7-я Красная Армия перешла в наступление. Ее приморский фланг поддерживали орудийным огнем моряки-балтийцы. Матросские отряды, действовавшие в составе 6-й стрелковой дивизии, начали продвижение на Усть-Рудицу, армейские части - на Красное Село. Пять дней продолжались упорные бои, вошедшие в историю гражданской войны как Пулковское сражение. Оно послужило началом полного разгрома белогвардейцев и интервентов на Северо-Западном фронте.

14 ноября 1919 года армии Юденича в районе Ямбурга было нанесено решающее поражение, остатки белогвардейцев бежали в Эстонию.

После окончания гражданской войны миноносцы «Амурец», «Уссуриец», «Всадник» и «Гайдамак» еще некоторое время продолжали службу на Балтике. 31 декабря 1922 года «Амурец» был переименован и стал называться «Железняковым». «Всадник» получил название «Сладков», а «Уссуриец» - «Рошаль». С ноября 1926 года он стал использоваться как посыльное судно, в 1931-м - поставлен на длительное хранение и в 1938-м сдан на лом...

Кстати, «Амурцу» («Железнякову») удалось на десятилетие «пережить» остальные миноносцы того же типа - «Рошаль», «Сладкова» и «Гайдамака».

И. ЧЕРНИКОВ, Ленинград



СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Эскадренные миноносцы типа «Всадник», к которым относился и «Амурец», строились на добровольные пожертвования, собранные населением России во время русско-японской войны. 31 января 1905 года в городе Киле на верфи германской фирмы «Фридрих Крупп» были заложены миноносцы «Всадник», «Гайдамак», «Амурец» и «Уссуриец». Корпуса двух последних собирались в Гельсингфорсе на стапелях «Машино- и мостостроительного завода». В 1906 году вошли в строй корабли германской, а на следующий год - финской постройки. Основные тактико-технические данные этих кораблей были следующими: водоизмещение - 570 т, длина - 71,0, ширина - 7,4, осадка - 2,5) м; скорость хода - 25 узлов; проектное вооружение - две 75-мм и шесть 57-мм пушек, два пулемета, три торпедных аппарата и 25 мин заграждения.

В 1910 году корабли получили новое вооружение - по два 102-мм орудия и четыре пулемета, после чего они по боевой мощи значительно превзошли новейшие немецкие и шведские миноносцы. В советское время на корме миноносцев была установлена 37-мм зенитная автоматическая пушка.

Надводная часть миноносцев окрашивалась в шаровый цвет, подводная часть и марки на трубах были красными, козырьки труб, кнехты и киповые планки - черными, гребные винты - некрашеные, бронзовые.



Эскадренный миноносец «Амурец»: 1 - флагшток, 2 - гакобортный огонь, 3 - кнехты. 4 - площадка над румпелем, 5 - ограждение винтов, 6 - верп, 7 - сходной люк 8 - 102-мм орудие, 9 - сентилятор машинного отделения, 10 - световые люки, 11 - 450-мм торпедный аппарат, 12 - кормовой мостик, 13 - тросовая вьюшка, 14 - грот-мачта, 15 - гафель, 16 - грота-реи, 17 - 750-мм прожектор, 18 - пулемет, 19 - штурвал, 20 - машинный телеграф, 21 - компас, 22 - парусиновый обвес, 23 - забортный трап, 24 - шлюп-баяка, 25 - четырехвесельный ял, 20 - тузик, 27 - шестивесельный вельбот, 28 - головка центробежного вентилятора, 29 - леерная стойка, 30 - дефлектор котельного отделения, 31 - коечные сетки, 32 - штурманский стол. 33 - фок-мачта, 34 - фока-реи, 35 - боевая рубка, 36 - элеватор 102-мм снарядов, 37 - откидная площадка, 38 - волнолом, 39 - шпиль. 40 - клюз цепного ящика. 41 - роульс якорной цепи, 42 - палубный клюз, 43 - круглый люк, 44 - брага, 45 - гюйс-шток, 46 - кранец, 47 - рельсы для перезарядки торпедных аппаратов, 48 - штуртрос, 49 - носовая рубка парового штурвала, 50 - камбуз, 51 - парусиновая шлюпка Кебке, 52 - горловина угольной ямы, 53 - овальные люки, 54 - световой люк и дефлекторы машинного, отделения, 55 - кормовая рубка парового штурвала; 56 - радиорубка, 57 - кормовые минные скаты, 58 - якорь Холла.



Чертежи для печати (4 листа)

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №11
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100