Архив журнала Моделист-Конструктор
ОДИН ИЗ ЛЕГЕНДАРНЫХ...Матросы и офицеры были удивлены, когда увидели своего адмирала на мостике «Аскольда». Но ошибки не могло быть: на гафеле самого быстроходного крейсера Тихоокеанской эскадры развевался флаг ее командующего вице-адмирала Макарова. Между тем корабль с легкими и стремительными обводами набрал ход и вскоре скрылся за горизонтом, откуда доносилась все нарастающая артиллерийская канонада.
То, что выбор Макарова пал на легкий «Аскольд», а не на грозные, но в то же время неуклюжие броненосцы, было воспринято флотом как призыв к активным действиям. От растерянности и уныния не осталось и следа. Эскадра встрепенулась и ожила.
Что же представлял собой крейсер? Почему новый командующий, отступив, так сказать, от традиций, предпочел этот корабль мощным и надежно защищенным броненосцам? Было ли это прихотью адмирала или его поступок следует расценивать как мудрое предвидение? Справедливо, безусловно, второе предположение, ибо решение Макарова было вызвано реальными предпосылками.
В конце XIX столетия в военном кораблестроении России определился тип крейсера дальнего разведчика с легким бронированием и сильным вооружением, большой дальностью плавания и завидной скоростью. Это были лучшие по тому времени крейсеры в мире, и нет ничего удивительного в том, что острый ум Макарова сразу оценил преимущества нового типа кораблей, к которым относился и «Аскольд».
Крейсер строился за границей. Заложенный в январе 1899 года на верфи в Киле, он через год был спущен на воду, а в 1902 году поднял андреевский флаг и вступил в состав Балтийского флота. Помимо других новшеств (например, форштевня своеобразной формы), корабль имел пять труб, являясь, пожалуй, единственным пятитрубным крейсером той эпохи. Три машины «Аскольда» развивали мощность механизмов в 23 600 л. с., что позволило ему на ходовых испытаниях показать скорость в 24,5 узла. Дальность плавания крейсера составляла 3300 миль корабль мог пройти из Порт-Артура до Владивостока и обратно, не пополняя угольных ям. При этом оставался еще неприкосновенный запас топлива на случай внезапного боя или иного маневра.
Артиллерия «Аскольда» состояла из 12 шестидюймовых орудий, такого же числа трехдюймовых и 10 пушек более мелкого калибра. Дополняли вооружение 6 торпедных аппаратов, 2 из которых были подводными.
Экипаж крейсера насчитывал 20 офицеров и 514 матросов. При водоизмещении 5905 т «Аскольд» имел следующие метрические показатели: длина 130 м, ширина 15 м, осадка 6 м.
Таков был корабль, боевая и революционная судьба которого позволяет нам с полным правом поставить «Аскольд» в один ряд с «Варягом» и «Меркурием», «Потемкиным» и «Очаковом», «Азовом» и «Авророй».
|
После вступления в строй «Аскольда некоторое время находился в плавании в Средиземном море, а в декабре 1902 года через Суэцкий канал ушел на Дальний Восток для усиления тихоокеанской эскадры. В составе Порт-Артурского отряда крейсеров «Аскольд» нес разведывательную, сторожевую и охранную службу.
Экипажу крейсера повезло. В конце 1903-го, в канун русско-японской войны, в командование «Аскольдом» вступил молодой капитан 1-го ранга Борис Николаевич Грамматчиков отличный моряк, гуманный и образованнейший человек. Он происходил из известной петербургской артистической семьи, но бывавший в их доме Степан Осипович Макаров привил юноше любовь к морю и тем самым определил его призвание.
Борис Николаевич выгодно отличался от большинства представителей своей среды справедливым и человечным отношением к подчиненным. На крейсере были запрещены ругань и рукоприкладство, процветавшие на царском флоте.
В 1904 году разразилась русско-японская война. Она началась с внезапного нападения в ночь с 8 на 9 февраля японских миноносцев на русскую эскадру, стоявшую на открытом рейда Порт-Артура.
В эту ночь, будучи дежурным крейсером, «Аскольд» отражал атаки отдельных японских кораблей, а на рассвете принял участие в бою с японским флотом.
День за днем, месяц за месяцем проходят в напряженнейшей, ожесточенной борьбе. Бесконечные выходы в море, отражение атак, контрбои. В сражении 10 августа 1904 года, когда из-за повреждения флагманского броненосца строй эскадры смешался, «Аскольд» ведет ее за собой, а затем самостоятельно идет на прорыв, сражается с семью японскими крейсерами и выходит победителем.
После войны крейсер остается на дальневосточных коммуникациях.
1905 год. Волна революционных выступлений докатилась до самых отдаленных окраин Российской империи. Экипаж «Аскольда» не остался в стороне от событий. С 1906 года на крейсере уже действует небольшая, но сплоченная подпольная организация. Она устанавливает связь с комитетом, готовящим вооруженное восстание во Владивостоке. Однако крейсер не смог принять участие в выступлении: по приказу начальства, опасавшегося волнений, с корабля свезли боезапас и сняли замки с орудий, а команду загнали в трюмы. Все же часть моряков сумела покинуть крейсер, раздобыть оружие и присоединиться к восставшим. После подавления восстания многие из аскольдовцев были осуждены царским правительством на каторжные работы, а трех человек гальванера Герасимовского, кочегара Сивовала и машиниста Данилова расстреляли на берегу бухты Тихой.
С началом первой мировой войны «Аскольд» крейсирует в Индийском и Тихом океанах, сопровождая транспорты с войсками и преследуя одно время германский рейдер крейсер «Эмден».
Однажды днем «Аскольд» совершает беспримерный по своей дерзости налет врывается в турецкий порт Хайфу и под носом у береговых батарей захватывает и уводит германский пароход.
Нестерпимая жара, затхлая питьевая вода, плохая провизия, поставляемая союзниками, отсутствие регулярной связи с родиной делали условия службы очень тяжелыми. Экипаж роптал, росло недовольство, но, скованные жесткой дисциплиной, люди продолжали выполнять воинский долг.
За 18 месяцев беспрерывного плавания в районе боевых действий крейсер прошел более 55 тысяч миль. Механизмы износились, котлы текли. Все чинилось на ходу, зачастую с риском для жизни.
Наконец в марте 1916 года «Аскольд» был поставлен на капитальный ремонт в Тулоне. Матросы получили возможность бывать на берегу, где начали встречаться с рабочими, русскими политэмигрантами, читать русские газеты и нелегальную литературу. В команде резко повысился интерес к политическим событиям. Аскольдовцы часто обсуждали вопросы войны и мира, отношения к войне правительств, классов, народов, и вскоре на крейсере сложилась довольно большая группа революционно настроенных матросов.
Однако реакционное офицерство «Аскольда», информированное французской полицией, агентами царской охранки и провокаторами, решило упредить события. В ночь с 20 на 21 августа 1916 года в артпогребе корабля произошел взрыв, который послужил поводом к арестам и расправе с матросами. Последовавший суд представил дело так, будто бы на «Аскольде» существовала подкупленная немецкими шпионами организация, которая подготовила взрыв. Указывалась даже сумма подкупа 40 тыс. франков.
После «суда и следствия» четверо аскольдовцев Захаров, Бешенцев, Шестаков и Бирюков были приговорены к смертной казни. Моряков расстреляли 15 сентября в форте Мальбуск. Больше ста человек из экипажа «крамольного» крейсера было сослано в плавучие тюрьмы и штрафные батальоны. Но столь грубо разыгранная провокация не только не убила в матросах волю к борьбе, а, наоборот, усилила их тягу к революционной деятельности.
После всего случившегося союзная Франция постаралась поскорее отделаться от опасного корабля. В середине января 1917 года «Аскольд» пришел в Англию, где матросы узнали о Февральской революции в России. Первым политическим актом революционного экипажа был отказ давать присягу Временному правительству до тех пор, пока с крейсера не будут списаны офицеры, которых матросы считали виновниками кровавой расправы. Командование было вынуждено уступить дружному и решительному требованию аскольдовцев. Забегая вперед, следует сказать, что жертвы августовской провокации не были забыты: в январе 1918 года на III съезде Советов по просьбе матроса Железнякова все делегаты во главе с В. И Лениным почтили память расстрелянных матросов вставанием.
С первым известием о победе Великой Октябрьской социалистической революции команда крейсера перешла на ее сторону. На мачте «Аскольда» взвился алый стяг.
Несмотря на начавшуюся интервенцию и происки эсеров, корабль оставался верным революции. Ни лишения, ни голод, ни угрозы не сломили экипаж: и в этих условиях он поддерживал постоянную боевую готовность.
Однако 14 июля 1918 года «Аскольд» подвергся вооруженному налету и разграблению со стороны интервентов. Команда крейсера отчаянно защищалась, но силы были неравны. Не удались и попытки затопить корабль.
Крейсер был захвачен, подобно «Варягу», уведен в Англию и числился там под именем «Глория». Часть орудий с него интервенты установили на бронепоезде «Адмирал Колчак», который впоследствии захватила Красная Армия.
Лишь в 1921 году английское правительство согласилось вернуть «Аскольд» его законным хозяевам. После осмотра комиссией под председательством известного кораблестроителя А. Н. Крылова крейсер был выкуплен и продан на переплавку. На вырученное от продажи золото в Швеции были закуплены паровозы, столь необходимые в то время молодой Советской республике.
Так окончилась героическая эпопея этого корабля. Во время гражданской войны аскольдовцы сражались за власть Советов на самых различных фронтах, многие из них служили на Волжско-Каспийской флотилии под началом своего бывшего старшего механика Валериана Людомировича Бжезинского. Кстати, Валериан Людомирович, несмотря на весьма преклонный возраст, по сей день является сотрудником Центрального военно-морского музея в Ленинграде.
П. ВЕСЕЛОВ
Цветной рисунок: Крейсер I ранга «Аскольд». Рисунок выполнен читателем нашего журнала Ю. Дудниковым (г. Ростов-на-Дону) по фотографиям, полученным от бывшего мичмана машинной части легендарного корабля Валериана Людомировича Бжезицского.
|
Чертежи для печати
|