Архив журнала Моделист-Конструктор
ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОРАБЛЬРазные бывают корабли, по-разному складываются их судьбы. Этому выпала особая миссия выполнить волю восставшего трудового народа, дать сигнал к штурму старого мира. Вот почему он стал бесценной реликвией первой в мире Страны Советов.
Полвека назад, в день празднования десятилетия Великой Октябрьской социалистической революции, Председатель ВЦИК. СССР М. И. Калинин при награждении «Авроры» орденом Красного Знамени назвал ее первым кораблем революции. Об этом легендарном крейсере наш рассказ.
РОЖДЕНИЕ «АВРОРЫ»
Она была построена в Санкт-Петербурге на грани веков и спущена на воду 24 мая 1900 года (по новому стилю). Это был бронепалубный крейсер 1-го ранга, в конструкции которого использовали все технические достижения уходящего XIX века.
Свое название «Аврора» (утренняя заря) крейсер унаследовал от сорокачетырехпушечного русского фрегата, который в 1854 году отличился в боях при осаде Петропавловска-Камчатского.
Строительство «Авроры» велось под руководством талантливого русского инженера К. М. Токаревского на Новоадмиралтейском и Франко-Русском заводах. Броню поставлял Ижорский, а артиллерию Обуховские заводы.
«Аврора» вступила в строй русского военно-морского флота 29 июля 1903 года. Крейсер имел водоизмещение 6731 т, наибольшую длину 126,8 м, ширину 16,8, осадку носом 6,4, кормой 7,3, длину по ватерлинии 123,7 м. Три машины обеспечивали ход до 20 узлов. Вооружение состояло из восьми 152-мм орудий, установленных на верхней палубе, двадцати четырех 75-мм, восьми 37-мм пушек и трех торпедных аппаратов. Впоследствии, в период первой мировой войны, число 152-мм пушек довели до четырнадцати, а артиллерию меньшего калибра, утратившую боевое значение, сняли. Экипаж насчитывал 570 человек.
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
2 октября 1904 года «Аврора» начала беспримерный боевой поход на Дальний Восток в составе крейсерского отряда эскадры. Через несколько месяцев, в пасмурный день 14 мая эскадра подходила к острову Цусима. Шли строем двух кильватерных колонн. После полудня по курсу эскадры из туманной мглы выступили силуэты кораблей главных сил японцев. Около двух часов дня прозвучал первый боевой выстрел «Суворова» по флагманскому броненосцу «Микаса». Начался Цусимский бой.
Крейсеры «Аврора» и «Олег», защищая транспорты, вели борьбу с четырьмя японскими крейсерами. Вскоре отряд из четырех русских кораблей, в том числе и «Аврора», отбивал атаки уже десяти крейсеров противника. Осколком одного из снарядов, попавшим в просвет боевой рубки, был убит командир «Авроры», капитан 1-го ранга Е. Г. Егорьев. Командование взял на себя раненый старший офицер.
Пристрелявшиеся японские артиллеристы посылали снаряд за снарядом, нанося кораблю одно повреждение за другим. Но никто из матросов не проявил ни растерянности, ни страха. Раненые комендоры отказывались идти на перевязочный пункт, оставались у своих орудий и продолжали стрелять. Один из снарядов японцев пробил правый борт и, не разорвавшись, упал на батарейную палубу. Комендор Кривоносов схватил его и выбросил за борт.
Другой снаряд, разорвавшийся на заднем мостике, снес за борт 37-мм орудие, поранил многих матросов. От осколков взорвался ящик с патронами. Вспыхнул пожар. Огонь перебросился на еще один ящик. Тяжело раненный в руки и ноги матрос Борисов ползком добрался до него и, напрягая последние силы, столкнул за борт. Геройски держались и другие матросы. Когда запутались сигнальные флаги, сигнальщик Мекерин полез на фок-рей. Каждую секунду он мог быть сбит. Израненный осколками, отважный матрос все же спустил сигнал.
Шли часы долгого неравного боя. Корпус крейсера сотрясался от попадания снарядов, появился крен. Команда сражалась мужественно. Матросы котельной, несмотря на усталость, жажду, задыхаясь в чаду кочегарки, без смены с полудня и до полуночи стояли на боевом посту...
В феврале 1906 года, залечив раны, полученные в Цусимском сражении, «Аврора» вернулась в Россию завершилось пятнадцатимесячное плавание.
Во время первой мировой войны она в составе бригады крейсеров Балтийского флота несла дозорную службу в водах Финского залива, охраняя его от немецких кораблей. Осенью 1916 года «Аврора» возвратилась в Кронштадт для ремонта машин.
НАСТУПИЛ ГРОЗНЫЙ 1917 ГОД
На развитие революционного движения на флоте решающее влияние оказали большевистские пропагандисты. В Кронштадте в первые же дни Февральской революции матросы на митинге выдвинули требования: немедленно передать всю землю крестьянам, а власть Советам. На «Авроре» был выбран судовой комитет, ставший действительным хозяином корабля.
Крейсер оказался в центре революционных событий, будучи единственным в те дни представителем Балтийского флота в Петрограде. Это положение обязывало личный состав корабля оправдать доверие революционных моряков Балтики.
С первых дней революции команда «Авроры», руководимая ее большевистским ядром, была в авангарде борцов против самодержавия. В уличных боях, в разоружении юнкерских броневиков, в арестах прислужников царизма всюду матросы «Авроры» принимали непосредственное участие. На крейсере уже существовала крепкая большевистская организация, завоевавшая доверие команды и сумевшая объединить ее вокруг себя.
Период от февраля к октябрю был насыщен многочисленными политическими событиями. В них активно участвовали матросы «Авроры». Особенно знаменательны в жизни команды моменты встречи с В. И. Лениным: на митинге на Финляндском вокзале 3 апреля, когда революционный Петроград встречал вождя, возвратившегося из эмиграции, и 12 мая на Франко-Русском заводе, когда на встречу с Ильичем пришла вся команда. Ленинская речь произвела на матросов огромное неизгладимое впечатление.
Большевистское правдивое слово не раз звучало и на самой «Авроре». На крейсере выступал М. И. Калинин, слушали авроровцы В. Володарского, Б. Позерна и других видных большевистских пропагандистов. Многие матросы, находившиеся ранее под влиянием соглашательских партий, переходили ив сторону большевиков, становились под ленинское знамя. К июню партийная группа корабля насчитывала 42 человека.
Временное правительство, боясь присутствие революционно настроенного крейсера в черте города, дважды пыталось удалить корабль под видом ходовых испытаний. Но судовой комитет, запрашивая Центробалт, отклонил эти приказы. Корабль продолжал стоить у стенки завода, заканчивая ремонт и оставаясь в гуще се бытии столицы. Это было время, когда большевистская партия готовила массы к решительной битве.
ПРИКАЗ РЕВКОМА
В начале сентября команда провела перевыборы судового комитета. Председателем комитета стал машинист А. В. Белышев, секретарем С. П. Захаров, членами П. И. Курков, Т. П. Липатов, Н. И. Лукичев и другие.
Незадолго до исторических октябрьских дней Военно-революционный комитет вызвал в Смольный представителей от экипажа «Авроры». На собрании команды делегатами были избраны председатель судового комитета Белышев и машинист Лукичев, оба члены РСДРП большевиков.
В Смольном авроровцев принял Я. М. Свердлов. Подробно ознакомившись с положением на крейсера, он сообщил, что ввиду предстоящих событий партийный центр рекомендовал воинским частям назначить своих комиссаров для исполнения приказов Военно-революционного комитета. На корабль Белышев возвратился с мандатом комиссара.
24 октября судовой комитет крейсера «Аврора» получил предписание военного отдела исполкома Петроградского Совета привести судно в боевую готовность, восстановить движение на Николаевском мосту (ныне мост Лейтенанта Шмидта) которым был разведен юнкерами по приказанию Временного правительства.
Переправа через Неву войск, наступавших на Зимний дворец, имела огромное значение, и революционно настроенная часть экипажи «Авроры» это хорошо понимала. Комиссар крейсера Белышев, показав командиру корабля полученное им предписание, предложил перевести «Аврору» от стенки Франко-Русского завода к Николаевскому мосту. Командир растерялся.
Начались ссылки на недостаточную готовность машин, на рискованность перехода по необследованному фарватеру и т. д. Не получив поддержки со стороны командира и остальных офицеров, комиссар приказал их арестовать.
Тем временем секретарь судового комитета Захаров со шлюпки промерил глубину реки по пути крейсера к мосту. Никакой опасности посадить корабль на мель не было.
Крейсер отдал швартовы, медленно отделился от стенки завода и двинулся вверх по Неве. Вслед за «Авророй» на поддержку революционным силам в Неву и морской канал вошли еще 10 кораблей. Приказ Военно-революционного комитета был выполнен.
УТРО НОВОЙ ЭРЫ
Ранним утром 25 октября (7 ноября) революционные войска заняли вокзалы, мосты, электростанции, главный телеграф. Несколько броневиков перешли на сторону восставших. Временное правительство доживало последние часы. В этот день в боевых действиях против войск Временного правительства активное участие принимали и моряки с «Авроры». Вместе с отрядами красногвардейцев они занимали здания главного телеграфа и телефона, государственный банк и другие наиболее важные правительственные учреждения.
Комиссар и судовой комитет непрерывно получали сведения о ходе событий на берегу через связных. К вечеру Временное правительство, заседавшее в Зимнем дворце под защитой юнкеров, оказалось в кольце восставшего народа, солдат и матросов. Приближался последний штурм...
На полубаке «Авроры» собрались свободные от вахты матросы. На мостике били Белышев и члены судового комитета, сигнальщики. Все напряженно всматривались в громаду дворца, прислушивались к стрельбе на берегу. Авроровцы знали, что, если Временное правительство не согласится на капитуляцию и юнкера не сложат оружие, должны будут заговорить пушки крейсера. У носового орудия все готово: запас боевых снарядов рядом, на палубе. Б грозном молчании замер корабль. Все ожидали условного светового сигнала с Петропавловской крепости.
Б 9 часов 45 минут вечера красный огонь вспыхнул на крепостной мачте, и в ту же минуту по команде комиссара Белышева прозвучал холостой выстрел, неся войскам, осадившим дворец, весть о том. что «Аврора» всеми своими пушками готова поддерживать рабочих, солдат и матросов.
Вскоре после полуночи революционные войска ворвались во дворец и арестовали Временное правительство. Вооруженное восстание в Петрограде победило. При штурме Зимнего бок о бок с рабочими и революционными солдатами сражались матросы крейсера.
Сразу же после победы социалистической революции авроровцы поддерживали в городе порядок, а спустя два-три дня приняли участие в подавлении мятежа юнкерских училищ.
Когда началась гражданская война и иностранная военная интервенция, члены экипажа «Авроры» вместе с моряками других кораблей Балтийского флота направлялись на различные фронты защищать молодую Советскую Республику. Многие из ниx пали смертью храбрых в боях с белогвардейцами...
В годы Великой Отечественной войны крейсер не мог принять непосредственнее участие в боях с фашистским флотом из-за сильного износа механизмов. Но все же он внес свой вклад в дело победы над фашистской Германией. Артиллерийские установки главного калибра защищали Ленинград в районе Дудергофского озера на Вороньей Горе. Пушки «Авроры» вели огонь по немецко-фашистским захватчикам, рвавшимся к колыбели революции. Одно из орудий стояло на броненосце «Балтиец», который вел активную контрбатарейную борьбу с тяжелой артиллерией врага, обстреливавшей Ленинград. Орудия малого калибра были переданы Чудской военной флотилии и защищали берега Советской Эстонии.
Большинство матросов крейсера участвовало в боевых действиях Ладожской флотилии. Моряки легендарной «Авроры» сражались в первых рядах бойцов за свободу и независимость нашей Родины.
...Есть в нашей стране памятники, к которым никогда «не зарастет народная тропа». К ним относится и «Аврора», славный крейсер революции, чье имя символизирует собой зарю коммунизма, зарю нового мира.
ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ
Модель «Авроры» лучше всего строить в масштабе 1 : 100.
На наших чертежах и рисунках крейсер показан в том виде, какой он имел в 1917 году, в дни Великой Октябрьской социалистической революции.
Строить модель начинают с корпуса (см. теоретический чертеж на рисунке 1 в № 6), который можно изготовить любым принятым в судомоделизме способом. Наиболее распространена сейчас выклейка из стеклоткани по болванке.
Наборные элементы корпуса устанавливают на стапеле в положении вверх килем. Шпангоуты переносят с теоретического чертежа на фанеру, выпиливают, крепят на доске-стапеле и врезают в них киль и стрингеры.
Корпус «Авроры» имеет несколько характерных особенностей: к ним относятся выступы верхней палубы (так называемые спонсоны рис. 2б и 2в) за линию борта для установки орудий главного калибра. Перед спонсонами левого и правого орудий сделаны носовые срезы (рис. 2г). Они идут от палубы полубака до верхней палубы параллельно диаметральной плоскости. Кормовые срезы (рис. 2а) представляют собой углубления в бортах. Благодаря спонсонам орудия располагаются ближе к борту, что увеличивает сектор обстрела до 140°.
Через форштевень над ватерлинией проходит труба носового торпедного аппарата, оканчивающаяся выступом, который придает корпусу характерную форму. Два других торпедных аппарата размещены ниже ватерлинии в районе носового мостика и выступов в бортах не имеют.
В носовой части корпуса находятся якорные клюзы (см. рис. 2г) по одному с каждого борта. Они симметричны. Все детали клюзов (рис. 11) изготавливают отдельно.
Руль, рудерпост, старнпост, винтовой колодец надо перерисовать с чертежа и подогнать по месту.
Одновременно устанавливают дейдвудную трубу для гребного вала средней машины и по кронштейну (рис. 3) с левого и правого бортов для двух гребных валов обеих бортовых машин. Трехлопастные гребные винты (рис. 5) из латуни или другого листового металла припаиваются к ступице.
Для удобства работы и сохранности корпуса необходимо сделать подставку-подмакетник, то есть кильблоки по форме 7-го и 13-го шпангоутов, и укрепить их на двух прочных продольных рейках.
Корпус закрывают палубой из березовой фанеры толщиной 2 мм. Ее подгоняют по месту, снимают и расчерчивают в соответствии с рисунками 2а, 2б, 2в, 2г. Затем наносят карандашом линии надстроек, коечных сеток, горловин угольных ям, вентиляторов, шахт и других деталей. После этого обносят дополнительной линией палубной обвязки. В последнюю очередь рисуют доски настила, причем все линии, сделанные карандашом, углубляют под нажимом острым ножом. Палубу покрывают масляным лаком и ставят на клею.
Таким же образом подготавливают и устанавливают на место палубу полубака (рис. 2г), а под нее поперечную переборку из тонкой фанеры с двумя дверьми для входа в помещение под полубаком. Палуба полубака нависает над этой переборкой на 10 мм (рис. 6).
Следующим этапом будет изготовление объемных фальшбортов и их установка (рис. 2б, 2в, и 7).
Объемный фальшборт делают из рейки и устанавливают по чертежу. После этого изготовляют из полоски тонкого картона или жести обвесы-ограждения на спонсоны. На носовые и кормовые срезы в уровень с бортом врезают тонкие полоски жести. Внутренняя обшивка серая ткань, окантованная полоской белого целлулоида шириной 1 мм.
Корпус готов. Его зачищают наждачной бумагой и несколько раз шпаклюют. Красить корпус рекомендуем одновременно с другими узлами и деталями. Краску нужно разводить с таким расчетом, чтобы ее с избытком хватило на несколько покрытий.
Надстройки целесообразно делать по узлам. Среди них можно выделить:
а) носовую надстройку она состоит из овальной палубной рубки, нижнего мостика, боевой рубки, верхнего мостика, штурманской и рулевой рубок с походной каютой командира и палубы этой рубки (рис. 6, 9, 10, 11, 13—15);
б) среднюю надстройку в нее входят кожухи котельных отделений, трубы, вентиляционные головки (рис. 16, 18, 19);
в) кормовой и переходной мостики между носовой надстройкой и кормовым мостиком (рис. 20, 24);
г) кормовую защиту, то есть кормовую рубку, поперечную переборку, палубу над ними и кормовую боевую рубку (рис. 24);
д) рангоут фок- и грот-мачты со всеми деталями от палубы до клотика со стоячим и бегучим такелажем, флагшток и гюйсшток (рис. 27).
Детали надстроек и рангоута изготовляют отдельно, а затем после окраски монтируют в один узел, который и крепят на место.
Артиллерийское вооружение «Авроры» состоит из четырнадцати 6-дюймовых пушек. В палубную орудийную установку (рис. 25) входит орудие, станок, на котором оно крепится, и броневой щит.
В память об историческом выстреле на броневом щите носового орудия установлена мемориальная доска с надписью: «6-ДМ баковое орудие, из которого произведен исторический выстрел 25 октября 1917 года в момент взятия Зимнего дворца.
В 1916 году во время ремонта было установлено четыре 3-дюймовых зенитных орудия (рис. 26). Два из них на кормовом мостике и два на палубе кормовой защиты.
В якорное устройство входят становые якоря левого и правого бортов, механизмы подъема, стопоры и якорные ящики, на «Авроре» были якоря Холла со штоком (рис. 35). Их крепили, не втягивая в клюз, для чего на борту были сделаны упоры, а на уровне палубы устройства, через которые якорь подтягивался для крепления на борту.
Швартовное устройство состоит из шпилей, кнехтов, вьюшек, киповых планок, стопоров. Носовой шпиль находится под полубаком, кормовой на кормовой палубе, вьюшки для носовых швартовных тросов подвешены на подволоке нижнего мостика и четыре, по две с каждого борта, для кормовых тросов поставлены вертикально под кормовым командным мостиком (рис. 20 и 31). Вьюшки для буксирных тросов установлены между кожухом третьей трубы и передним световым машинным люком. Кнехты и киповые планки делают из оргстекла (плексигласа).
В спасательные средства крейсера «Аврора» входят баркасы, а также ялы, катера, вельботы (рис. 28). Их размеры для модели приведены в таблице.
Для вельботов и ялов, катеров и баркасов шлюпбалки обыкновенные (рис. 29), а для парового катера V-образной формы. Для установки больших и тяжелых баркасов и катеров устроены специальные ростры. От каждого борта к надстройке перекинуты по четыре бимса, на них настланы четыре платформы с кильблоками для баркасов и катеров.
Передний и задние машинные световые люки (рис. 17, 19) расположены между кожухом котельного отделения и кормовым командным мостиком.
Световых люков пять: два на полубаке, третий между первой и второй дымовыми трубами, четвертый впереди грот-мачты и пятый позади нее. Спасательные круги (24 штуки) из проволоки 0 1,5 мм. Трапы палубные и Забортный (рис. 23) набирают из полосок шпона. Каждый трап делают по месту.
Иллюминаторы бортовые из латунной проволоки Ø0,5 мм, навитой на стержень Ø4 мм. Их устанавливают на свежую краску.
Флаг белого цвета с голубой полосой внизу. На ней красной краской нанесены звезда, серп и молот. Над звездой два ордена: Октябрьской Революции и Красного Знамени. Гюйс красного цвета, в центре звезда, окантованная белыми линиями.
И. МАКСИМИХИН, Ленинград
|
Для тех, кого интересуют знаменитости.
«Аврора»: 1 носовой торпедный аппарат, 2 якорный клюз, 3 швартовый клюз, 4 скоб-трап, 5 гюйс-шток, 6 гюйс, 7 якорная цепь, 8 становым якорь, 9 боковое орудие, 10 иллюминаторы, 11 киповая планка, 12 световой люк, 13 кнехты, 14 спасательный круг, 15 носовой лац-порт, 16 нижний мостик, 17 обвесы нижнего мостика с коечными сетками, 18 вьюшки для носовых швартовых тросов, 19 боевая рубка, 20 верхний мостик, 21 главный компас, 22 штурманская, рулевая рубка и каюта командира, 23 фор-штаги, 24 фор-стень-штаг, 25 фалы для сигнальных флагов, 26 спонсон, 27 фока-реи, 28 топенанты, 29 марсовая площадка, 30 буксирный огонь, 31 ростры, 32 фор-марса-реи, 33 фор-стень-ванты, 34 фор-стеньга, 35 фор-банштаг, 36 прожектор, 37 топовый огонь, 38 прожекторный марс, 39 ванты, 40 носовой дальномер, 41 фок-мачта, 42 скоб-трап на прожекторный марс, 43 бортовые отличительные огни, 44 восемнадцативесельный баркас, 45 выстрел, 46 баркас двенадцативесельный, 47 верп, 48 фальшборт, 49 кожух котельного отделения, 50 атмосферная труба, 51 труб-штаги, 52 дымовая труба, 53 котельные вентиляторы, 54 паровой катер, 55 антенна, 56 снижение антенны и ввод, 57 шлюпбалка, 58 вельбот, 59 забортный трап, 60 трап-балка, 61 кормовой командный мостик, 62 площадка кормового компаса, 63 кормовой компас, 64 трап, 65 грот-мачта, 66 грота-рей, 67 грот-стеньга, 68 верхний топовый огонь, 69 грот-марса-рей, 70 клотик, 71 дирик-фал, 72 гафель, 73 верхний кильватерный огонь, 74 кормовая боевая рубка, 75 зенитное орудие, 76 кормовая защита, 77 кормовой шпиль, 78 леерное ограждение, 79 механический лот, 80 флагшток, 81 гакабортный огонь, 82 кормовые срезы, 83 орудийные порты батарейной палубы, 84 вьюшка для буксирных тросов, 85 кормовой и передний машинные световые люки, 86 горловины угольных ям, 87 нижний кильватерный огонь. |
Чертежи для печати
|