ПУТЬ К "АРКТИКЕ"

И. БОЕЧИН

17 декабря 1974 года радиостанции в Москве и Ленинграде приняли короткую радиограмму: «Работа завершена». Так лаконично капитан Ю. С. Кучиев сообщал о том, что ходовые испытания атомного ледокола «Арктика» успешно окончены. «Арктика» - второй в мире атомный ледокол. И построен он, как и первый - «Ленин», - в нашей стране.

...1959 год. Он стал этапным в мировом судостроении. Это - год вступления в строй первого в мире атомного ледокола. Советские судостроители не ошиблись, поставив ядерный реактор на ледокольное судно. Это было прогрессивное решение: ледоколу нужна неограниченная автономность, то есть способность долго находиться в море без пополнения запасов топлива, и большая мощность силовой установки, ибо в поединке корабль - лед шансы на победу будут принадлежать судну, которое окажется сильнее стихии. Все это гарантирует атомный двигатель. Атомоход «Ленин» имел неоспоримые преимущества перед атомными судами, построенными затем в ФРГ, Японии и США.

Новый советский ледокол «Арктика» представляет собой улучшенный вариант уже испытанного и проверенного первого нашего атомохода. Ему не страшны преграды, воздвигаемые природой на Северном морском пути. Судно имеет водоизмещение 25 тыс. т, длину 150 и ширину 30 м. Три винта приводит в действие «атомное сердце» мощностью 75 тыс. л. с. Эта мощность позволяет атомоходу ломать пятиметровый лед, а на чистой воде развивать скорость в 18 узлов.

...Первый ледокол родился в 1864 году, когда кронштадтскому купцу Бритневу пришла в голову отчаянная мысль подрезать носовую часть небольшого парохода «Пайлот», Судно, приводимое в действие слабенькой (с точки зрения сегодняшнего дня) машиной - всего в .85 л. с., продлило навигацию между Петербургом и Кронштадтом на несколько недель. Срок небольшой, но это был первый шаг на пути развития ледокольного флота, первый шаг в Арктику. За «Пайлотом» последовали другие, более мощные ледоколы.

Неудивительно, что именно наша страна стала родиной наиболее интересных судов этого класса. Ни одно государство не нуждалось в ледоколах так, как Россия. Судите сами: десятки замерзающих портов (даже на юге - на Черном море) и самая северная транспортная магистраль - Северный морской путь. Вот что заставило судостроителей приложить немало сил для создания и совершенствования ледоколов. «Победа над льдами, - писал Д. И. Менделеев, - составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока Европейской России и почти всей Сибири».

Ледокольные суда были нужны русскому флоту, чтобы обеспечить регулярное мореплавание, нормальную деловую жизнь таких важнейших портов, как Петербург, Рига, Владивосток, Архангельск и даже Одесса.

Спустя годы после появления бритневского «Пайлота» в Николаев прибыл «Ледокол № 1». Это было первое в мире ледокольное судно с носовыми и кормовыми балластными цистернами. С тех пор они стали обязательной принадлежностью любого судна этого класса. Когда ледокол с полного хода взбирается на льдину, затвердевшая вода не всегда поддается объединенным усилиям скорости и веса корабля. И тогда носовые балластные цистерны заполняются водой, и вес носовой части ледокола искусственно увеличивается. Если не помогает и это, ледокол выкачивает воду из носовых цистерн и заполняет кормовые, чтобы быстрее сойти на чистую воду и повторить атаку на лед. И так до полной победы!

В 1889 году в Кронштадт вошел утюгообразный, похожий на броненосец, двухтрубный ледокол «Ермак», спроектированный известным флотоводцем и ученым адмиралом С. О. Макаровым. Сохранился рисунок тех времен - густо дымя, «Ермак» идет, легко ломая лед Финского залива, а рядом с ним на тройках несутся любопытные. Зрелище, что и говорить, необычайное... «Ермак» стал первым ледоколом, который осмелился бросить вызов тяжелым арктическим льдам.

Направляемый твердой рукой С. О. Макарова, он ринулся прямо на север. Выдвинув эффектный призыв: «К полюсу напролом!», адмирал Макаров не знал и не мог знать, что ледокол далеко не лучшее средство покорения полюса. В наши дни коварный полюс взяли, что называется, с флангов: в 30-х годах - с воздуха (высадка СП-1) и в 60-х из-под воды, когда советские и американские подводные лодки, неоднократно пробираясь под толщей льда, всплывали на полюсе, доказав, что не только ледоколы способны победить арктические льды.

На долю «Ермака» выпала интересная судьба. На его счету несколько арктических плаваний. В 1918 году он участвовал в знаменитом «ледовом походе» Балтийского флота из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт и Петроград через замерзший Финский залив, обеспечив спасение боевых кораблей. После Октябрьской революции он был одним из тех, кто осваивал Северный морской путь. В годы Великой Отечественной войны «Ермак» защищал блокированный Ленинград и только в 1963 году ушел в отставку. Чтобы увековечить память этого замечательного ледокола, некоторые предметы с «Ермака» сданы на хранение в морские музеи страны.

Первая мировая война заставила царское правительство правильно оценить важность морских сообщений на Крайнем Севере через такие порты, как Архангельск и Мурманск. В Англии спешно были заказаны несколько ледоколов, в том числе «Святогор» - улучшенная копия «Ермака». В конце 20-х годов этот ледокол под новым именем «Красин» приобрел международную известность во время похода по спасению уцелевших участников экспедиции Нобиле. Пробившись в высокие широты, он снял со льда итальянцев группы Мальмгрена и всех обитателей «красной палатки».

«Красин» - единственный ледокол первого поколения, который сохранился до наших дней. В 50-х годах его капитально отремонтировали и модернизировали - перевели на жидкое топливо и существенно изменили надстройку. («М-К» в № 11 за 1968 год публиковал чертежи модернизированного «Красина»). Сейчас прославленный ледокол стал базой геологов, исследующих Шпицберген.

В конце 30-х годов Советское правительство решило усилить ледокольный флот новыми мощными судами, которые вобрали самое лучшее, что накопил многолетний опыт «Ермака» и «Красина». Головной корабль новой серии «И. Сталин», спущенный на воду в 1938 году, внешне напоминал своих предшественников: такие же две высокие трубы, просторный мостик, но корпус более совершенный и машины гораздо мощнее. Ледоколы этого типа впервые в мире строились серийно - их было четыре. Головной уже в 1940 году приобрел международную известность, когда освободил из многомесячного ледового плена пароход «Седов», а в годы Великой Отечественной войны провел десятки караванов по опасным арктическим трассам. Суда этой серии оказались исключительно удачными, и мне довелось наблюдать, как в 1965 году этот модернизированный ледокол, носивший в то время новое имя «Сибирь», крушил льды в проливе Лаперуза освобождая затертый караван.

На счету судов этого типа не только непосредственная работа по специальности. Так, например, на ледоколе «Микоян», достроенном в первые месяцы войны в Николаеве, были установлены 130-мм орудия, и он в качестве вспомогательного крейсера участвовал в обороне Одессы, а потом совершил рискованный и беспримерный переход по охваченным войной морям и океанам на Дальний Восток. Путь пролегал через Черное и Средиземное моря, Суэцкий пролив, огибал южную оконечность Африки, по Атлантическому океану, мыс Горн, и, наконец, Тихий океан.

После войны наш ледокольный флот пополнился тремя хорошими судами типа «Капитан Белоусов», построенными по советскому заказу в Финляндии. Особенностью этих судов были носовые винты - в дополнение к кормовым. Они не только улучшили маневренность корабля, но и помогли ему бороться со льдом, направляя на него потоки воды.

В 1960 году поднял красный флаг ледокол «Москва» - головной из серии в пять судов, построенных на той же, что и «Капитан Белоусов», финской верфи «Вяртсила». Уже в первом рейсе «Москва» установила рекорд скоростного прохода Северным морским путем, а однотипный «Владивосток» сумел высадить прямо на лед очередную экспедицию.



1. «ЕРМАК», 1898 г., 98 - 21,7 - 7,6 м., 880 т, 14 узл., 9500 л. с.
2. «ФЕДОР ЛИТКЕ», «III ИНТЕРНАЦИОНАЛ», б. «КАНАДА», С. «ЭРЛ ГРЕЙ», 1909 г., 76 - 14,5 - 5 м, 3400 т, 17 узл., 6000 л. с.
3. «КРАСИН», б. «СВЯТОГОР», 1917 г., 96,8 - 21,8 - 7,9 м, 9300 т, 15 узл., 10 000 л. с.
4. «ЛЕНИН», б. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ», «ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ», 1917 г., 85, 6 - 19,5 - 5,8м, 6260 т. 12 узл., 8000 л. с.
5. «И. СТАЛИН». 1938 г., 106,7 - 23,2 - 6,7 м., 11 000 т, 15,5 узл., 10000 л. с.
6. «КАПИТАН БЕЛОУСОВ», 1954 г., 83,2 - 19,1 - 6,2 м, 4375 Т, 16,5 узл., 10500 л. с.
7. «МОСКВА», 1960 г., 118,9 - 24,5 - 9,5 м, 12840 т, 18,3 узл., 22 000 л. с.

Затем, в 1974 году наш ледокольный флот получил второго «Ермака» - современнейший корабль, построенный на «Вяртсиле». У него мощная силовая установка, совершенное радиолокационное оборудование. На борту имеется даже финская баня. Но самая интересная техническая новинка - это пневмоомывающее устройство. Принцип его действия заключается в том, что мощные потоки воды направляются вдоль корпуса, размывают битый лед и не дают ему смерзаться. А если нужно, это же устройство работает как подруливающее, улучшая маневренность корабля. За ним вступил в строй «Адмирал Макаров», строится и третий однотипный корабль. Ледоколы типа «Ермак» заслуженно занимают место после атомоходов «Ленин» и «Арктика», уступая им в мощности, они остаются на первом месте среди дизель-электроходов своего класса.

...В 1975 году поднял флаг второй в мире атомный ледокол, предназначенный для борьбы с тяжелыми арктическими льдами. Ему присвоили имя «Арктика». Это судно успешно прошло испытания и совершило первый рейс по Северному морскому пути.



Рисунок Ю. МАКАРОВА.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, поздравляя ученых, конструкторов, рабочих, судостроителей, машиностроителей и эксплуатационников с большой трудовой победой - завершением строительства и сдачей в эксплуатацию самого мощного в мире атомного ледокола «Арктика», выразил уверенность, что участники создания этого уникального судна выполнят задания партии по развитию советского судостроения и ознаменуют очередной, XXV съезд КПСС новыми трудовыми достижениями.

Работники судостроительной промышленности с честью выполнили наказ партии. Накануне XXV съезда КПСС спущен на воду очередной ледокол-атомоход этого типа «Сибирь», и можно не сомневаться, что за ним последуют новые, более мощные и совершенные суда такого класса.



1 - стойка якорного фонаря, 2 - фальшборт, 3 - судовой колокол, 4 - леерное ограждение, 5 - лобовая стенка надстройки, 6 - ходовая рубка, 7 - лучевая антенна, 8 - фок-мачта, 9 - радиолокационная антенна, 10 - радиоантенны, 11 - антенна коротковолновой связи, 12 - дымовая труба-мачта, 13 - прожектор кормовой, 14 - ограждение взлетно-посадочной площадки, 15 - вертолет, 16, 46 - шпили швартовные, 17 - флагшток, 18 - стационарный плетеный мягкий кранец, 19 - ледовый зуб ахтерштевня, 20 - перо небалансирного руля, 21 - гребные винты, 22 - шлюпка рабочая, 23 - якорное устройство со шпилями, 24 - клюз палубный, 25 - три отдельные роульса, 26 - кнехт буксирный, 27 - кнехт швартовный, 28 - взлетно-посадочная площадка для вертолета, 29 - пункт управления вертолетом, 30 - подъемный кран, 31, 41 - швартовные вьюшки, 32 - запасные лопасти гребного винта, 33 - большой разъездной катер, 34 - спасательная шлюпка, 35 - гравитационная шлюпбалка, 36 - наружный трап, 37 - спасательные плоты, 38, 39 - прожекторные площадки, 40 - пилорус, 42 - судовой поворотный кран, 43 - вертикальный трап, 44 - грузовой люк, 45 - пульт управления якорно-швартовными устройствами.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №2, 3
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100